Биология

Конспект урока "склонение имен существительных". Тема урока: "Склонение имен существительных" Урок по русскому языку склонение имен существительных

Тема урока: Склонение имен существительных
Цель урока:
Познакомить детей со склонением имен существительных, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Оборудование: графопроектор или мультимедийная приставка,
Набор слайдов или презентация урока,
АМОООПРЕДЕЛЕНИЕ
К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.
Море знаний нас ждет.

Волны открытий зовут.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Какие волны на море? Покажите в воздухе.
Запишем в тетради такое упражнение.
Какую букву вам напоминают волны?
(На доске выставляется таблица с буквой Мм)
Какие звуки обозначает эта буква?
([ м ], [ м, ] – согласн., звонк.)
В каких случаях пишется большая буква? (в именах собственных)
Запишем строчку Мм.
(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и»)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.
(Слово море записать на доске.)
ИГРА «СОБЕРИ РОДНЮ»
Подберите однокоренные слова к слову море.
(Работа со слайдами. На экране проецируются слова.)
Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячиь, взморье, поморье, поморец, поморка.
Прочитайте слова.
Все ли они являются однокоренными?
Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?
Разберем эти слова по составу.
Поморец поморка
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Прочитаем все слова орфографически.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Два ученика работают у доски)
Выпишите имена существительные.
Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
Встаньте те, кто «поймал рыбку».
Почему вы выписали именно эти слова?
Что называется именем существительным?
На какие три группы можно разделить имена существительные?
(мужской род, женский род, средний род)
Назовите существительное с безударной гласной в корне.
Какими словами можно проверить ее?

Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для нас

Пожелаем друг другу удачи

За работу! В добрый час.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

А вот и страна имен существительных.

(На доске открывается карта)

Что вы знаете об именах существительных?

Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (склонение)

Что такое склонение имен существительных.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Изменение окончания имени существительного по вопроса называется склонением.

(На экран проецируются слайды.)

Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!

А вы с ними подружитесь!

Повторим названия падежей и их вопросы.

Для чего нужны вопросы?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

Каждый из нас сегодня моряк.

Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)

Именительный

Моряк, лодка

Родительный

Кого? чего?

Моряка, лодки

Дательный

Кому? чему?

Моряку, лодке

Винительный

Кого? что?

Моряка, лодку

Творительный

Моряком, лодкой

Предложный

О ком? о чем?

О моряке, о лодке

Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.

Прочитайте вывод в учебнике.

Что такое склонение?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(музыкальная)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

С САМОПРОВЕРКОЙ

ПО ЭТАЛОНУ

В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.

Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

(Показать слайд)

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

(Работа с пособием «Школьник – 3»)

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРКПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

ИГРА «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ»

Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?

Прочитаем его телеграмму:

Долго я брожу в лису,

Не найду нигде лису.

Найдите ошибки.

Какие слова одинаково произносятся?

Выделите окончания в этих словах, определите падеж.

(Работа выполняется коллективно)

Где живет лиса? (в норе)

Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте задание упражнения.

Что вызывает затруднение?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое склонение?

Назовите падежи и их вопросы.

Наш корабль остается в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

Конспект урока
по теме: «Склонение имён существительных»

1. Ф.И.О. Оскреткова Э.И.

2. Класс 4В

3. Тема: «Склонение имён существительных»

4. Тип урока: урок новых знаний

5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

6. Необходимое оборудование: дидактический материал.

Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.

Задачи:

обучающи е:

  • формировать представление о склонении имён существительных;
  • учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
  • склонять имена существительные;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • чувство взаимопомощи;
  • аккуратность при выполнении письменных работ.

предметные:

  • умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
  • первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
  • умение изменять имена существительные по падежам;

метапредметные:

  • умение формулировать цели своей деятельности;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

личностные:

  • коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

2. Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П. года, п. нал, п. льто, п. сок, п. суда, с.бака, пш. ница.

Какие же буквы будем писать?

А, о, е.

3. Словарная работа .

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Все они словарные и являются именами существительными.

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

Составим предложение с данным словом.

Например: Во дворе гуляет злая собака

Найдем грамматическую основу. Определим части речи.

4. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

Какие слова называются именами существительными?

Какими бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:

Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

(?) друг

(?)друга

(?)другу

(?) друга

(?)другом

(?) о друге

Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг кого? друга

Кого? друга кем? другом

Кому? другу о ком? о друге

Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?

Чтобы правильно употребляться в речи.

Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?

«Склонение имён существительных».

Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

4. Изучение нового материала.

Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.

В русском языке 6 падежей и каждый имеет свое название:

1.Именительный

2.Родительный

3.Дательный

4.Винительный

5.Творительный

6.Предложный

В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.

Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.

У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких друзей.


Именительный. Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный. Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный. Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
… Лучше я себе возьму...
.
Винительный. Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный. Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный. Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Даше, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
.
Зато теперь все падежи
Я заучил напамять.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"

Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 4 класс.

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

  1. Личностных УУД:

а) Самоопроделения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки)

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Самоопределение к деятельности.

Цели: - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

Сообщение содержательной области.

Ребята, сегодня на уроке вы будете выполнять различные задания, работая в группах (класс разбит на 5 групп).Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное, как часть речи. Не следует забывать, что писать надо грамотно и красиво. А чтобы урок прошел удачно, я желаю вам успеха. И для начала мы вспомним основные правила работы в группе.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Цели: - активизировать мышление, память, внимание;

Повторить знания о падежах имен существительных, изученные орфограммы.

На доске записано предложение:

Втобу.. едет (по)ул..це Садовой и (по)площ..ди Московской.

Прочитайте предложение, объясните правописание орфограмм.

Спишите предложение аккуратно, соблюдая все соединения и вставляя пропущенные буквы. Пропущенные буквы подчеркните.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об изменении имен существительных по падежам. А как определить падеж имени существительного?

По вопросу от главного слова в словосочетании.

Вернемся к нашему предложению. Найдите грамматическую основу предложения.

  1. Постановка учебной задачи.

Цели: - выявление места и причины затруднения;

Постановка цели рока.

– Определите падежи имен существительных в этом предложении и выделите их окончания.

Автобус. И.п.- это главный член предложения – подлежащее.

Едет (по чему?) по улице. Д.п.

Едет (по чему?) по площади. Д.п.

Какие слова употреблены в одинаковых падежах?

По улице, по площади (в Д.п.)

Почему же слова по улице и по площади употреблены в одном падеже и с одним и тем же предлогом, а окончания у них разные?

Хотите узнать? Ну, тогда на этот вопрос сегодня на уроке нам и предстоит ответить.

  1. Открытие детьми нового знания.

Цели: _ в ходе выполнения работы в группах определить количество склонения в русском языке и выяснить, какие существительные относятся к каждому склонению;

Формулирование темы урока.

Раздаю карточки со словами.

1 группа: земля, страна.

2 группа: стол, конь.

3 группа: любовь, степь, рожь.

4 группа: Илья, слуга.

5 группа: зерно, копьё.

Чем объединены все слова?

Это имена существительные, ед.ч.

Просклоняйте их письменно в тетради, выделите окончания.

Сравните в своей группе окончания существительных, которые вы просклоняли. Что общего у всех существительных?

У разных существительных в одинаковых падежах окончания повторяются.

Определите род вашего существительного и окончание в начальной форме.

Давайте, сравним окончания существительных.

На доске появляется таблица, по ходу склонения слов детьми:

И.п. Ж.р. –а, -я, М.р. –а, -я, М.р. -, Ср.р. –о, -е, Ж.р. -

Р.п. –ы, -и, -и, -и, -а,-я, -а, -я, -и

Д.п. –е, -е, -е, -е, -у,-ю, -у, -ю, -и

В.п. –у, ю, -у, -ю, -,-я, -о, -е, -

Т.п. –ой,-ёй, -ой,-ей, -ом,-ём, -ом,-ём, -ю

П.п. –е, -е, -е, -е, -е, -е, -е, -и

При склонении имен существительных вы увидели сходства в окончаниях. Где вы обнаружили эти сходства?

Ж.р. и м.р. с –а, -я; М.р. - и ср.р. –о, -е; Ж.р. -.

Сколько можно выделить групп существительных по сходству окончаний? Обсудите в группе.

Три.

Какие существительные вы отнесете в первую группу?

Ж.р.и м.р. с –а,-я.

Во вторую?

М.р.с - и ср.р.с –о,-е.

В третью?

Ж.р.с -.

Сколько же склонений существительных есть в русском языке?

Три.

По сходству своих падежных окончаний при склонении все имена существительные распределяются по трем группам: 1, 2 и 3-е склонение. У каждого склонения своя группа окончаний. Мы это с вами заметили, составив таблицу окончаний.

Таким образом, к 1 склонению относятся существительные ед.ч. ж.р. и м.р. с –а, -я; ко 2 склонению – существительные м.р. с - и ср.р. с –о, -е; и к 3 склонению – существительные ж.р. с -.

На доске появляются таблички склонений.

1 скл.: 2 скл.: 3 скл.:

М.р., ж.р. –а, -я. М.р. -, ср.р. –о, -е. Ж.р. -.

Что нового вы узнали?

Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с –а,-я; ко 2 склонению – м.р. с - и ср.р. с –о,-е; к 3 склонению – ж.р. с -.

Сформулируйте в группах тему нашего урока.

Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.

Работа с правилом в учебнике.

А теперь давайте проверим все наши предположения о склонениях имен существительных. Откройте учебник на с.88. Прочитайте правило.

Какие существительные относятся к 1 склонению?

М.р. и ж.р. с –а, -я.

Ко 2 склонению?

М.р. с - и ср.р. с –о, -е.

К 3 склонению?

Ж.р. с -.

Составление памятки.

А как тогда определить к какому склонению относится имя существительное? Обсудите в группах.

Нужно определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

На доске появляется памятка.

  1. Определи род.
  2. Выдели окончание.
  3. Определи склонение.

луна третьего склонения, потому что оно женского рода. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что у существительного луна окончание –а, а оно в 1 склонении.

Я утверждаю, что существительное снег 1 склонения, потому что оно мужского рода. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что в этом слове нулевое окончание, а оно у существительных м.р. в 1 склонении окончание –а.

Я утверждаю, что существительное пень 3 склонения, потому что у него нулевое окончание. Согласны со мной? Почему?

Нет, потому что это существительное мужского рода, а к третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

Значит, сколько мы должны выполнить условий, чтобы правильно определить склонение существительных?

Два, определить род и выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

  1. Первичное закрепление.

Цели: - усвоить новый способ действия.

А сейчас вы с этим потренируетесь. Возьмите задание из конверта 1.

Определи склонение имен существительных, подпиши склонение над каждым существительным в карточке:

Дорога, библи..тека, аллея, колектив, хозяйство, комбайн, самолет, жилище, морковь, тетрадь, погода, ягода.

Как вы будете рассуждать, выполняя это задание?

Поработайте с заданием по цепочке в группе, комментируя ваши действия.

Фронтальная проверка задания.

Что же нужно сделать, чтобы правильно определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Определить род, выделить окончание, по роду и по окончанию определить склонение.

Какие же существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

К 1 – м.р. и ж.р. с –а, -я; ко 2 – м.р. с - и ср.р. с –о, -е; к 3 – ж.р. с -.

Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: - индивидуальная рефлексия достижения цели;

Создание ситуации успеха.

Работа по учебнику с.88 упр.166.

Самопроверка. Если согласны, рядом со словом ставьте +, не согласны -. Кто получил только плюсы?

(Эталон на обратной стороне доски)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: - включение «открытия» в систему знаний.

На партах лежат листочки, сейчас вы будете работать в них все вместе. Запишите в 3 столбика по 3 существительных 1 склонения, 2 и 3. Каждый должен назвать хотя бы одно существительное нужного склонения, и доказать какое это склонение.

Фронтальная проверка.

Игра « Не подведи своих». Я читаю существительные, каждой группе записать существительные определенного склонения. У доски тоже работают ученики. Определите род, выделите окончания.

Дверь, молоко, собака, погода, жизнь, поле, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, метель.

Проверим, кто из ребят у доски писал существительные 1, 2, а кто 3 склонения? Как вы определили? Проверьте себя.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: - самооценка результатов деятельности.

Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему же в словах по улице и по площади окончания разные?

Существительное улица – 1 склонения, а существительное площадь – 3 склонения, поэтому окончания разные.

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Какое задание наиболее понравилось?

Что показалось трудным?

Домашнее задание.

Упр.169. Прочитайте задание. Как же вы будете определять склонение существительных?

По роду и окончанию.


Тема урока. Склонение имен существительных.

Цели урока:

Образовательная:

знакомство с понятием « склонение имен существительных»,

отработка умения определять склонение существительного;

формирование навыков правописания и самоконтроля.

Воспитательная:

привитие детям любви к родному языку.

Развивающая:

расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;

развитие речи, мышления, познавательных интересов.

Этапы урока:

    Сообщение темы урока…………………………………………………1

    Словарная работа………………………………………………………..1

    Работа над новым материалом…………………………………………2

    Физкультминутка………………………………………………………..3

    Закрепление……………………………………………………………………..3

    Дифференцированная работа……………………………………………4

    Домашнее задание……………………………………………………….4

    Итог урока………………………………………………………………..4

Оборудование:

Рабочие тетради «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок» автор М.И.Кузнецова.

Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I .Сообщение темы урока (используется слайд 1).

II . Словарная работа

    Словарный взаимодиктант.

Первый и второй ряд работают по вариантам, третий ряд (учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке) выполняет задание в тетради «Учусь писать без ошибок» под руководством учителя. По одному ученику от каждого ряда работают у доски.

I вариант II вариант

тетрадка берег

кружка клад

игрушка парус

шубка поход

дорожка улов

тропка пирог

(Учащиеся первого варианта диктуют слова второму, затем учащиеся второго варианта диктуют слова первому. После этого меняются тетрадями и проверяют работы, исправляя ошибки зеленой пастой.)

Какое правило вспоминали, записывая слова?

(Правописание парных согласных на конце и в середине слова)

Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?

— Что общего в словах первого столбика?

(Это имена существительные, единственного числа, женского рода, с парной согласной в середине слова, начинаются на согласную, окончание –а, основа состоит из корня и суффикса).

2.Изучение правописания новых слов.

Запишите в словарик слова шампунь, картофель.

Эти же слова запишите в тетрадь, выделите орфограммы.

Важно запомнить не только написание этих слов, но и их род.

Какого рода эти существительные? (Относятся к существительным мужского рода).

Придумайте с каждым из слов предложение.

— Наиболее удачные предложения записываются под диктовку в тетрадь.

— В каком падеже стоят существительные в этих предложениях?

Какие окончания имеют?

— Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

III .Работа над новым материалом.

Существительные при изменении по падежам могут иметь окончания как в первом столбике (розовый фон), либо как во втором (зеленый фон), либо как в третьем столбике таблицы (голубой фон).

— Какие окончания у существительных первого столбика? Второго? Третьего?

Пользуясь таблицей, запишите слова в три столбика в зависимости от того, как изменяются их падежные окончания.

окно, дядя, лошадь, конь, сосна, цепь, поле

Каждое слово учащиеся сначала устно изменяют по падежам и определяют набор окончаний, свойственных этому слову; затем в тетради записывают это слово в один из трех столбиков.

Образец выполненной работы

дядя (м.р.) окно (с.р.) лошадь (ж.р.)

сосна (ж.р.) конь (м.р.) цепь (ж.р.)

поле (с.р.)

Какого рода существительные первого столбика? Второго? Третьего? Какие окончания?

В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на три большие группы – три склонения.

Чтение статьи учебника (с. 26.) хорошо читающими учащимися.

IV .Физкультминутка «Класс». По команде «Класс» дети повторяют движения за учителем. Без этой команды движения не повторяются.

V . Закрепление .

1.-Какие существительные относятся к первому склонению?

Упражнение 1. (с. 26)- выбор имен существительных первого склонения. Выполняется письменно в парах.

2.-Какие существительные относятся к первому склонению, какие – ко второму?

Упражнение 2. (с. 27) – различение имен существительных первого и второго склонений. Выполняется письменно фронтально.

3. Какие существительные относятся к третьему склонению?

Упражнение 3 – поиск имен существительных третьего склонения. Выполняется письменно фронтально.

— Саша записал слова в две группы: 1) слова 2 – го склонения; 2) слова 3 – го склонения.

Проверьте, нет ли ошибок в его работе.

    конь, зверь, огонь, часть, медведь, пень, шинель, картофель

    лошадь, скорость, боль, мысль, шампунь, лень, обувь, июль

Запишите слова по группам.

— Сколько слов будет записано в первую группу? Во вторую?

VI .Дифференцированная работа

1. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под контролем учителя следующее задание:


2.Сильные учащиеся выполняют упражнение 5 (с.28), а затем самостоятельно работают со словами на слайде.

VII . Домашнее задание .

Списать в тетрадь предложения упражнения 3 учебника.

По выбору:

1) Определить падеж встретившихся в предложениях имен существительных.

    Одно из предложений разобрать по членам предложения.

VIII . Итог урока.

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Какое задание показалось трудным?

— Как же определить склонение имен существительных?

IX Рефлексия.

Обозначь свое настроение