Биология

Что называют жизненным узлом и почему. Кармические узлы: признаки

«Биология головной мозг» - Б. Мозжечка и полушарий большого мозга. Изучить строение и функции головного мозга. Крупные … делят полушария на доли: лобную, … , затылочную и … . Продолжи предложение. Строение и функции головного мозга. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г. В. Полушария большого мозга и мозжечок. История исследования головного мозга.

«Головной мозг человека» - 10 фактов о человеческом мозге. Рефлексия. «Мозг-центр всех центров и главный орган ума» Гипократ. Люди имеют три формы памяти: сенсорную, долгосрочную и краткосрочную. 1. Наша краткосрочная память может запоминать одновременно только семь объектов. Причины нарушения работы головного мозга: Сегодня на уроке мне было сложно …

«На что способен наш мозг» - А если поглядеть внимательно, то нет. Посмотри внимательно на картинку..Что ты видишь? Прочитай ниже объяснение! Дети видят девять делфинов! Смотри только на точку. Смотри только на крест. Опять всё крутится? Через какое-то время бегущий кружок будет зелёным! Оталсьное мжеот бтыь ернуодй и ты смжоешь эот порчтиать.

«Строение головного мозга» - Заполни пропуски в тексте. Отделы головного мозга. В центре спинного мозга находится центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие 31 пару нервов. Строение и функции головного мозга. Тема: Строение и функции спинного мозга. (контроль знаний).

«Мозг человека» - Средний человек способен одновременно удерживать в памяти семь объектов. Мозг человека выполняет высшую функцию - мышление. Кровообращение. Большинство испытуемых с задачей справилась моментально. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа (за исключением простых организмов). Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи.

«Головной мозг» - Масса головного мозга человека составляет 1100 – 2000 г. Из каких отделов состоит головной мозг? Тема урока: Глаза у испытуемого должны быть закрыты. Головной мозг располагается в полости черепа. Отделы головного мозга. Средний мозг. Мозжечок. Головной мозг. Ход работы. Какова масса головного мозга человека?

Всего в теме 9 презентаций

Астрологи предсказывают нам судьбу на день, неделю, месяц и даже год. А есть ли астрологический фактор, который сопровождает человека всю жизнь, постоянно вмешиваясь в нее, и который в какой-то степени определяет его судьбу?..

Если моя жизнь определена заранее, думаю я, если гороскоп – это чертеж моей судьбы, то на этом чертеже должен быть указатель, который сообщал бы мне, к чему стремиться, куда идти, чем в жизни заниматься. У судьбы должен быть компас. И он существует. С одной стороны, его стрелкой является северный лунный узел , с другой – южный лунный узел. А посередине… Посередине идет борьба… Борьба с самим собой, с собственной судьбой и с обстоятельствами жизни по причине ее незнания.

Как превратить жизнь в судьбу

Вторжение в Божий промысел – предсказание судьбы – давняя забава человечества. Сколько оно существует, столько пытаются ответить на вечные вопросы. Цель жизни человека спрятана от него, поэтому-то ему все время хочется ее понять. Познать смысл жизни или предсказать судьбу невозможно доподлинно, так как она зависит от многих причин.

Процесс астрологического предсказания – это заглядывание в замочную скважину «божественной кухни». Предсказывают то, что видят. Отсюда можно сделать вывод, что Богу остается богово, а нам – сами понимаете что…

Сама жизнь представляет собой постоянное осознанное и неосознанное богоборчество, так как хотя она и предопределяется от рождения, но в то же время зависит от воли человека. Человек имеет право выбора…правда, только из того, что ему предлагают в этой жизни. Человек зависит от судьбы и судьба – от человека. Совместные усилия свыше и личной воли или их борьба друг с другом и определяют реальную жизнь. Чтобы духовно расти, человеку необходимо преодолевать что-либо в себе или окружающем, нужно бороться за себя, за свое место в мире.

Астрология задается вопросом, насколько жизнь человека соответствует его космическому предназначению. Она пытается примирить человека с его судьбой и ответить на вопросы типа «кто я есть?», «какова моя миссия на этой земле?». Не думаю, что Бог был занудой и выступал против астрологических средств. Богу, думаю, самому иногда требуется помощь!

Жизнь человека – промежуток времени от рождения человека до его смерти, за который воплощается судьба на земле. Жизнь называют судьбой в том случае, если хотят подчеркнуть, что она зависит от воли Бога и заранее определена. Человек превращает свою жизнь в судьбу, размышляя о ней.

Бессмысленно обижаться на судьбу. Каждый делает ее для себя сам. Судьба человека – это не наказание, а план работы на жизнь.

Смысл борьбы воли человека и божественного предначертания – в лунных узлах, определены уроки судьбы, которые нам нужно выучить. Словно жизненный компас, лунные узлы указывают направление следования человека, чтобы состояться как личность и стать счастливым.

Серьезным объектом внимания психологов, эзотериков, магов стали кармические узлы в судьбе человека.

Так профессиональные мистики называют не поддающиеся решению проблемы, сложные кризисы, выход из которых найти очень трудно.

«Узлы» мешают душе развиваться и познавать новые слои реальности.

Они вызывают сильнейшие негативные эмоции у «жертвы», и если все-таки удается их «развязать», жизнь становится намного более счастливой и полноценной.

Для появления серьезных трудностей есть веские причины

Многие задачи мы решаем достаточно легко и быстро, воспринимая их как обычные пункты списка дел. Но у каждого человека, как правило, есть хотя бы одна значительная проблема, которую он считает трудной и неразрешимой.

Это может быть отталкивающая внешность, болезнь, непонимание в отношениях с близкими людьми, невозможность зарабатывать деньги в желаемых количествах, страх, чувство «отсутствия успеха».

Такие запутанные негативные ситуации забирают у человека колоссальные объемы внутренней энергии. Кажется, что для их преодоления необходимо стать другим: изменить образ мышления или отказаться от тех благ, которые уже обретены.

Астрологи и эзотерики называют такие проблемы «кармическими узлами». «Заковыристые» жизненные обстоятельства, как утверждают знатоки восточных философий, посылаются нам свыше в качестве «уроков судьбы».

Если ситуация с точки зрения сторонних наблюдателей выглядит трудной, но главному участнику не доставляет негативных эмоций, это не кармический узел.

Например, в увольнении с работы для человека, скорее всего, не кроется ничего особенного, если он воспринимает это событие спокойно и даже радуется обретенной свободе.

Как понять, что "петля" завязалась?

Если нежелательная ситуация, которую вы стремитесь разрешить, доставляет много беспокойства, обратите внимание на признаки кармического узла:

  1. Достижению желанной цели мешают «непреодолимые» обстоятельства. У вас слишком мало времени, сил, денег, прав или других ресурсов для того, чтобы двигаться к мечте.
  2. На разных возрастных этапах возникают похожие трудности. Вас вновь и вновь обманывают, предают, лишают источника дохода или несправедливо обвиняют.
  3. В душе уже с детского возраста появляется чувство, доставляющее сильный дискомфорт. Это может быть неудовлетворенность жизнью, чувство собственной неполноценности или «ненужности». Иногда таким «персональным кошмаром» становится ощущение, что окружающие люди вас презирают, считают глупцом или не воспринимают всерьез.
  4. Трудные отношения складываются с человеком, с которым нельзя расстаться. Это могут быть неразрешимые конфликты с родителями, детьми, второй половиной.

Задачи из прошлых жизней

В западном мире «законом кармы» и, как следствие, «узлами», заинтересовались благодаря прорицателям. Они, как и восточные философы, в своем мировоззрении исходили из того, что человек проживает много жизней, воплощаясь каждый раз после смерти в новом теле.

Входя в состояние сонного транса, духовные наставники наблюдали прошлые инкарнации своих «пациентов».

После таких сеансов люди, обратившиеся к прорицателям, понимали, что их проблемы и негативные эмоции, связанные с ними, возникли не случайно, что трудные ситуации даны для переосмысления и работы над ошибками.

Многие отчаявшиеся «неудачники», обратившись за помощью к гипнотерапевту, и сейчас получают опыт путешествий в прошлые инкарнации.

Текущие проблемы помогают изменить ошибочные убеждения

Специалисты распознают кармические узлы. Как развязать их, подсказывает судьба, предлагающая человеку пройти определенный путь.

Некоторые люди, чрезвычайно обеспокоенные повторяющимися проблемами, приравнивают развязывание кармических узлов к смыслу жизни. Чаще всего они не ошибаются.

Придумайте себе также воображаемого «наставника». Это может быть известная личность или абстрактное лицо. Вы должны быть убеждены, что эта персона точно знает ответы на волнующие вас вопросы.

Вместе плохо - врозь скучно

Еще один тревожащий многих вопрос: как разрубить кармический узел в отношениях?

Довольно часто мужчина и женщина притягиваются друг к другу «по велению судьбы», но их связь вовсе не напоминает романтичную сказку. Две души испытывают тягу друг к другу и потребность быть вместе, но отношения складываются сложные и доставляют больше отрицательных эмоций, чем положительных.

В таких связях отсутствует один или несколько обязательных «ингредиентов» счастливого общения: понимание, доверие, согласие по важнейшим вопросам, общие интересы.

Личный вопрос

Как развязать узел? Другими словами, как сделать так, чтобы отношения со второй половиной стали благополучными или прекратились, уступив место счастью с другим мужчиной или женщиной?

Карма включает долги человека исключительно перед самим собой и никаких обязательств перед другими личностями, в том числе и членами семьи, быть не может. Однако люди вступают в отношения разного рода, чтобы выполнять свои кармические задачи.

Например, если цель души в нынешнем воплощении - научиться прощать, судьба будет вновь и вновь сталкивать ее с людьми, которых нужно будет «извинять» и принимать такими, какие они есть.

Кармический узел между мужчиной и женщиной возникает, когда две души вступают в близкие отношения с целью отработать старые долги.

Судьба объединяет лиц противоположного пола в пары не случайным образом, а с целью изменения и духовного совершенствования. Человек получает супруга, разрушающего его «идеализации».

Если, например, для женщины исключительно важна такая ценность, как «спокойная домашняя жизнь», то ее супругом, с высокой долей вероятности, станет мужчина, с которым построить «тихие» отношения нельзя.

Чтобы развязать кармический любовный узел, важно пройти несколько этапов:

  1. Понять, что единых правил поведения нет. Другой человек может и имеет право руководствоваться мыслями и принципами, отличными от ваших.
  2. Признать несовершенство свое и других людей - каждый имеет право на ошибку.
  3. Осознать, что если мы осуждаем другого человека, то впоследствии попадем в ситуацию, в которой сами вынуждены будем вести себя так же, как тот, кого мы критикуем.

Развязать «узел» со второй половиной также помогает обращение к Высшей силе, к наставникам, и благодарность.

Заключение

Если вы почувствовали, что вашу судьбу отягощают кармические узлы, не торопитесь считать себя неудачником. Подумайте о том, что ситуация может казаться плохой только с точки зрения одной конечной жизни.

Мы можем только догадываться о том, что делали в прошлых воплощениях и чем займемся в будущих.

Чем более тяжелый кризис проживает человек, тем сильнее и мудрее он становится в результате.

Вероятно, испытания, которые вы сейчас проходите, являются необходимой ступенью на пути к реализации самых сокровенных желаний.

Что значит ---ГОРДИЕВ УЗЕЛ.., и почему он так называется?... И как разрубить его в Жизни..., если таковой имеется?.....

  1. К ответу Светик добавлю лишь, что по рассказу Аристобула, Александр смог решить данную задачу, освободить ярмо вынув из переднего конца дышла крюк -"гестор",который закреплял яремный ремень.
  2. ГОРДИЕВ УЗЕЛ, согласно греческой легенде, - запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги.

    Оракул предсказал: развязавший узел получит господство над миром.

    Александр Македонский в 334 до нашей эры в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом ("разрубить Гордиев узел" - принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса) .

    Го#769;рдиев узел сложный узел, завязанный по легенде фригийским царм Гордием, развязать который смог только Александр Македонский, применив нестандартный подход к задаче. В переносном смысле может означать любую сложную задачу. Разрубить го#769;рдиев узел значит смело, решительно и энергично решить сложное дело.
    ____

    По легенде жрецы фригийского храма Зевса предсказали, что первый, кто вступит в их город, будет самым выдающимся царем за всю историю страны. Первым в город въехал на своей телеге никому не известный крестьянин Гордий.. . Его выбрали Фригийским царем. В память о данном событии он принс в дар храму Зевса телегу, на которой въехал в город. Гордий привязал е к алтарю таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человеку, который распутает го#769;рдиев узел, покорится весь мир.

    А узел? спросил Александр.

    Там, на ярме, есть и узел, который Гордий сам завязал, ответили ему, и есть предсказание: кто развяжет этот узел, тот будет владеть всей Азией. Но еще никто его не мог развязать, а пытались многие.

    Я хочу видеть эту повозку!

    В храм Зевса, где стояла Гордиева повозка, Александра сопровождала вся его свита и старейшины города. А следом шла толпа. Всем было интересно, что скажет царь и что он сделает, увидев Гордиев узел?

    Александр осмотрел повозку и узел из тонкого вишневого лыка, хитро завязанный на ярме.

    Это и есть Гордиев узел?

    Да, это тот самый узел, царь.

    Я развяжу его.

    Александр решительным шагом подступил к повозке. В храме стало очень тихо. Фригийцы с напряжением следили за ним, еле скрывая ироническую усмешку. Македоняне смущенно переглядывались. Ну, зачем Александр взялся за это? Ведь он не сможет развязать проклятый узел и станет у фригийцев посмешищем!

    Царь внимательно осмотрел грубое деревянное ярмо, повертел в руках узел. Узел был запутан и перекручен так, что концов его было невозможно найти. У Александра пошли по лицу красные пятна. Неужели и он не развяжет?

    Но этого не может быть. Не должно быть.

    Однако, несмотря на его усердные старания, лыко не развязывалось. Тогда Александр, закусив губу, отступил на шаг, выхватил меч и одним ударом разрубил Гордиев узел.

    Толпа ахнула. Фригийцы стояли ошеломленные. Македоняне радостно и гордо усмехались.

    Александр окинул окружающих дерзким взглядом.

    Если нельзя развязать надо разрубить! сказал он. И, сунув меч в ножны, пошел из храма.

    В македонском лагере торжествовали Азия будет в их руках!

    И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский. Большинство писателей сообщает, что молодой воин вошл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и выхватив меч, расск его одним ударом. Жрецы истолковали это так: Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией. Однако, по рассказу Аристобула, Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк так называемый гестор, которым закрепляется яремный ремень.

  3. Гордиев узел - трудноразрешимое, запутанное дело, задача, какие-то затруднения. Также Разрубить (рассечь) Гордиев узел - разрешить запутанный вопрос смело, решительно и сразу.

    От названия сложного, запутанного узла, завязанного, согласно одному из преданий, фригийским царем Гордием, который никто не был в силах развязать. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властителем всей Азии. Легенда, рассказанная древнегреческими писателями, повествует о том, что лишь Александру Македонскому удалось это совершить - он рассек узел мечом пополам.

  4. -Это трудности на каждом шагу они соединены в единый тугой Гордиев узел, который разрубается только мечом -решений, этих трудностей.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить и систематизировать в эволюционном плане знания учащихся о строении головного мозга; углубить знания учащихся о строении больших полушарий; познакомить с валеологическими аспектами сохранения здоровой нервной системы каждого учащегося (составление памятки).

Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, развивать навыки работы с научной литературой, компьютером.

Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, изучению родного края, общей культуре; валеологические аспекты в отношении самого себя.

Тип урока:

Комбинированный – изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Вид урока:

Форма работы – индивидуально-групповая.

Средства обучения:

Модели головного мозга рыб, птиц, земноводных, млекопитающих, человека, влажный препарат головного мозга млекопитающего; памятка «Элементы практической валеологии», тесты, карточки, видеофильм, «Черный ящик», большой экран монитора (бытовой телевизор с большим экраном (72 см по диагонали), подключенный к управляющему компьютеру), компьютеры.

ПЛАН УРОКА:

I. Актуализация знаний учащихся.

1. Игровой момент – «Черный ящик».
2. Проверка знаний о головном мозге:

а) работа на компьютерах;
б) индивидуальные задания по карточкам (дифференцировано).

3. Валеологическая пауза.
4. Эволюция головного мозга хордовых.

II. Изучение нового материала:

1. Общая характеристика полушарий большого мозга.
2. Особенность строения коры (доли, борозды, клетки, синапс).
3. Функции полушарий большого мозга.
4. Элементы практической валеологии.

III. Заключение:

1. Домашнее задание.
2. Закрепление.

ХОД УРОКА.

Учитель: Добрый день! Мы сегодня проводим урок в компьютерном классе и начнем его необычно.
Перед Вами «Черный ящик». Я прошу угадать, что в нем по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, мал по размерам, но сложен по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много внимания со стороны энергетических станций. Что же это может быть?

Ученики: Это мозг!

Учитель: А точнее?

Ученики: Головной мозг человека.

Учитель демонстрирует модель головного мозга человека в разрезе.

Учитель: Разговор о строении головного мозга мы начали на прошлом уроке и сегодня продолжим, но прежде посмотрим, что же вы знаете о строении головного мозга человека?

10 человек выполняют тестовое задание на компьютере, а остальные за столами по индивидуальным карточкам (4 минуты). Учитель со списком быстро проходит и выставляет оценки за тест на компьютере.

На экране телевизора головной мозг в разрезе.

Учитель: Назовите основные отделы головного мозга?

Ученики: На экране показывают продолговатый, средний, мост, мозжечек, промежуточный и большие полушария.

Учитель: А теперь ответы по индивидуальным карточкам.

Карточка 1. В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?

Ответ : Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение. (Опыт с кроликом.)

Карточка 2 . Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и т.д.

Карточка 3. Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного?

Ответ: Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.

Учитель: Валеологическая пауза. Текст упражнений для глаз на столах. Повторяем за мной:

(Первый вариант)

  • крепко зажмурить глаза на 3-5 сек;
  • открыть глаза на 3-5 сек;
  • повторить 6-8 раз.

(Второй вариант)

  • быстро моргать в течении 2-3 минут.

Учитель: Отдохнули, приступаем к работе. У вас было домашнее задание: посмотреть материал об эволюции головного мозга хордовых. Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшее изменение в процессе эволюции?

На экране телевизора рисунок 2. Такие же таблицы на столах учеников и модели головного мозга птицы, рыбы, млекопитающего и пресмыкающегося на столе учителя.

Ученик: Передний мозг.

Учитель: Что же он из себя теперь представляет у млекопитающих?

Ученик: Полушария большого мозга.

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции? Верно это кора, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

Учитель: Мы продолжаем знакомство со строением головного мозга и тема нашего урока «Полушария головного мозга». Записали в тетрадях и открыли учебник на стр. 66-67. А теперь внимание на экран монитора. Рис. 3.

Учитель: У человека полушария головного мозга развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария. Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. На рисунке в учебнике найдите мозолистое тело в виде подковы. Немецкие ученые на опыте доказали, что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала, когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела. Если у кошки перерезали мозолистое тело, то поведение ее менялось резко, каждое полушарие работало обособлено, а должно как единое целое. Сверху большие полушария покрыты серым веществом - корой. Под корой (найдите на рисунке на странице 66-67 учебника) находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон и выполняющих проводниковую функцию.

Учитель: Кора состоит из серого вещества. Что это?

Ученик: Тела нейронов.

Учитель: Обратите внимание на экран (рис. 4). Что это? Нейрон. В чем особенность нейронов коры?

Рис. 4

Ученик: Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Обратите внимание на рисунок в учебнике. Почему же клетки имеют много отростков? Это необходимо для формирования многосторонних связей. А как же это осуществляется? Внимание на экран рис. 5.

Ученик: На экране изображен синапс.

Учитель: Кто мне пояснит, что это?

Ученик: Синапс - место контакта двух нейронов или нейрона с клетками исполнителями.
(Возвращаем рис. 3.) Общая поверхность коры у взрослого человека 2200 см 2 . На коровом пространстве сконцентрировано14 млрд нейронов, а число синапсов не поддается числовому выражению. Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления - борозды. Различают 3 главные борозды - центральная, боковая, теменно-затылочная. Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную. (Учитель показывает на экране). А теперь найдите их на рисунке в учебнике и запишите в тетради.

Основные борозды коры:

  • центральная;
  • боковая;
  • теменно-затылочная.

Доли коры:

  • лобная;
  • затылочная;
  • теменная;
  • височная.

Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т.д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?

Ученик: Ушиб пришелся на зрительную зону. Значит она находится в затылочной доле.

Учитель: А сейчас попрошу механические часы (у кого есть) поднести к виску, ваши наблюдения? Слышно тикание часов. Почему?

Ученик: Наверное, там находится слуховая зона, т.е. в височной доле.

Учитель: Перед центральной бороздой расположена двигательная зона, а за ней зона осязания. Найдите на рисунке в учебнике все названия зон и укажите те, о которых не было речи. Это какие зоны?

Ученик: Зоны речи, (не лобная доля), вкуса и обоняния (височная доля).

Учитель: Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.
Еще в конце XIX ученые заметили, что полушария мозга ассиметричны в функциональном отношении.
В левом полушарии у правшей находится слуховой и двигательный центр речи. Они обеспечивают восприятие устной и формирование устной и письменной речи Кроме того, это полушарие отвечает за осуществление математических операций и процесса абстрактного мышления.
Правое полушарие в большей степени связано с обеспечением образного восприятия окружающей среды на основании прошлого опыта. Правое полушарие ответственно за музыкальное и художественное творчество. Однако следует подчеркнуть, что деятельность мозга человека протекает при одновременном участии обоих полушарий, каждого со своими особенностями. А иногда бывают и исключения, например, Луи Пастер, французский ученый, микробиолог оставил весомый след в мировой биологической науке, при этом у него работало только одно полушарие (это показало вскрытие после его смерти).
Об особенностях психической деятельности человека мы подробнее будем говорить чуть позже по курсу человека.
Чтобы наш головной мозг нормально функционировал, да и вся нервная система в целом, я вам подготовила небольшие буклеты с валеологическими рекомендациями: «Гигиена нервной системы». Прошу ознакомиться, а дома поподробнее разобрать и использовать.
Урок подходит к концу, ваше домашнее задание: стр. 66-67 учебника и заполнить до конца таблицу «Строение головного мозга».
А теперь я должна убедиться в том, как вы усвоили новый материал?

10 человек садятся за компьютеры, на которых записаны особые тестовые задания + 2 индивидуальных задания. Остальные внимание на экран (рис. 6).

Учитель: Укажите особенности строения больших полушарий?

Ученик: Правое и левое, мозолистое тело, кора, белое вещество, ядра.

Учитель: Назовите основные борозды и доли коры? (Рис. 7.)

Ученик: Борозды: центральная, боковая, теменно-затылочная. Доли: лобная, височная, теменная, затылочная.

На экране рисунок 8:

Учитель: Что такое зона?

Ученик: Участок коры, выполняющий определенную функцию.

Учитель: Назовите известные вам зоны и покажите по рисунку (слуховая, вкусовая, речевая, зрительная, двигательная, осязательная, обонятельная).

Учитель со списком проходит к ребятам, работающим за компьютерами и выставляет оценки.
Итог о работе ребят по индивидуальным заданиям.

Учитель: Один физик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражеие?

Ученик: Информация от зрительных рецепторов поступает в зрительную зону, где расшифровывается и предстает в виде зрительных образов.

Учитель: Операция на коре больших полушарий головного мозга не вызывает болевых реакций, однако прикосновение к некоторым участкам коры вызывает непроизвольное движение Как это объяснить?

Ученик: В области коры нет болевых рецепторов, но прикосновения в области центральной борозды вызывают движения, т.к. там находится двигательная зона.

Учитель: Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. А сейчас еще чуть-чуть внимания. Предлагаю вам творческое задание:

«Снайперы в медицине»

Некоторые заболевания мозга лечат, разрушая пораженные участки мозга электрическим током. Но трудно ввести электроды точно «в цель». Есть один способ - следить за положением электрода при помощи рентгеновской аппаратуры, но и он все же недостаточно надежен: необходимо вводить электрод в пораженную зону с большой точностью Как это осуществить?

Ответ:

Вводится пучок электродов. Чтобы проверить правильность попадания, по ним пропускают слабый ток. В зависимости от того, усиливаются или пропадают симптомы болезни, можно судить о точности попадания в пораженную зону.

Гигиена нервной системы – валеологическая памятка

Упражнения для развития памяти:

  • исходное положение стоя;
  • встать прямо, ноги вместе, руки опущены, смотреть на пол;
  • внимание сосредоточить на переносице;
  • спокойно вздохнуть через нос;
  • резко быстро выдохнуть;
  • сделать короткий поверхностный вдох;
  • чередовать вдох-выдох 10 раз;
  • каждые 10 дней прибавлять по 1 разу;
  • всего до 25 раз.

Дыхание «оживляющее нервы»:

  • исходное положение: стоя, руки опущены;
  • сделайте полный вдох;
  • задержите дыхание;
  • сожмите руки в кулаки;
  • медленно поднимите руки через стороны вверх;
  • оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;
  • медленно выдыхая, опустите руки;
  • сделайте очищающие дыхание.

Упражнение «Бодрость» (из йоги):

  • встать прямо;
  • руки в стороны на уровне плеч;
  • медленно вдохнуть, задержать дыхание;
  • делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания;
  • опустить расслабленные руки, медленно вдыхая;
  • сделать очищающее дыхание

Упражнение «Бодрость» тонизирует нервную систему. Его полезно выполнять утром или во время физкультурных пауз на уроках и дома.