Горький М

Закономерности управления различными системами. Закономерности управлении различными системами Концепции менеджмента закономерности управления различными системами

Классификация систем

Современное представление о системах

Системный характер управления

Управление обладает свойствами системности, поэтому необходимо ознакомиться с основными положениями теории систем.

В переводе с греческого система означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены и взаимодействуют. Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т.е

реальные взаимодействия.

Признаком системы является целостность и сложность объекта управления,

Возможность его деления на составные части. Кроме того каждая система является составной частью более крупной системы, подсистемой.

Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как беско­нечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уров­нях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодейст­вующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть - все они представляют собой системы.

Существует множество определений понятия системы. Приведем некоторые из них.

Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обо­собленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

Система есть средство достижения цели.

Система - это целое, созданное из частей и элементов, для це­ленаправленной деятельности.

Организация также представляет собой систему - целостное об­разование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующие для достижения целей, ради которых организация создавалась.

Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и зако­номерности.

На рис. 1 приведены 4 вида клас­сификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организа­ции, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации.

1) По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса:

закрытые - изолированные системы, не взаимодействующие со средой, К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например часы;

открытые - системы, взаимодействующие со средой, обмени­вающиеся с ней материей, энергией, информацией.

Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей дея­тельности - готовую продукцию, услуги, информацию и т.д.



2) По характеру функционирования (способности менять свою структуру и поведение ):

стабильные - системы, которые не способны к каким-либо ак­тивным изменениям.

К данному классу систем относится, прежде все­го, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусст­венных. Их отличительная особенность состоит а том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и опре­делиться задачами использования;

Самостабилизирующиеся (адаптивные) системы, которые умеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние. К адаптивным сис­темам относятся живые организмы, в гом числе человек;

самоорганизующиеся - системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в со­стоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Само­организация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. самоорганизующиеся системы эволюционируютв более сложные и более жизнеспособные системы;

развивающиеся - системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмуще­ния, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей целью Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные сис­темы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них про­исходят и процессы самостабилизации и самоорганизации.

3)По степени и виду управляемости системы можно разделить на
ряд классов и подклассов.

На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, в управляемых системах по способу управления можно выделить;

программные (разомкнутые)- системы, управляемые по за­данной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам откосятся несложные технические уст­ройства;

регулируемые (замкнутые) - системы, способные восприни­мать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления.

Организационные системы относятся к классу управляемых регу­
лируемых систем. ч

4) По происхождению системы подразделяются на три класса:
природные (естественные) - системы, существующие в живой и неживой природе, возникшие без участия человека. Примеры таких систем - атом, молекула, организм;

технические (искусственные) - системы, созданные человеком. Примерами подобных сиртем являются механизмы, машины, автоматы;

социальные (смешанные) - системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты.

Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это - индивидууы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это-элементы, составляющие структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы)

1.2.3 Система управления и ее элементы

Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными сточки зрения состава и количества элементов.

Обычно они постоянно развиваются, хотя могут временно стабилизироваться или даже деградировать. Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообраз­ным) и не всегда предсказуемо.

Важная особенность социальной системы состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свой­ство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздей­ствия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

Для того чтобы социальная система была устойчивой, а следовательно, жизне­способной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления).

Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным отно­шением к ресурсам; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образо­вание, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

Органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

Коммуникационные каналы;

Набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Определенное соотношение органов управления, связанных между собой ком­муникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую ста­тику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. - его механизм.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоян­ном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Сама система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью ме­ханизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с управителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, со­вет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, ис­полняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управ­ляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирова­ние и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, напри­мер, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он бо­лее активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем боль­ше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них луч­ший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление,

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), обра­зующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовы-вал соответствующие решения.

От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей - руководителей и сотрудников подразделений управления.

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий и позволяло реализовать свои потенциальные возможности.

Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчи­ненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непред­виденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые на­верху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой дву­стороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полу­ченную от другой стороны.

Это облегчает.корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации ко­манд, другой - в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объек­тивным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обуслов­лена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реакция может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий.

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, доста­точность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второсте­пенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

■ соответствовать целям и задачам объекта управления;

Учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

Предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

Поддаваться контролю;

■ иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективно­сти можно отнести:

1) оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию"общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с по­мощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информа­ции; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, по­вторяющееся отношение в природе и обществе.

Выделяют три группы законов:

♦ всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;

♦ общие для больших групп явлений, например:

Закон онтогенеза (совокупность преобразований от рождения до конца жизни), который применим для управления организацией (сокращение периода становления организации, продление периода зрелости,замедление заключительного этапа жизнедеятельности);

Закон сохранения превращения энергии

♦ частные или специфические, например:

Закон сложения скоростей в механике

Закон Паркинсона «Растущая пирамида»

Между законами существует диалектическая взаимосвязь: общие действуют через частные, а те представляют собой проявления общих

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управ­ления следует отнести к частным законам общества, которые мало ис­следованы. Достаточно отметить, что в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по ме­неджменту о них практически не упоминается, зато приводится очень много принципов управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

Закономерности управления - это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств:

выяв­ление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей;

исследование потребностей на устойчивость или повторяемость;

исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления;

выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Мы постарались систематизировать закономер­ности управления и представить их в табличной форме

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

2. Закономерности управления различными системами

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).

Рис.2.1. Система управления в виде контура управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять . Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь , суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.

Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Чтобы предотвратить данную ситуацию, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой - зависела бы от степени достижения целей управления, т.е. от результатов функционирования ОУ.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис.2.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Рис.2.2. Организация как кибернетическая система с управлением

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью . Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления . Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W) , так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

ВВЕДЕНИЕ.
Темой моей контрольной является – «Закономерности управления различными системами».
Актуальн6ость данной темы обусловлена тем, что в управлении так же имеются свои законы. В каждой организации управление можно рассмотреть, как закономерность управления различными системами. Системой называется совокупность отдельных элементов, находящихся между собой в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия и образующих единое целое. Свойствами любой системы является то, что ее элементы и система в целом обладают определенной внутренней организацией; система в целом обладает свойствами, которых нет у отдельных ее компонентов; каждая система имеет определенную цель своего функционирования. Любая крупная система может быть рассмотрена как совокупность отдельных подсистем, которые, в свою очередь, образованы из отдельных элементов, и т. д. Каждая подсистема при этом имеет определенную самостоятельность и решает свои задачи, но эти задачи или цели определены задачами и целями системы.
Целью контрольной работы является рассмотреть закономерности управления различными системами.
Задачи:

    Рассмотреть объекты управления
    Изучить закономерности и принципы управления
    Рассмотреть принципы и функции управления.

1.Упраление различными системами в менеджменте
1.1. Объекты управления
Объектами управления на производстве являются: персонал организации, т.е. управленцы, служащие, специалисты, рабочие; производствотехнологи- ческие процессы, техническая подготовка, контроль качества продукции, производственные мощности и др.; финансы - движение денежных потоков, бухгалтерские операции, инвестиции и др.; рынок - конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию, покупательский спрос и предложения, исследование рынков сбыта, ценовая политика, реклама и т.д.;
материальные ресурсы, а именно их продвижение от закупки у поставщиков, движения в технологическом процессе вплоть до выхода и сбыта готовой продукции или услуги; качество продукции, а именно система качества, используемая в данной организации; проекты, внедряемые на этапе создания новых объектов и реструктуризации существующих; внешнеэкономическая деятельность организации в рамках реализации продукции и деловых контактов; экология и мероприятия, связанные с ее улучшением, и др.
Каждый из перечисленных объектов порождает специфический менеджмент, а именно: кадровый, производственный, финансовый, экологический и др.
Управление объектами осуществляется руководителем предприятия и менеджерами различного уровня, которым делегированы соответствующие полномочия и которые на практике реализуют эти полномочия с помощью соответствующих методов управления. 1

1.2. Закономерности и принципы управления
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. 2
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.
Процессы управления и производства объективны. Они проявляются в деятельности людей, и от того, насколько полно и глубоко люди осознают закономерности развития производства и управления и учитывают их в своей деятельности, зависит и состояние этих сфер деятельности людей.
В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:
1. Единство системы управления производством:
- единство принципов управления всех звеньев;
- единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;
- единство функций управления;
-единство методов управления;
- единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;
- единые требования к кадрам.
2. Пропорциональность производства и управления.
3. Централизация и децентрализация.
4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.
Принципы менеджмента 3
1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.
2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)
3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.
4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.
5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.
6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.
7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.
8) Принцип оптимального сочетания социально- психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию
9) Структура системы менеджмента
структура системы менеджмента - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
структура системы менеджмента:
1 - повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
2 - ресурсосбережение;
3 - расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;
4 - организационно-техническое развитие производства;
5 - социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
6 - методическое обеспечение;
7 - ресурсное обеспечение;
8 - информационное обеспечение;
9 - правовое обеспечение;
10 - стратегический маркетинг;
11 - НИОКР;
12 - организационно- технологическая подготовка производства;
13 - производство;
14 - тактический маркетинг;
15 - сервис выпущенных товаров;
16 - управление персоналом;
17 - разработка управленческого решения;
18 - оперативное управление реализацией решения.
Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей. 4
Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие: 5
1. Миссия и виденье организации
2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)
3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач
4. Структура процессов производства продукции или услуги
5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)
6. Наличие и качество систем информационного обеспечения
7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций
8. Учёт специфики управления персоналом
9. Соблюдение финансового равновесия организации (
Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Системы менеджмента могут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть "принимающими решения" и таким образом "прописывающими" действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач
10.Природа и состав функций менеджмента
Менеджмент -- это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом; посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы навыков, -- концептуальные, гуманитарные и технические. Хотя некоторые теоретику менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные функции.
1. Планирование.
- Выбор целей и путей их достижения (планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, понимании сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы, включает организационное планирование и постановку целей, принятие управленческих решений).
2. Контроль.
- Мониторинг и корректировка деятельности.
3. Организация деятельности.
- Установление ответственности за выполнение задания (это разработка структуры, осуществление и изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала). 6
4. Лидерство.
- Использование влияния, чтобы стимулировать сотрудников (по Дафту это означает понимание и реализацию природы и основ организационного поведения, лидерства, мотивации, коммуникаций и командной работы).
Менеджмент использует для достижения целей организации следующие виды ресурсов.
- Человеческие.
- Финансовые.
- Сырьевые.
- Технологические.
- Информационные.
Результат деятельности менеджера в общем случае выражается в следующем.

    Достижение целей.
    Продукты.
    Услуги.
    Эффективное использование ресурсов (экономичность).
    Эффективность.

2.Закономерности управления различными системами
2.1. Система управления
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (Приложение 1). 7
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия,существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами: 8
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.
Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: 9
1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей у
и т.д.................

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).

Рис.2.1. Система управления в виде контура управления

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять . Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь , суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:

1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;

2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.

Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Чтобы предотвратить данную ситуацию, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой - зависела бы от степени достижения целей управления, т.е. от результатов функционирования ОУ.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис.2.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Рис.2.2. Организация как кибернетическая система с управлением

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью . Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления . Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W) , так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции: 1) получение, создание нового знания; 2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование , принципы : единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются: - экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход , который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков » (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология , которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука , например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов , разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.

Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента
В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности
.1 Единство системы управления производством-единство принципов управления всех звеньевединые требования к кадрам

2Пропорциональность производства и управления.
3. Централизация и децентрализация.
4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем
Структура системы менеджмента - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем
1 повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг,2 производство; 3.разработка управленческого решения
Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Система управления система менеджмента целой организации разрабатывается с учётом специфики организации.

Формальные группы выделяются как структурные подразделения в организации, имеющие определенную нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство, имеют формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, в также формально закрепленные за ними функции и задачи
В организации существует три основных типа формальных групп:

Командная соподчиненная группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также

могут быть руководителями.

Рабочая целевая группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. .

Формальный лидер – руководитель, занимающий штатную должность, или тот, на кого возложены обязанности руководства подчиненными. Формальный лидер должен знать о наличии неформальных групп и лидеров, учитывать это в кадровых назначениях, наладить деловой контакт с неформальным лидером, учитывать его мнение.

Неформальные группы – это спонтанно образовавшаяся группа людей на основе взаимных симпатий, общности интересов, увлечений, не связанных с деятельностью организации, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной

Неформальные лидеры. Неформальный лидер - работник, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся влиянием в группе, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации

Управление и повышение эффективности групп.

Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов. Оптимальное количество человек в группе 5-8 человек. Группа более человек имеет тенденцию распадаться и у участников группы может быть боязнь говорить при большом количестве человек.
Билет №4
Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.
Первый этап развития менеджмента – древний период, начавшийся ещё до нашей эры и продолжавшийся до 18 века. Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества как правило, является отсутствие должного управления. Одним из первых, кто создал характеристику управления, был Сократ. Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению должна базироваться на всеобщих законах и является важным элементом системы жизнеобеспечения общества.

Второй этап – индустриальный период 1776-1890. Наибольший вклад в менеджмент данного периода принадлежит А.Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда и являлся специалистом в области управления. Идеи управления производством Р.Оуэна актуальны по сегодняшний день.

Третий этап – период систематизации 1856-1960. Все, что сегодня называется менеджментом, зародилось именно в этот период эволюции и промышленной революции, когда сами владельцы уже не могли наблюдать за всеми работниками и управлять ими и стали нанимать и обучать лучших работников, которые в целях интереса владельца, управляли производством первые менеджеры.

Четвертый этап развития – информационный период 1960 г. по наст.время. Появляются управленческие школы, в управлении стала применяться математика и компьютеры. В 60-е годы начинается разработка концепции управления, в 70-е появилась идея открытой системы управления с учетом факторов внутренней и внешней среды.

Школа научного управления

Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач используя наблюдения, замеры, логику и анализ, они решили, что можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения

2. Администратвная или классическая школа

предложил выделять функциональные блоки и выделять 6 основных функций организации: производственная, коммерческая, финансовая, страховая, административная, учетно-бухгалтерская.

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук Школа человеческих отношений. Исследователи этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда.
?

Школа поведенческих наук. Основной постулат этой школы в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
организация должна лежать на высшем руководстве и быть ориентирована на людей.

4. Школа науки управления или математическая школа управления

Углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению математических моделей

Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решение в сложных ситуациях.

II. Процессный подход 20-е гг. XX в. - по наст.время - рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций основными функциями менеджмента являются: организация, мотивация, планирование, контроль.

III. Системный подход 50-60 гг. XXв. - по наст.время - подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.

IV. Ситуационный 60-е гг. XXв. - по наст.время - концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Характеристика функций планирования. Понятие миссий, целей и задач организации. Стратегические и тактические планы.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает новые товары и завоевывает новые рынки.

Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Планирование – одна из функций менеджмента (рис.10.1). В ходе планирования разрабатываются планы. План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Рис.10.1. Цикл менеджмента

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
– по степени охвата (общее и частичное);
– по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности);
– по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий);
– по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
– по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
– по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
– по степени адаптивности (жесткое и гибкое).

В ряду соподчиненности планов фирмы различают следующие виды планирования:
– общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);
– стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);
– тактическое (условий хозяйственных операций – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);
– оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Выделяют четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, – больших или малых, – является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.

Осознание организационных стратегий – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Основными признаками стратегического планирования являются:
– цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;
– носитель идеи планирования - высший менеджмент;
– проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;
– горизонт планирования – длительные сроки;
– охват – глобальный, широкий спектр альтернатив;
– принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
– анализ внешней и внутренней среды;
– формулировка миссии (смысла существования) ицелей организации;
– разработка стратегии.

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии;
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Стратегии концентрированного роста:
– стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий);
– стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта;
– стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.

Стратегии интегрированного роста:
– стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками);
– стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).

Стратегии диверсифицированного роста:
– стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной производственной базе);
– стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на освоенных рынках);
– стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках).

Стратегии сокращения:
– стратегия ликвидации бизнеса;
– стратегия «сбора урожая»
(сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе);
– стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности);
– стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Существует несколько типов стратегических решений (рис.10.2).

Рис.10.2. Типы стратегических решений

Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (например, логистической, маркетинговой, инвестиционной и др.), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования.

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).