Горький М

Виды преступлений в древнем риме. Империи добра и зла Деяния империи

Министерство образования РФ

Псковский государственный

педагогический институт имени С.М.Кирова

Кафедра всеобщей истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Деяния» Аммиана Марцеллина

как источник по истории

поздней Римской империи

Пикалев Павел Аркадьевич

студент V курса

исторического факультета

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры всеобщей истории

Дмитриев В.А.

Введение

Глава I. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.

Глава II. Аммиан о нравственности в Римской империи.

Глава III. «Деяния» Аммиана как источник сведений о народах древнего мира.

Глава IV. Аммиан Марцеллин как военный историк.

Заключение.

Приложения.

Источники и литература.


Введение.

Аммиан Марцеллин – один из крупнейших писателей поздней античности. Он занимает виднейшее место среди историков Древнего Рима. Им написан большой труд по истории Римского государства, состоящий из 31-й книги. Первые 13 книг, где содержалось писание римской истории, начиная от времени правления Нервы, до нас не дошли. 14-я книга повествует уже о событиях IV века н.э. начиная с 353 года. В последней, 31-й, книге изложение событий доведено до 378 года, т.е до битвы под Адрианаполем. Мы видим, что периоду в 257 лет (96-353 годы) автор посвятил 13 книг своего труда, а периоду в 25 лет (353-378 годы) – остальные 18 книг. Такая неравномерность расположения материала объясняется, видимо, тем, что, начиная с 353 года, Аммиан описывает события, участником или, по крайней мере, современником он был сам; при этом его труд, по сути дела, приближается к мемуарам. Правда, существует и другая точка зрения. Представляется вполне возможным, что изложение периода 96-353 годов находится в каком-либо другом, не дошедшем до нас, труде Аммиана, продолжением которого является известная нам “История”. Так ли это, мы узнаем в ближайшее время, если вообще когда-либо узнаем.

Какова же судьба исторического произведения этого, без сомнения, одного из самых выдающихся историков Рима IV века? При жизни он испытал радость признания его труда в кругах образованного языческого общества Рима. Как свидетельствует его друг Либаний, уже в 391 году Аммиан читал первые книги своего сочинения в Риме.1 Успех книги Аммиана в кружке внешней языческой аристократии Рима объясняется тем, что общая идейно-политическая направленность исторического труда импонировала этой части римской сенаторской знати. Воспевание Рима и древнеримских добродетелей, идеализация деятельности языческого императора Юлиана, критика христианских государей, - всё это импонировало последним представителям старых римских аристократических рядов. Однако после смерти автора судьба его сочинения оказалась достаточно печальной. В средние века Римский патриотизм, а особенно восхваление императора Юлиана Отступника сделали труд недоступным читателю, привели к его забвению. Интерес к Аммиану возродился лишь в эпоху Ренессанса. В середине XV века гуманист Поджо Браччолини обнаружил рукопись «Деяний», уже в XVI произведение многократно переиздавалось. Но всё-таки, он постоянно оставался в тени своих предшестаенников – Тита Ливия, Тацита, Полибия. В это время исследователи более всего ценят чистоту речи и изысканность стиля и, естественно, Аммиан не мог привлечь их внимания. Он казался довольно бледным, тяжеловесным и его язык – грубым. Долгое время считали, что он всего лишь дурно подражает лучшим античным образцам. Изучение Аммиана затруднялось ввиду плохой рукописной традиции его сочинения. Поныне важнейшим манускриптом остаётся найденная Поджо Браччолини Фульдская рукопись. Все остальные рукописи, за исключением Херсфельдской, представляют собой лишь списки с Фульдской и потому не имеют значения для восстановления текста. Предположения, что так называемая рукопись Е (Vatic.Lat.2969) содержит независимую от Фульдской рукописи традицию, оказались необоснованным: эта рукопись была переписана в Риме в 1445 году, целиком следует за Фульдской, а расхождения объясняются правкой переводчика2.

Вопрос о Херсфельской рукописи Аммиана более сложен. О её существовании знал уже Поджо Браччолини, но получить этот манускрипт ему не удалось. В 1533 году Сигизмунд Гелений, ученый, близкий к Эразму Роттердамскому, издал в Базеле текст Аммиана, опираясь частично на предыдущее издание, основанное на Фульдской рукописи, частично – на Херсфельдский манускрипт. Затем рукопись снова исчезла, и лишь в 1875 году были открыты 6 её листов – так называемые Марбургские фрагменты. Судя по этим фрагментам, Херсфельдская рукопись была переписана в IX веке. Существуют разные мнения по поводу её происхождения. Так, Кларк считал, что она восходит к общему с Фульдской архетипу, а Робинсон считал, что она, наоборот, послужила источником для Фульдской рукописи3.

Рассмотрим виды преступлений в Древнем Риме , определим особенности каждого из них.

В качестве видов государственных преступлений XII Таблиц и иные источники права называли: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врага к нападению на римское государство. К тяжким видам преступлениям в Древнем Риме относилось и уклонение от военной службы .

При императоре Сулле реализуется такой состав государственного преступления , как оскорбление его величия. При этом имелось в виду величие римского народа, государства, а вернее самого Суллы.

В период империи начали подстраивать под этот термин самые разные виды деяний против существующего строя: самовольное ведение войны, вооруженные восстания, убийство магистрата, измена, подстрекательство армии к мятежу, подмена государственных документов, заговор с целью убийства членов консистории и сената. Как правило, за подобные виды преступлений в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде смертной казни .

Ряд преступлений определялись как преступления против религии . К их числу следует отнести убийство народного трибуна. Оно было нарушением LEX SACRATA, то есть «священного закона ». К этим видам преступлений относили также волшебство и колдовство. Подобным преступлением в Древнем Риме считалось нарушение обета целомудрия весталкой, которое приводило к смертной казни для обоих виновных.

До определенного времени строго наказывалось исповедание христианства . Однако с момента превращения христианства в государственную религию , начали сурово наказывать уже за язычество, вероотступничество и ересь.

К преступлениям против порядка управления в Древнем Риме следует отнести и так называемое AMBITUS , то есть в буквальном смысле происки . Под ними подразумевалось домогательство и занятие определенной должности путем оказания влияния.

Однако получение должности недозволенными способами являлось делом весьма распространенным. Практически ни один магистрат или чиновник не оказывались на своей должности благодаря только дозволенным способам. В Древнем Риме взятка, протекция, угощения и развлечения были привычными средствами для претендентов на различные должности. Законы, которые издавались против подобных явлений, своей цели в большинстве случаев не достигали.

К преступлениям против нравственности , прежде всего, относили прелюбодеяние, под которым понималось нарушение супружеской верности женой. Женщина, которая нарушила верность супругу, теряла путем конфискации половину приданого и треть прочего её имущества, а также отправлялась в ссылку на остров. У её сообщника отбирали половину имущества и также отправляли в ссылку на другой остров.

Заметные качественные изменения в истории уголовного законодательства Древнего Рима связаны с именем Суллы . Его закон 83 года н.э. об убийствах и отравителях предусматривал наказание за изготовление и продажу яда, ношение оружия для убийства или воровства, поджог, а также дачу ложных показаний по делу, которое предполагало смертную казнь. За подобные виды преступлений назначалось наказание в виде ссылки на острова и конфискации имущества .

В Древнем Риме закон предусматривал и такой вид преступления как частное и публичное насилие . Также подлежало наказанию похищение свободных людей либо лишение их свободы .

В 288 году в городе Наиссе на свет появился незаконнорожденный сын Констанция Константин. В детском возрасте он был в качестве заложника отправлен ко двору восточной территории громадной Римской империи.

Константин в 302 году получил ранг первого порядкового трибуна. Спустя три года Максимиан и Диоклетиан отрекаются от престола, Галерий становится цезарем, и по требованию Констанция отправляет к нему его сына.

Но существует и другая историческая версия, что Константин сбежал от Галерия и отыскал в Гезориаке отца, который уже собирался отправиться на битву с шотландцами и пиктами а Британию.

Констанций умирает в Эбораке после одержанной победы. В июле 306 года после этих печальных событий, армия провозглашает Константина августом. Но он обращается к Галерию с просьбой избавить его от этого поста и признать цезарем.

Просьбу Константина удовлетворяют, и он носит титул цезаря в течение года. Будущий император Константин Великий в 310 году участвует в битве против франков.

Когда Максимиан задумал вернуть себе потерянный титул, Константин пленил и казнил его. Чтобы подкрепить законность своего правления на западной территории Римской империи, Константин провозгласил себя потомком императора Клавдия Готика.

После того, как Константин стал полноправным правителем западной и восточной территории Римской империи, было принято решение перенести резиденцию правителей на Восток. Строительство Константинополя началось в 326 году. В 332 году он помогает сарматам в борьбе с готами.

В 335 году император Константин принимает решение о разделении империи между своими тремя сыновьями и двумя племянниками. Аннибалиан, один из племянников, получает во владение царство Понт и титул царя. При всем этом Константин все равно оставляет за собой право верховного правителя. Притязания персидского царя Шапура II на право владения провинциями, завоеванными Диоклетианом, разжигают в 337 году новую войну. В результате того, что Константина неожиданно одолевает болезнь он не в состоянии выйти в поход на неприятеля.

Незадолго до смерти император принимает крещение. Константин скончался 22 мая. Его захоронение находится в Константинополе в церкви Апостолов. Благодаря своим деяниям Константин получил прозвище Великий. Константин, предвидя будущее развития своей империи, большие надежды возлагал на христианство. Он истинно веровал во Христа. Все его сыновья получили христианское образование. Несмотря на это он все же не признал христианство государственной религией и отложил это важное решение то того момента, пока вся власть в империи не перешла бы в его руки.