Средняя школа

В чем причина духовного угасания дмитрия старцева. История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (Чехов А

Введение
В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.
Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Проблема деградации личности Дмитрия Старцева
Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).
В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С. Такое решение темы тоже не является новым, так как не раз встречалось в русской литературе: в пьесах А.Н.Островского (Борис, Тихон из драмы «Гроза»), у И.С.Тургенева (Кирсанов-младший в романе «Отцы и дети»), у Ф.М. Достоевского (Мармеладов из романа «Преступление и наказание») и др.
Можно предположить, что Чехов посвящает традиционной теме целый рассказ потому, что у него есть новое решение, хотя оно неочевидно. Попытаемся проанализировать развитие, раскрытие темы в этом рассказе.
Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный, образованный (напевает романс М.Л.Яковлева на слова «Элегии» А.Дельвига: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия….»; романс А.Г.Рубинштейна «Ночь» на слова А.С.Пушкина «Мой голос для тебя, и ласковый, и нежный…»), обладает здравым смыслом и достаточной долей скепсиса, иронии, немногословен и практичен. Иначе говоря, он производит впечатление современного человека, обладающего всеми признаками тогдашнего модного поведения: нарочитая жёсткость и конкретность суждений, практицизм вместо сентиментальности, собранность, независимость. Старцев отличается от среды, то есть от окружающих людей, - он ведёт себя самостоятельно. Выслушав чтение романа о любви в исполнении автора, Веры Иосифовны Туркиной, Старцев не поддаётся всеобщему умилению, а думает про себя, что роман, конечно, о том, «чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать» (X, 26); спрашивает у Веры Иосифовны не печатает ли она свои романы в журналах. Слушая игру на рояли Котика, Екатерины Ивановны, он весьма иронично воспринимает творческий экстаз Котика и думает при этом, что «розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб» (Х, 27) Котик ему нравится. Старцев сохраняет здравый смысл и трезвое восприятие жизни: лакей Пава исполняет свой коронный номер («стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном: «Умри, несчастная!». И все захохотали. «Занятно», - подумал Старцев, выходя на улицу…» Х, 28). С этого начинается рассказ.
В конце рассказа Ионыч представляет собой совершенно иного человека. Теперь он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), теперь он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» (X, 40).
В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошла деградация личности Ионыча. Всё началось с того, что он попал в губернский город С. и познакомился с «самой образованной и талантливой» семьёй Туркиных. Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>» (X, 24). Однако при более близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет собственного живого голоса, он говорит только такими каламбурами и фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно», «покорчило вас благодарю» (Х, 28).
Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его поведение. 1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов, музыки, поступков.
Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Старцев страстно увлекается Екатериной Ивановной, Котиком. Однажды ему удаётся вывести её в сад и, в сущности, признаться в любви. Котик, к удивлению Ионыча, суёт ему записку с предложением встретиться ночью на кладбище (Х, 30). Эта записка была шуткой вроде театральной позы Павы «Умри, несчастная!» Однако Ионыч, ещё не утративший живую душу, надежду, ожидание любви отправляется на кладбище. Там ночью он окончательно перерождается, так как сама ситуация тайного ночного свидания требовала продолжения такого же романтического. Незаметно для себя Ионыч оказался в роли любовника и его дальнейшее поступки определяются не его волей, а его ролью. Так он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает.
Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).
Больше того, в известной мере такое решение темы даже успело устареть, так как, например Достоевский показал, что ответственность за жизнь человека лежит не только на среде, но и на самом человеке. Что же нового содержится в рассказе Чехова? Какова художественная идея рассказа?
Новым здесь является тонкий психологический анализ. Чехов показал не только этапы и причины духовной деградации Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило. Обратимся ещё раз к тексту рассказа.
Слушая скучный и пустой роман Веры Иосифовны, Ионыч не только не даёт строгой оценки, но ищет оправдание: «читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и… не хотелось вставать». Среда, представленная в лице Веры Иосифовны, «убаюкивает» человека, а человек, Ионыч. Готов быть убаюканным! Кто виноват - человек или среда? Вероятно, степень вины примерно одинаковая.
Ионыч слышит ужасную игру Котик на рояле и музыка представляется ему звуком сыплющихся с горы камней «и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» (Х, 27). Однако он не даёт честной оценки этой музыки и вместе с другими говорит «прекрасно» (Х, 27), так как ему понравилась сама исполнительница. Но ведь это означает, что Ионыч добровольно принимает ложь, позёрство, принятые в этой среде.
Не сразу Старцев переродился, процесс деградации идет волнообразно. Увидев сценку лакея Павы Ионыч не расхохотался вместе со всеми, а молча подумал про себя («Занятно», Х, 28). Однако «вирус» ненастоящести в него уже поселился: засыпая, Ионыч вспомнил словечко Туркина «недурственно» и засмеялся (Х, 28). Зловещая сцена.
Честное, серьёзное и призрачное, игривое борются в Ионыче. Получив записку от Котика, он сразу понял: «Котик дурачилась. Кому в самом деле, придёт серьёзно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? <…>
К чему поведёт этот роман? <…> А в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище <…> Он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его» (Х, 30-31).
До эпизода с кладбищем мы склонны к презрительному отношению к Ионычу, так легко и безропотно сдающегося лживой среде. Но ночное кладбище открывает ещё одну сторону этой истории. Далёко не случайно кладбище напоминает сад, в этом есть древний ритуальный смысл: воспоминание о рае. Кладбище в ритуальном смысле место встречи двух миров; живые хоронят умершего в саду, тем самым как бы помогая ему попасть в райский сад; умершие, если они видят нас живых, смотрят оттуда на кладбищенский сад с воспоминаниями об утраченных радостях земной жизни. И в том, и в другом случае кладбище напоминает человеческой душе о потерянном рае, об утраченной гармонии, цельности, полноте жизни.
Именно это ощущение испытал Ионыч ночью на кладбище (всюду ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела). Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе: оказывается, что не слабостью характера и не порочностью объясняется стремление Ионыча солгать, что Котик играла прекрасно, не критиковать роман Веры Иосифовны и нежиться в лени, поверить в записку Котика - это объясняется ещё и глубоким, сокровенным желанием человека вернуться в райское состояние гармонии, беззаботности, бесконечной любви, благости, желанием скрыться от пошлого и жестокого реального мира. За такое душевное движение осудить Ионыча мы не можем. Кроме того, волен ли Ионыч (и любой другой человек) управлять такими желаниями; скорее всего нет, значит перед нами не только конфликт человека и среды, а внутренний конфликт человека, труднообъяснимый, не сводимый к двум простым полюсам «хорошо» и «плохо». Иначе говоря, идея рассказа Чехова «Ионыч» заключается не в изображении духовной деградации человека с подробным рассмотрением причин и обстоятельств этого процесса, а в мысли о том, что нельзя однозначно судить о виновности среды или человека в случившемся, человек «устроен» гораздо сложнее, чем привычно о нем судят обыватели.
Чем ближе к финалу рассказа, тем более сложным и непонятным становится смысл истории об Ионыче.
Получив отказ от Котика, Ионыч срывает с себя маску, роль («…Он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью. Ему было немножко стыдно…», Х, 34). Ни читатель, ни автор, ни сам Ионыч до конца не понимают, что с ним происходит. Ясно одно: ненасыщенная любовью, страстью, азартом желаний жизнь становится скучной. Может быть лучше даже такая ненастоящая романтическая любовь, создающая волнение, порождающая сильные впечатления, чем отсутствие всякой любви?.. Скука превращает Ионыча в банального обывателя: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти <…> Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При этом обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал» (Х, 37) Его умершую душу уже не пробуждает запоздалый интерес к нему Котика: «<…> Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился". Он стал прощаться <…>» (Х, 39)
Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», - материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной - Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание.
В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) - «нечто романообразное» (I, 215).
Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек. При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. - это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием.
Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном - «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).
Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40). Всё это явно напоминает судьбу «толстых чиновников» по классификации Чичикова: «<…> У толстого <…> глядь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями». Чичиковская типология чиновников наглядно показывает механизм вырождения человека и превращения его в мёртвую душу чиновника. Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, - поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке - от Гоголя до Чехова).
Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость». У Пушкина дон Гуан влюбляется в донну Анну на кладбище, именно на кладбище он затем, переодевшись в монаха, ведёт с донной Анной греховные искусительные разговоры. Пушкин намеренно совмещает в едином конфликте любовь и смерть, возводя тем самым конфликт между доном Гуаном и убитым им командором до состязания любви и смерти, помогая философски осмыслить их неслиянность и нераздельность, а главное - колоссальную мощь жизненной стихии, противостоять которой или даже понять которую человек не в состоянии. С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Изд. 3-е, доработ. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – 511 с.
2. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Флинта/Наука, 1999.
3. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
4. Турков А. А. П. Чехов и его время. – М.: Худож. лит-ра, 1980. – 408 с.
5. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. Том X. – М.: Наука, 1986.
6. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Сов. писатель, 1986. – 384 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Сочинение

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе Ионыч.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту талантливость. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает А приданого они, должно быть, дадут немало). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь немного стыдно, что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали поляк надутый, тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно Сколько хлопот, однако. С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются безобидные страстишки игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая лучшую семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает Хорошо, что я на ней не женился. Ему уже не нравилось и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней - дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования. Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал Чехов - это Пушкин в прозе. И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. Какой превосходный язык!... Никто из нас ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать, - утверждал Лев Толстой.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

И до какой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь

Эти слова Н.В. Гоголя соединяют воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Задание

Перескажите содержание рассказа «Ионыч».

Ответ

Дмитрий Ионович Старцев – герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Иванович впервые посетил Туркиных, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» и т.д.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Выводы

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале повествования Старцев видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.

Причины деградации Старцева

Вопросы и задания

1.​ Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

2.​ Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3.​ Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4.​ Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» .

Вывод

«Ионыч» – рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе также поставлены вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды.

Индивидуальные задания к следующему уроку

Сообщения о пьесах А.П. Чехова по плану: краткий пересказ, конфликт, особенности.
- «Чайка»
- «Три сестры»
- «Дядя Ваня»

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

План-конспект урока по литературе на тему:

«Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)»

Разработала преподаватель русского

языка и литературы

Самоварова Татьяна Витальевна

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Чувашской Республики

«Новочебоксарский политехнический

техникум» Министерства образования

и молодежной политики Чувашской

Республики

Новочебоксарск 2015

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф : …До какой ничтожности, мелочности,

гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Задачи:

- научитьобучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек.

Время : 45 минут

Год разработки: 2015

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.

1.2. Чтение учащимися рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (домашнее задание).

2 . Ознакомительный этап

2.1 . Вступительное слово.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие происходит в губернском городе С., куда был назначен на службу новый доктор. Здесь доктор знакомится с образованной и талантливой, по мнению местных жителей, семьей.

Действующие лица: доктор Дмитрий Ионович Старцев; семья Туркиных: глава семьи - Иван Петрович, жена - Вера Иосифовна, дочь - Екатерина Ивановна.

3. Основной (аналитический) этап

3.1. Раунды:

1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем учащихся.

5. Описание ситуации. Используется рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Вопросы для обсуждения.

1. О чем повествуется в данном рассказе

2. Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

3. Какая проблема затрагивается в рассказе?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Значение слов

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека, духовное обнищание.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Пассаж в музыке - последовательность звуков в быстром движении (часто трудное для исполнения).

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Ренегат – отступник, изменивший прежним убеждениям и перешедший на сторону своих идейных противников.

Эволюция – развитие, процесс, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – это тема духовной деградации личности.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему духовной деградации личности.

(Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Крыжовник».)

(Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».)

В 1890-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обыва­тельской жизни, собственнического счастья, раскрытию общест­венных причин духовного оскуднения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвяще­н рассказ «Ионыч».

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной бо­лезни, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации, ренегатства. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева - земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеа­лов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, на­живе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.

Тема нашего урока «Духовная деградация личности» (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя.

- Так какова цель нашего урока?

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч». (на экране)

Для эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя: «…До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для того чтобы выявить, в чем же причины духовной деградации личности, вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    О чем повествуется в данном рассказе?

(В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Дмитрия Ионыча знакомят с самой «прогрессивной и интересной» семьей города, своеобразной местной достопримечательностью. На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. В конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.)

    Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

(Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч . Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни - «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных .

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович , полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>».)

    Какая проблема затрагивается в рассказе?

(Проблема духовной деградации личности.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизнью мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.)

4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?

(Любовь Старцева и Котика, двух интеллигентных людей, чув­ствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.)

5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?

(Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.)

6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?

(Нет. В пятой главе автор как бы подводит итог жизни Ионыча - это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35-36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.

Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх - к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа.

Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча.

Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.

Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».)

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.

6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы рассказа.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Хочется задать вопрос: В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?

(Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)

Почему это происходит с Ионычем?

(В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение челове­ческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)

Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?

(Жадность, грубость, раз­дражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)

В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?

(Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.)

Чем усугубляется вина Старцева?

(Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.)

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛУЧИНУШКА»

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

1. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в рассказе «Ионыч» настоящая жизнь и в чем она проявляется?»

Я желаю вам не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.

Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч"

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало"). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: "Хорошо, что я на ней не женился". Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: "Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования".

Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: "Чехов это Пушкин в прозе". И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. "Какой превосходный язык!... Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать," утверждал Лев Толстой.