Пушкин А.С

Воспитательный дом (Флоренция). Воспитательный дом брунеллески Воспитательный дом во флоренции

Есть множество памятников истории и культуры, но некоторые из них заслуживают особого внимания. В число таких достопримечательностей входит Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти или Приют невинных), расположенный на площади Святейшего Благовещения. Это одно из первых зданий в стиле эпохи раннего Возрождения.

История создания

Детский дом во Флоренции был учрежден по инициативе флорентийской знати в рамках благотворительных мероприятий. Его возведение в 1419 году поручили архитектору Филиппо Брунеллески, местом для строительства выбрали монастырский огород около церкви Сантиссима-Аннунциата.

До 1427 года работами руководил сам Брунеллески, и первый этап строительства Воспитательного дома был завершен под его наблюдением.

В 1430 году в южной части здания сделали пристройку, а спустя 9 лет завершили верхний этаж, но без пилястр, включенных в проект Филиппо Брунеллески. Заведение было открыто в 1445 году.

Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции

По мнению многих искусствоведов, флорентийский Воспитательный дом оказал мощное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой архитектуры.

Особенно уникальным был для того времени фасад здания - архитектурная вариация на тему античности (в два этажа) длиной более 70 метров, оформленная с лоджиями и колоннами, которые протянулись вдоль одной из сторон площади.

Также впечатляет контрастное цветовое решение фасада Воспитательного дома: при оформлении второго этажа использовалась гладкая штукатурка белого цвета, а все колонны и членения были выполнены из местного серого камня. Кстати, этот колористический эффект позже войдет в число излюбленных приемов Брунеллески, а также станет часто использоваться другими флорентийскими зодчими. В конце XV столетия лоджия Детского дома была украшена 14 майоликовыми медальонами бело-голубого цвета, выполненными из глазурованной глины. На медальонах изображены запеленатые по пояс новорожденные. Это изображение («флорентийский младенец») позже стало одним из обозначений международной медицинской символики - эмблемой педиатрии.

В центре здания расположен двор квадратной формы, окруженный аркадой с несколько приподнятым сводом. При этом арки опираются на колонны коринфского ордера (ранее там находились лоджии).

Кстати, Воспитательный дом работы Филиппо Брунеллески, находящийся во Флоренции, интересен еще и тем, что в его облике впервые были соединены несущие арки и круглые колонны с классическими капителями.

Особенности деятельности «Приюта невинных»

На момент открытия Воспитательный дом во Флоренции стал первым масштабным сиротским приютом в Европе, где взрослые не только несли ответственность за бездомных детей, но и помогали им при достижении совершеннолетия стать полноценной частью общества.

Изначально нежеланных младенцев оставляли в чаше перед портиком здания, но в 1660 году ее убрали и установили горизонтальное крутящееся колесо, при вращении относящее новорожденных в здание. Такой подход позволял сохранить анонимность родителей. Подобная система работала до 1875 года, когда приют упразднили.

Мальчиков, поступающих в Оспедале Дельи Инноченти, обучали письму и чтению, а после - навыкам в соответствии с их способностями. Девочек учили приготовлению пищи, шитью и прочим умениям, необходимым для ведения хозяйства. При выпуске Приют невинных обеспечивал своих воспитанниц приданым, позволяя выйти замуж, также девушки могли уйти в монастырь.

Наши дни

В данный момент в Воспитательном доме расположены крупные благотворительные организации Флоренции:

  • офисы ЮНИСЕФ;
  • женский приют;
  • три детских приюта;
  • школа материнства;
  • двое яслей.

Бывший Детский дом является национальным центром детства и юности.

А за счет расположения в исторической части города обзор Оспедале Дельи Инноченти включен во многие экскурсионные программы. Конечно, интересно посмотреть на само здание, но также можно посетить музей (художественную галерею) Воспитательного дома во Флоренции, расположенный на территории бывшей столовой. Там хранятся полотна таких известных живописцев, как:

  • Сандро Боттичелли;
  • Лука делла Роббиа (в его мастерской были выполнены медальоны с изображениями младенцев);
  • Пьеро ди Козимо;
  • Доменико Гирландайо.

Всего в музее насчитывается 77 картин на религиозную тематику (в том числе «Мадонна с Младенцем и ангелом», «Поклонение волхвов»).

Добраться до Воспитательного дома можно как пешком, так и на общественном транспорте. Первый вариант предпочтительнее, поскольку позволяет увидеть во время пути другие местные памятники культуры и истории, а также прогуляться по площади Piazza della Santissima Annunziata и посетить одноименный храм.

В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Строительство было начато по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески, он разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Модель приюта, выполненная Брунеллески долгое время хранилась в здании шелкового цеха, в соответствии с ней продолжалось строительство, позже она была утрачена.

В результате, не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Оспедале дельи Инноченти, или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей; он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские; предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески.

Вазари в "Жизнеописании" упоминает вскользь Воспитательный дом, среди проектов, разрабатывавшихся во время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре. В отличие от Вазари современные историки и искусствоведы дают проекту Воспитательному Дому Брунеллески высочайшую оценку. Он общепризнанно считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, показателен уже тот факт, что реформаторская деятельность Брунеллески в архитектуре началась именно со светского здания.

Брунеллески создавал некое идеальное детское учреждение, требовавшее идеального архитектурного воплощения, но не совпадающего с реальными потребностями. Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности - как понимали ее в ту пору. Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. В учреждении нового типа предполагался и штат воспитателей нового, гуманистического склада. Однако с самого начала не была учтена главная функция дома - служить приютом для младенцев. Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Великий зодчий создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри.

В плане здания , который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.

При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических и античных строений. Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади, между площадью и зданием протянулась лестница из нескольких ступеней, почти во всю ширину фасада. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами,- все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески напоминает образцы тосканского Проторенессанса.

Из-за тяжелых войн с Филиппо Мария Висконти постоянно не хватало денег, и в строительстве, естественно, имели место перебои, что объясняет нам судьбу многих построек Брунеллески, оставшихся незавершенными. Недостаток средств в определенной мере объясняет также скромность тех строительных материалов, которыми пользовался Брунеллески. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) - вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер. Брунеллески предпочитал простые и ясно обозримые формы, проникнутым демократическим духом, к тому же общая экономическая ситуация диктовала бережное отношение к использованию дорогих материалов.

В средние века здания утилитарного назначения не принято было украшать фасадами. Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым.

Двухэтажный фасад в виде аркады или лоджии с колоннами , которые находятся на ступенях, придающие монументальность и вместе с тем легкость зданию, протянулся вдоль одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается девятью аркадами на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Колонны несут возложенную на них тяжесть без всякого усилия, без всякого напряжения. Готические здания обычно развертывались в высоту, Брунеллески же развертывает фасад по горизонтали. Продуманный четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии.

"Пропорциональная зависимость между зданием и пространством площади выражена размером полуциркульных арок, соотношением между их шириной и высотой колонн, кажущимся перспективным уменьшением верхнего этажа с окнами" Дж.К. Аргон.

Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески.

В проекте Воспитательного дома ярко проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармони, он стал образцом для всей архитектуры Ренесанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо Итальянского Ренесанса. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Впоследствии, в 1463-1466 годах, лоджия была декорирована 14 полихромными майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики, о чем пишет в своей книге Э.Д.Грибанов. Копия медальона была размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии. С XIX в. «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

Флоренция. Капелла Пацци

Построенная во дворе церкви Санта Кроче, капелла Пацци занимает одну из узких стен его ограды. Прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, она отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом. Плоскость стен интерьера расчленена более темными полосами архитектурных тяг, как бы обрисовывающих костяк строения. Этим членениям всецело подчинена полихромная декорировка в виде рельефов из поливной терракоты, выполненных скульпторами Луккой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, как полагают, и самим Брунеллески. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци средоточием новых принципов архитектуры Ренессанса.

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Капелла Пацци


Местонахождение:
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Палаццо Питти


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы:

Церковь Санто-Спирито

(XIV-XVI века, Средние века, базилика, Италия, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция, храм)


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: 1436-1487 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Сакристия церкви Санто-Спирито
Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. Закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.

Создание: 1472-94

Архитектор: Альберти и др


Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа, в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел. Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров - большого и малого - подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения

Источники:

П.П. Гнедич
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва


И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Нил Стивенсон
“Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира”
Издательство “Дорлинг Киндерсли” Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.

П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Лисовский «Архитектура эпохи возраждения Италия » Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО«АЗБУКА-КЛАССИКА»2007Г

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески (1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Будущий зодчий родился во Флоренции.

Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, общественное здание, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны - мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери. Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот - он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.Следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типудворцов-особняков

Капелла Пацци

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, купольный, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция храм)
Местонахождение:
Флоренция (Италия), во внутреннем дворе базилики Санта-Кроче
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо, и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Брунеллески удалось создать церковное здание восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам.

В архитектурном отношении последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами. Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Палаццо Питти

(XIV-XVI века, Средние века, дворец, Италия, палаццо, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)
Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы: Филиппо Брунеллеско, Амманати и др.

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо.

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

Название : Ospedale degli Innocenti (it), Ospedale degli Innocenti (en)

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1419 - 1444 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески

Архитектура объекта

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Параллельно с постройкой купола Санта Мария дель Фиоре Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году, то есть за год до смерти автора модели.

В архитектурных чертах приюта Инноченти видны зачатки стилевых положений, позднее развитых Брунеллески и его школой в ряде сооружений.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны - мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери.

По замыслу Брунеллески, организацией такого широкого «приглашающего» входа выявлялось в фасаде самое назначение здания как приюта для детей, открытого «для всех нуждающихся».

Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот - он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.

План дома тщательно прорисован, внутренние помещения и дворы - их взаимное расположение, их пространственная связь - детально продуманы архитектором и находятся в соответствии с фасадной организацией.

Это обстоятельство представляется особенно существенным, если вспомнить, что на высших этапах развития Ренессанса проблема внутреннего пространства и ритма отдельных его элементов стала играть исключительно важную роль.

Рассматривая здание воспитательного дома во Флоренции в целом, следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания, к которому были предъявлены требования, выдвинутые новой эпохой, новой социальной структурой, - здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типу дворцов-особняков.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва