Бунин И.А

В какой школе учился илья демаков. Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают

Лучшим учителем года в России в 2017 году. 30-летний преподаватель истории, обществознания и права уже почти десять лет работает в гимназии № 116.

Откуда у школьников возникает интерес к праву и политике, нужно ли обсуждать на уроках оппозиционные митинги и что произошло, когда учебников по истории осталось три вместо полутора тысяч? Демаков рассказал «Бумаге» , как преподают историю современным школьникам и что изменилось за последние годы.

- Вы работаете в школе около десяти лет. Насколько сильно за эти годы изменилась программа по истории?

Изменения в программах - это, наверное, даже не самое важное. Меняются технические средства, с помощью которых мы обучаем. Когда я сам учился в школе - это были 90-е, - практически всё происходило вручную и, конечно, никаких мультимедийных средств не было. Сейчас в гимназии я даже не задумываюсь, когда перемещаюсь из класса в класс, о том, что где-то может не быть проектора, мультимедийной доски или интернета. Это большое изменение, учитывая особенности мышления современных детей, которым такие технические средства действительно нужны.

Второе изменение произошло в содержании. Как раз в истории случилось то, что должно было случиться и в других предметах: сейчас сокращается количество учебных пособий - и это очень правильно. На истории мы уже несколько лет работаем всего по трем учебникам. Это хорошо, потому что главный на уроке всё равно учитель. А учебник и любые другие средства - это только некое дополнение к нему в тех случаях, когда ученик не может общаться с учителем напрямую: скажем, из-за длительной болезни.

В 1930-е годы был «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал

Еще недавно в федеральном перечне учебников было 1400 наименований - естественно, это кошмарная цифра, и тут выбрать ни ученику, ни учителю решительно невозможно. Сейчас учебника три, и это удобно, потому что все-таки это не один и учитель может в определенной степени маневрировать между ними, выбирая задания.

Когда обсуждали сокращение количества учебников, некоторые опасались, что это приведет к одной точке зрения на историю. Потому что раньше спорные моменты могли быть представлены в разных пособиях по-разному. Была ли такая проблема?

Когда происходило это обсуждение, я был одним из экспертов у нас в регионе. Чего боялись тогда коллеги и специалисты? В 1930-е годы был такой «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал. Но ничего подобного не произошло, потому что составили не единый учебник, а единый стандарт содержания, в котором прописаны спорные, трудные вопросы - и на них приведены дискуссионные точки зрения и некий общий взвешенный взгляд ученых. И уже под этот общий контекст разные коллективы авторов писали общие учебники, которых сейчас осталось три. То есть позиция общая, а манера изложения разная.

- А о каких спорных моментах идет речь прежде всего?

Они называются «трудные вопросы истории» - трудные для изучения, трудные для изложения. Это, например, эпоха Ивана Грозного, связанная с опричниной, централизацией государства. Естественно, это ХХ век - особенно [это важно] в этом году: столетие российской революции, вопрос белых и красных, вопрос поляризации общества.

- А насколько подробно на уроках говорят о современной истории России - времени после перестройки, 90-х?

Времени действительно может быть не так много, если мы хотим сообщить какое-то предельное количество фактов по истории. Но мне кажется, это совершенно не ключ к изучению предмета. Я уверен, что знать историю и знать даты - это совершенно не синонимы. Когда мы пытаемся превратить урок истории в изучение хронологических списков, это даже вредно. Потому что, во-первых, всё это забудется. Во-вторых, у современного человека, особенно у ребенка, сейчас есть внешняя память в виде «Гугла», которая, естественно, ему подскажет любую дату, так что совершенно необязательно ее в голове держать. Это нормально: человек не машина, и он не для того создан, чтобы вести подсчеты.

Урок истории - это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик

Но смысл изучения истории прежде всего заключается в том, чтобы присвоить себе свою родную историю. Своим мы считаем то, по поводу чего переживаем, чему способны сочувствовать или радоваться. Если мы в исторических событиях поможем ребятам увидеть что-то, что вызывает у них эмоциональный отклик, тогда, действительно, эта история будет для них своим. Как мы относимся к своей собственности - мы склонны ее защищать, мы ее оберегаем. Наверное, было бы неплохо, если бы мы по такому же принципу относились к своей истории - как к своей собственности.

- Но отношение к событиям может быть как положительным, так и отрицательным.

Так не все события в истории каждого народа, в том числе и нашего, нужно оценивать положительно. Все-таки история - это наука о людях, а люди несовершенны. Тем, наверное, сама эта наука и интересна.

Лучший учитель биологии в Петербурге - о престиже профессии, школьной форме и «Вечернем Урганте»

Почему работать в школе престижно и сколько зарабатывает один из лучших учителей в стране.

- Насколько современные школьники интересуются политикой в целом?

Мне нравится тенденция, которую и я сам, и мои коллеги видят за годы преподавания. Есть в обществознании такие блоки, актуальность которых детям объяснять не надо. То есть не требуется никаких вводных, почему детям это важно знать. К таким блокам относится, во-первых, всё право - от начала и до конца. Здесь у современных детей какой-то априорный интерес ко всему, что связано с правовым полем. И второе - это то, что касается природы человека. Человек как особое существо в природе, которое подчиняется, с одной стороны, законам естественным, а с другой - законам социальным. Эта тематика их интересует.

Почему, на ваш взгляд, у школьников такой интерес именно к праву и тому, что касается человека как части общества?

Я думаю, всё, что задает в современном мире - разнообразном, подвижном - правила игры, всё, что позволяет понять свое отношение к окружающим людям и существующим институтам, вызывает живой интерес.

Вы часто обсуждаете со школьниками какие-то современные политические события, происходящие у нас в городе? Например, митинг в поддержку Навального 7 октября. На ваш взгляд, нужно ли об этом говорить на уроках?

Я уверен, что урок, и в том числе урок истории, это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик: это достаточно трудный разговор, который в условиях массового обсуждения бывает для ребят и болезненным, и, наверное, даже вредным. Поэтому в том диалоге, который существует у меня с моими ученикам, мы такие вопросы, конечно, обсуждаем, но это не в формате урока, а в формате внеклассных занятий или просто беседы.

- То есть ученики обычно сами спрашивают об этом?

Да, и делают это достаточно часто, но обычно - индивидуально, для того чтобы разговор получился более открытым и чтобы они выяснили то, что их интересует.

Сейчас многие обращают внимание на то, что на митингах последних лет стало больше школьников, в том числе среди задержанных. На ваш взгляд, это показатель того, что они стали более политически активными, чем раньше?

Я думаю, нет. Если мы вспомним периоды истории в ХХ веке, то в советской школе дети точно интересовались политикой в своей стране не меньше, чем сейчас, а, может быть, еще и больше. Я считаю, что это связано не с каким-то конкретным политическим моментом, а с природой ребенка, которому вообще свойственно эмоционально откликаться на то, что происходит вокруг него, и примерять на себя разные социальные роли. В конечном итоге это помогает ему лучше социализироваться.

- Что влияет на то, есть ли этот эмоциональный отклик: родители, школа, интернет, соцсети?

Средства коммуникации, конечно, у ребят изменились, но я не вижу в этом ничего сиюминутного и не думаю, что стоит придавать особое значение тем поводам, о которых вы говорите. Я не уверен, что ребята как-то глубоко разбираются в том, почему собираются эти митинги. Поэтому и наша задача, и задача семьи в том, чтобы яснее показать ребятам, в чем суть происходящего. На этом интерес большинства детей исчерпывается.

Тем не менее есть учителя, которые пытаются передать школьникам свою точку зрения на происходящее, а есть более «нейтральные».

Учитель, конечно, не должен быть нейтральным к тому, что происходит вокруг. Это было бы очень странно. Но урок все-таки не митинг - и это должно быть и ребенку, и учителю вполне понятно. Есть классические задачи и формы работы, которые приемлемы, а есть то, что неприемлемо ни в коем случае.

Бывает ли, что у учеников возникает какое-то искаженное представление об истории - например, из-за популярных пабликов в соцсетях и других неточных интернет-ресурсов на историческую тему?

Ребята, конечно, очень сильно погружены и в гаджеты, и в цифровую среду - это реальность, в которой мы существуем. Но бороться с этим и запрещать на уроках пользоваться техническими средствами - в каком-то смысле как бороться с будущим. Это неверно. Вызов, который стоит перед учителем, заключается в том, чтобы для самого себя переоценить и цифровую среду, и гаджеты в руках ребенка. Их нужно рассматривать как рабочий инструмент, с помощью которого можно решить какие-то практически значимые задачи - скажем, поиск информации.

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Абсолютным победителем всероссийского конкурса "Учитель года - 2017" стал преподаватель истории и обществознания Илья Демаков, работающий в одной из гимназий Санкт-Петербурга, передает корреспондент ТАСС из Государственного Кремлевского дворца, где проходит торжественная церемония награждения.

"Я с трудом справляюсь с волнением. Во-первых, хочу сказать спасибо. Все мы - и учителя, и родители - знаем, что каждая награда разделяется с тем, кто рядом. И эта награда стала возможна благодаря моим наставникам и всем петербургским учителям", - сказал со сцены победитель конкурса.

"Я уверен, что мы можем все благодаря таким детям, как мои пятиклассники, которые верят в своего учителя. Большое счастье привезти "Большого хрустального пеликана" (главную награду конкурса - прим. ТАСС) на берега Невы", - заключил Демаков.

"Этот конкурс был очень сложным, было много трудных заданий, новых заданий. Но сегодняшнее окончание - это начало следующего конкурса "Учитель года". Я хочу поздравить от всей души с нашим праздником", - добавила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Конкурсные испытания I и II очного туров федерального этапа всероссийского конкурса "Учитель года России" проходили на базе сочинской школы № 100. Конкурсантам предстояло провести открытый урок, методический совет, мастер-классы для коллег и представить собственный образовательный проект. Пять участников, которые успешно справились с заданиями, отправились в Москву на финальную дискуссию с участием Васильевой, которая прошла 4 октября. Финальный тур завершается торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя, 5 октября, в Государственном Кремлевском дворце.

В 2016 году победителем конкурса стал учитель русского языка и литературы Александр Шагалов из города Армавир Краснодарского края. Впервые конкурс "Учитель года" прошел в 1990 году.

Илья Демаков родился в 1987 году. Работает в школе восемь лет. Закончил специалитет Санкт-Петербургского государственного университета, аспирантуру в Российской академии наук. Имеет почетные грамоты Минобрнауки, награду правительства Санкт-Петербурга, благодарность губернатора Санкт-Петербурга.

Активный участник конкурсного движения. Абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют" 2013 года. Победитель конкурса "Лучший учитель" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обладатель премии президента для поддержки талантливой молодежи, 2013 и Молодежной премии Санкт-Петербурга, 2014. В своей гимназии - руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.


​Илье Сергеевичу Демакову 30 лет. В 2009 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет, а в 2013-м - аспирантуру Российской академии наук. Его педагогический стаж составляет 8 лет. Профессиональное кредо учителя: "Ясность и увлечение - основа успеха".

В копилке Ильи Демакова - Благодарность МГУ имени М.В. Ломоносова, Почётная грамота Министерства образования и науки РФ, Премия Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи, Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга, Знак "За гуманизацию школы", Благодарность Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Благодарность Департамента по молодёжной политике г. Турку (Финляндия).


Учитель является активным участником конкурсного движения. Причем, это касается не только "Учителя года России", который, смеем предположить, является кульминацией его карьеры на данном этапе. Так, в прошлом году Илья Демаков возглавил команду Санкт-Петербурга на Всероссийском чемпионате региональных учительских команд (ЧЕРУК) - его сборная заняла второе место. В 2013 году он стал абсолютным победителем всероссийского конкурса "Педагогический дебют". Кроме того, педагог был обладателем премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи и Молодёжной премии Санкт-Петербурга.


Однако особая гордость Ильи Демакова - это его ученики. Большое внимание он уделяет олимпиадному движению и исследовательской деятельности школьников. Среди учеников Ильи Сергеевича - победители Всероссийских олимпиад, десятки победителей конкурсов исследовательских работ и научных конференций школьников.

Илья Демаков руководит волонтерскими отрядами, театральной студией гимназии на немецком языке (также учитель владеет английским и испанским), а еще кружком любителей творчества Р. Дж. Толкина. В числе увлечений Учителя года России - городские путешествия и... картинг!


Абсолютному победителю Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 помимо премии, достается традиционная награда - Большой хрустальный пеликан, а также почетная обязанность - на год стать общественным советником министра образования и науки России.

"Учительская газета" благодарит всех читателей и зрителей за внимание к главному профессиональному состязанию педагогов страны! Мы поздравляем абсолютного победителя, победителей, лауреатов и всех финалистов Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017! До будущих встреч на профессиональных площадках!


Фото Вадима Мелешко

5 октября 2017 года в Кремлевском дворце прошел последний этап конкурса «Учитель года». Владимир Путин лично поздравил финалистов и уделил время для неформальной встречи с пятеркой лидеров. А после учителей ждала церемония награждения и праздничный концерт.

Титул «Учитель года», по прошествии всех испытаний, достался преподавателю истории и обществознания в санкт-петербургской гимназии №116 – Илье Демакову. Стоит отметить, что данное звание в 2017 году Илья получил дважды. Он также взял главный приз на конкурсе в своем родном городе – Санкт-Петербурге.

Учитель года 2017: Победитель этого года петербуржец Илья Демаков

Илья Демаков начал свою педагогическую карьеру 9 лет назад. Получив степень магистра в СПбГУ, молодой учитель устроился в гимназию №116 преподавать историю и обществознание. При этом Илья не бросил учебу и продолжил исследовательскую деятельность. Он успешно окончил аспирантуру и готовится защищать диссертацию по административной деятельности Михаила Ломоносова.

Педагогические достижения Демакова были оценены не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, в 2013 году Илья Сергеевич взял главный приз всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

В родной гимназии Илья находит время и для внеурочной деятельности. Он взял на себя руководство театральной студией на немецком языке, а также организовал кружок поклонников творчества писателя Дж. Р. Р. Толкиена. При этом самым главным своим увлечением Демаков считает прогулки по городу.

Илья Демаков считает, что простота и увлечение профессией – залог его успеха, информирует порталсайт. Он очень гордится своими учениками, многие из них смогли достичь высоких результатов в науке. Так, среди них есть призеры всероссийских олимпиад и молодые исследователи, которые принимают участие в научных конкурсах и конференциях для школьников.

«Преподавание в школе - это активный диалог. Любое действие (или же бездействие!) учащегося и преподавателя безусловно оборачивается новыми впечатлениями, уникальным опытом или изменением настроения. В школе все живет и движется. Наивность и доверчивость здесь идут рука об руку с ответственностью. Но самое главное - в школе всегда можно найти то, что будет хорошо получаться. А любой человек предпочтет быть там, где он может добиться высоких результатов», - отвечает Илья Сергеевич на вопрос о том, почему он решил заняться педагогикой.

Учитель года 2017: Претенденты на звание Учитель года 2017

Конкурс «Учитель года» было решено учредить в 1989 году. Это произошло после того, как в главном педагогическом издании того времени «Учительская газета» появились статьи с предложением проведения такого конкурса.

В 2017 году среди участников конкурса были преподаватели со всех регионов страны, и даже несколько учителей из сельских школ. Общий средний возраст всех претендентов составил 36 лет, а педагогический стаж примерно 12 лет.

За титул «Учитель года» на этот раз сражались 16 учителей русского языка, 14 историков, по 9 преподавателей иностранных языков и математических наук, по 6 педагогов начальных классов и географии, 5 физиков и по 4 преподавателя биологии и информатики.

Считается, что среди учителей в России гораздо больше женщин. Но вот в финал конкурса «Учитель года» прошла только одна представительница прекрасного пола – преподаватель русского языка и литературы Анастасии Мингачевой из города Ульяновска. В пятерку лучших также вошли учителя математики — Владимир Пономаренко из Самары и Алмаз Хамидуллин из Казани, биолог Иван Смирнов из столицы, ну и победитель этого года – преподаватель истории Илья Демаков из северной столицы Санкт-Петербурга.