История России

Танатотерапии по В. Баскакову

Термин

Слово танатотерапия является производным от двух корней (греч. «thanatos» - смерть и «therapia» - уход, забота, лечение) и может быть переведено как «терапия смертью». Система получила такое название в связи с телесно-ориентированным методом работы, сочетающим характерные для умирающего человека состояния максимального обездвижения и тотального расслабления.

Цель танатотерапии

Главная цель танатотерапии - оказание специфической помощи в восстановлении человеком утраченного им контакта с процессами смерти и умирания. Танатотерапия оперирует широким спектром представлений о различных видах смерти, к которым относит тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание/остановку процесса, сумасшествие, объектные характеристики тела и др. Танатотерапевтическая методика предлагает специальные техники для восстановления контакта с вышеперечисленными видами смерти и нормализации соответствующих им психофизических процессов человека.

Метод танатотерапии

Танатотерапия и body-tuning

В основе метода танатотерапии лежат естественные процессы саморегуляции человеческого организма. Условия для их проявления возникают благодаря характеру приемов и особому подходу в работе с пациентом (т.н. «body-tuning» - гармонизация разбалансированной внутренней реальности, «настраивание» тела). Такая работа с телом приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное заземление ), чем создаются условия для безопасной встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации и интеграции болезненных переживаний и представлений пациента.

Моделирование «правильной смерти»

В качестве средства установления и восстановления утраченного контакта с процессами смерти и умирания танатотерапия использует моделирование т.н. правильной смерти. Основа этой модели - тотальное расслабление. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, и он даже может испытывать радость. Его тело максимально расслабляется, дыхание становится поверхностным и замедленным, руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх, ступни ног раскрываются, а сами ноги распадаются; нижняя челюсть расслабляется, глаза приоткрываются. (Здесь стоит отметить некоторое сходство с асаной Шавасана (поза трупа) - позой в классической йоге, предназначенной для расслабления, полноценного отдыха тела и нормализации течения праны. Эта поза рекомендована в йоге для устранения беспокойства, напряжения и усталости. Шавасана позволяет достичь полного покоя тела и ума, так как во время принятия этой позы внимание уделяется глубокому дыханию и сосредоточению на нем, в то время как тактильные ощущения сведены к минимуму: тело лежит свободно, челюсть и язык расслаблены, губы сомкнуты, глаза закрыты, ладони развернуты вверх, пятки сведены вместе, дыхание производится при помощи движений нижней части живота и диафрагмы, а ум обращен только к наблюдению за вдохами и выдохами.)

При соблюдении особого танатотерапевтического режима во время сеанса тело достигает энергетического баланса и вырабатывает ровно столько энергии (процесс активизации ), сколько само же поглощает (процесс абсорбции ). Тело выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Таким образом, в процессе терапии используются естественные механизмы тела пациента, а работа танатотерапевта сводится к их запусканию.

Проблемная анатомия

В основе всех человеческих болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы, локализованные в соответствующих им частях тела (проблемная анатомия):

  • контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова)
  • чувства/контакты (руки, грудная клетка)
  • сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область)
  • опоры (ноги)

Телесность в танатотерапии рассматривается в контексте оппозиции/взаимодействия социального и биологического тел. Помимо этого телесность находит выражение и в пяти уровнях физических тел: индивидуального и ряда групповых (семья, организация, государство, цивилизация). Концепция настройки тела (body tuning) в танатотерапии предполагает работу с четырьмя базовыми проблемами через принцип т.н. телесной оптики. Тонкой телесной работой терапевт меняет ориентацию «зеркал» внутри тела, в результате чего оно тотально заземляется, а контроль сознания отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения (абсорбирования) энергии, а поглощение способствует дальнейшему заземлению. Привычные паттерны, блоки и защиты пациента становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

Танатотерапия и закапывание в землю

Стоит особо подчеркнуть, что танатотерапия и ее метод не имеют никакого отношения к тренингам и практикам, предполагающим добровольное временное закапывание их участников в землю.

Показания

Танатотерапия позволяет оказывать помощь в широком спектре ситуаций:

  • в работе с умирающими;
  • при оказании помощи семье умирающего;
  • при любых страхах , и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни;
  • при нарушениях сна ;
  • для достижения максимально расслабления;
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком);
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности;
  • при сложностях в сексуальных отношениях;
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств;
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях;
  • в качестве реабилитации кризисных состояний;
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат;
  • при ДЦП , особенно напряженной формы;
  • для более полного понимания и чувствования себя;
  • в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.

Список литературы

  • Архангельские психиатры лечат смертью. «Курган и курганцы» (г. Курган), № 60 за 03.06.2003 г., стр.5.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2007. ISBN 5-88230-196-3 , 978-5-88230-196-4
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия. Психотехнический подход. // Сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый спец. выпуск. СПб., 1995
  • Баскаков В. Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). Психологическая консультация. № 1. 1998. Стр. 13-20.
  • Баскаков В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. Стр. 54-61.
  • Баскаков В. Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000, стр. 264-276.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти / Свободное тело / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 - с. 108-125.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия посттравматического стресса / Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих / Материалы всеармейской научно-практической конференции (25-26 октября 2001 г.) - СПб.: ООО «ФАРМиндекс», 2001, стр. 372-373.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия/ Энциклопедия традиционной народной медицины: Направления. Методики. Практики / Сост. И. М. Минеев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Сопричастность», 2002, стр. 537-539.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Институт танатотерапии, 2002.- 90 с.
  • Газарова Е. Сумасшествие как смерть. Клинические аспекты танатотерапии: обсессивно-фобические расстройства. Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.11-15.
  • Газарова Е. «Танатотерапия: глубокий выдох». Популярная психология, № 8, 2005, с.72.
  • Газарова Е. Э. Танатотерапия. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под ред. Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.60-63.
  • Горобец П. Ю. Модели телесной психотерапии. Вестник НЛП, выпуск 2, 2000.- М., Издательство «КСП+», 2000, стр.363.
  • Замараева Е. В. Танатотерапия и трансформация отношений. В сб.: III-я Междисциплинарная научно-практическая конференция «Мужчина и женщина. Любовь, партнерство, семья», М., 2003, стр.300-304.
  • Замараева Е. Зачем учиться умирать? Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.5-11.
  • Инсарова Н. «НЕСКАЗКА о смерти». Популярная психология, № 8, 2005, с.78-79.
  • Карицкий И. Н. Теория и практика в психологии. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под редакцией Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.14.
  • Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-во Института психотерапии, 2005. с.379, 479-480.
  • Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 574-578.
  • Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- стр.498-505 (глава «Танатотерапия»).
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб, «Питер», 2002.- (упоминается «Танатотерапия» в разделе "Телесно-ориентированная психотерапия), стр. 886.
  • Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005, с. 129, 172, 395, 562.
  • Учитель смерти. Умирать в России надо легко и непринужденно. Газета «Московская правда», № 90 (25388), 28 апреля 2006 г., стр.4.
  • Body Magic. Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p.15-17.
  • RABOP Russia Annual International Conference for Body Psychotherapy and Thanatotherapy «Body: between Life and Death». Newsletter EABP, Spring 2006, page 21.
  • Thanatotherapie nach Wladimir Baskakow. «Korper Geist Seele». Hamburg 4,2004, s.45.
  • La formazione in thanatoterapia e molto diffusa soprattutto all Est. Un seminario per imparare a morire. Corriere di Siena, Domenica 28, Ottobre 2001.

Ссылки

  • из издания «Клиническая психология. Словарь» из проекта Яндекс.Словари.
  • Е. Э. Газарова. Танатотерапия: тело - жизнь - смерть // Тезисы выступления на конференции ППЛ 4-го октября 2008 г. (лицензия GNU FDL)
  • АНО «Институт танатотерапии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Танатотерапия" в других словарях:

    танатотерапия - парапсих. мед. лечение смертью (используется при лечении от депрессии) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Смерть (гибель) необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. В медицине… … Википедия

  • Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Танатотерапия помогает достичь этого баланса.
  • Мы не умеем расслабляться, наш ритм жизни не позволяет это делать. Но этому можно научиться.
  • Танатотерапия избавляет от страха смерти. Умение принимать свою смерть избавляет от многих психологических проблем.

Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»?

Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью…

«В землю закапывают?» – осторожно полюбопытствовала я. «Нет! – поморщился мой знакомый. – Которые закапывают – самозванцы. А Баскаков – создатель оригинального метода».

Выяснилось, что танатотерапия – раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило.

И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», – махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! – подумала я. – Не понравится – сбегу!» И осталась.

«Вся наша цивилизация построена на энергии ян», – ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». – Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь…»

«Это все равно что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?»

В кругу засмеялись.

«Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».

Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии… Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли.

В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться

«Обычно массажист работает как? – он изобразил утрированно-энергичные движения. – Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое… Но мне нужен доброволец».

Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла… и подняла руку.

«Ложитесь», – пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» – «Ничего, просто ложитесь».

И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости. Казалось бы, что сложного – ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок.

«С таким клиентом работать, конечно, нельзя, – раздался надо мной голос ведущего. – Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены…»

Вот это да! А я-то думала… Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане – позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли.

Умереть можно в любой позе, значит, в любой позе можно расслабиться

«Шавасана, – сказал он, – поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди… (Не поддамся на провокацию! – решила я и не пошевелилась.) ...и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул… А настоящая поза трупа – это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами…»

«Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» – уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть – максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла…» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это – наш человек! После танатотерапии…»

Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье.)

«В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться… Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», – обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание...

Многие упражнения начинались с присутствия.Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта.

То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся.

Я всю жизнь считала себя интровертом – а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.

…По кругу из рук в руки передают большие фотографии: замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным... Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!»

Четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь

Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах: «А что вы чувствуете?». Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос:

«У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое – вы сейчас почувствовали. Вторая цель – посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие».

Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие – как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону.

«Есть еще вопросы? Если нет – обеденный перерыв!»

И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи… Ну что же, обед – контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?

Я многое перепробовала за эти два дня и потихонькугордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно – «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину – невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня.

Сначала все участники заняли свои места – и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи… Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих.

«Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», – сказала я Ирине. «А я знаю!» – решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.

И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила – нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылка. И я сошла с коврика.


Был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать

Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»

«Я, – ответил молодой мужчина. – Я не мог столкнуть женщину».

«А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» – радостно откликнулись две девушки.

«Так, – сказал Баскаков, – у нас три мертвеца. Кто еще?»

Я подняла руку.

Так я и не знаю – может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку... и странное чувство свободы: да, умерла – и что теперь с меня взять?

На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы. И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете.

Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает.

Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь – и просыпаюсь уже в другой точке времени.

«Чтобы жить, нам нужно уметь легко возвращаться в состояние равновесия»

Владимир Баскаков, танатотерапевт

Psychologies:

Почему вас как психолога заинтересовала смерть?

Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно.

Все кончится – ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек – я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка).

Потом я понял, что медицина не отменяет смерть. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.

А почему нельзя об этом не думать вообще?

Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем – и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого – черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого.

В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии.

Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний – нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия – стрессы, микробы, разные события.

Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.

В чем задача танатотерапии?

Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача – чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно? В

едь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья.

В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие – часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить.

На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.

  1. Проблема избытка контроля – в телесной проекции это голова.
  2. Нарушение контактов – это область груди и рук.
  3. Сексуальные отношения – область паха.
  4. Проблема опоры, устойчивости – ноги и ступни.

Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.

Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

3.9.1. Техники

Упражнение 1. Подготовительное

Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать, например мед. –смещать кости, и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

Упражнение 3. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые – он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточножесткие – надавливает всей поверхностью ладони или кулаком;разнесенные по разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода«перекрытия‑мосты» – например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!» (именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.

Замечание. Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

Упражнение 4. Последовательность опор

Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

Закончите упражнение.

Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

Упражнение 5. Присоединение

Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

Упражнение 6. Заключительный элемент

Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

Упражнение 7. Инициация естественной смерти

Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.

Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».