Сочинения

Социально-экономическое развитие страны. Социально-экономическое развитие страны Почему возник вопрос о железных дорогах

После эпохи реформ 60—70-х годов XIX в. Александра II начался постепенный возврат к старому, к укреплению сословного строя и самодержавия. Александр III (1881 — 1894) считал, что он возвращает страну с опасного пути реформирования (политика отца, Александра II) на здоровые исторические, проверенные временем основания (политика деда, Николая I).
Экономическое развитие страны в этот период имело свою специфику: перед Россией остро стояли проблемы коренного обновления важнейших сфер жизни общества. Сложность заключалась в том, что ни одна из ранее осуществившихся реформ не была проведена комплексно и последовательно, за реформами, как правило, следовали контрреформы.
Капиталистическая модернизация усилилась в России в начале ХХв. Сравнительно высокие темпы индустриального развития, монополистическая перестройка крупной промышленности, транспорта и кредита поставили Россию в один ряд с передовыми странами Запада.
В современной историографии царизм характеризуется как режим, вынужденный начать модернизацию страны, но не сумевший справиться с ее последствиями. Модернизировать самодержавие, не разрушая его, оказалось невозможно. Нарастание противоречий внутри страны, примеры падения абсолютистских режимов в Европе заставляли самодержавие становиться все более консервативным и отбирать или существенно ограничивать обещанные ранее уступки, т.е. пойти на контрреформы, которые привели к изменениям не столько в экономике, сколько в политической и социальной сферах. Они были проведены в царствование Александра III, в 1880— 1890-е годы. Это позволило несколько стабилизировать обстановку в стране после убийства Александра II, но настоящего мира не принесло.
Вступление на престол Николая II (1894) пробудило надежды у тех, кто стремился к реформам. В адрес царя поступали проекты, прошения, записки, в которых предлагали взять за образец такие ценности современных промышленно развитых стран, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, учреждение новых органов власти, национальный суверенитет. Николай II, выступая в 1895 г. перед представителями земств, назвал эти надежды «бессмысленными мечтаниями». На рубеже веков, царская власть была обеспокоена только одним: во что бы то ни стало сохранить самодержавие.
Правительство занимало двойственную позицию по отношению к капиталистическому развитию страны. Наиболее последовательные сторонники промышленной модернизации России группировались вокруг поборника индустриализации страны СЮ. Витте (министр финансов с 1892 г., председатель Кабинета министров с 1903 г.). который считал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, однако они лежат мертвым грузом. Для блага России, отсталой в сравнении с Западом, необходимо развитие производительных сил, и прежде всего развитие ее перерабатывающей промышленности и транспорта. За тридцать пореформенных лет протяженность железных дорог увеличилась в 30 раз. Витте добился возобновления строительства Транссибирской железной дороги (отложенной его предшественниками из-за нехватки средств), увидев в этом не только военно-стратегическую выгоду, но и способ развития производительных сил Сибири.
Грандиозные проекты требовали средств. Они были получены за счет увеличения косвенных налогов, которые в 90-е годы XIX в. возросли на 42,7%. По инициативе Витте была введена винная монополия, которая обеспечивала основные поступления в государственный бюджет. Притоку денежных средств из-за рубежа способствовало введение «золотого стандарта». Правительство брало крупные займы за рубежом, при этом деньги шли исключительно на развитие производства. В то же время государство поощряло частное предпринимательство, особенно благоприятные условия создавались для отечественной промышленности. Эти меры были продолжением политики предшественников Витте (И.А. Вышнеградского и др.), и хотя он не был реформатором-одиночкой, его деятельность встречала оппозицию в правительстве. Витте обвиняли в разрушении хозяйственных устоев, чрезмерном увлечении промышленностью, распродаже России иностранным банкирам.
Другим важным вопросом, по которому шла борьба внутри правящей верхушки, было правовое положение крестьянства. Витте высказывался за уравнение крестьян в правах с другими сословиями, свободный выход из общины и переход к подворному земледелию, т.е. по существу предлагал комплекс мер, предвосхищавших будущую столыпинскую аграрную реформу.
После отставки кабинета Витте (апрель 1906 г.) и недолгого пребывания на этом посту И.Л. Горемыкина его председателем стал П.А. Столыпин (июль 1906 г.), который в своей программной речи (март 1907 г.) заявил: «Преобразованное по воле монарха Отечество наше должно превратиться в государство правовое».
Отлично понимая необходимость экономической модернизации России. Столыпин, в отличие от Витте, сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин доказывал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства. Возглавив кабинет, Столыпин настоял на немедленном издании закона (1906), означавшего коренной переворот в аграрной политике самодержавия: крестьяне получили право выхода из общины, закрепления своего индивидуального надела в собственность; государство оказывало всяческое содействие частным владельцам; губернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформ до прямого давления на сельские сходы; излишки надельной земли отдавались крестьянам либо бесплатно, либо по номинальной цене.
Возможность превратиться в полноправных хозяев земли привлекала многих крестьян. Вместо разрозненных полосок крестьянин получал землю в одном месте — так называемый отруб. Часть таких владельцев покидала деревню и поселялась на хуторах.
Правительство делало ставку, по крылатому выражению премьер-министра, «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Частная собственность призвана была стать лучшим противоядием революционным настроениям. Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика: в Сибирь и Казахстан из европейской России были переселены тысячи крестьян. Столыпинская реформа неоднозначно была встречена в обществе, она вызывала разногласия и в правительственном лагере.
В объективно-историческом плане реформа носила прогрессивный характер. Она проводилась «сверху», но не шла вразрез с естественными процессами в российской деревне, была нацелена на создание высокоэффективного фермерского хозяйства. В отдаленной перспективе она могла бы привести к окончательному вытеснению помещичьего землевладения.
Но Столыпину удалось лишь отчасти реализовать свои планы. Во-первых, реформа проводилась бюрократическим аппаратом, способным загубить любую идею на корню; во-вторых — широкомасштабные замыслы требовали значительного времени, которого у России уже не было1. Кроме того, реформаторы не учли живучести общинных порядков, стремления к уравниловке у общинных крестьян. Но главный недостаток реформы, с точки зрения оппозиции — кадетов и социалистов, — заключался в том, что нетронутым осталось помещичье землевладение.
Столыпин предлагал также принять ряд законов, обеспечивающих права личности. Но реализация этих проектов была непростой. В известной степени Столыпин повторил судьбу Витте. В начале лета 1911 г. Столыпин разработал проект дальнейших реформ, суть которого заключалась в том, чтобы сделать второй шаг по пути превращения России в правовое государство (первый был сделан в эпоху великих реформ Александра II (1860 — 1870-е годы).
Анализ его программы показывает, что, при всей ее прогрессивности, Столыпин мыслил преобразования России в рамках старой бюрократической системы. Суть его реформ сводилась к усилению исполнительной власти и созданию новых министерств, хотя он понимал, что даже эти умеренные преобразования натолкнутся на сопротивление консерваторов, что и произошло. Проекты Столыпина не были даже обнародованы.
Последнее десятилетие существования самодержавия — это период, когда страна окончательно встала на капиталистические рельсы. Политическая модернизация отставала от изменений в экономической сфере, что было традиционным для России. В исторически сжатый отрезок времени (1905—1914) повторилась знакомая схема: сначала отрицание самой реформы, затем вынужденные реформы в условиях социально-политического кризиса и, наконец, свертывание реформы после стабилизации обстановки. Таким образом, утвердившийся в экономике России капитализм так и не смог до конца преобразовать докапиталистические структуры. В частности, не завершилась капиталистическая трансформация сельского хозяйства, окончательно не утвердилась в качестве господствующей формы землевладения частная собственность на землю. В стране вплоть до 1917 г. огромную роль продолжало играть общинное землевладение.
Следует также учесть, что острота назревавших экономических проблем обусловливалась социально-политическим кризисом, соперничеством на международной арене, неравномерным характером экономического развития.
Общей причиной затянувшегося кризиса самодержавия в конце XIX — начале XX в. была несостоятельность его попыток приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям, не меняя своей природы. И в этом состояло одно из самых глубоких противоречий российской действительности того времени. Кризис российского общества в конце XIX — начале XX в. поставил в качестве главного вопрос о путях дальнейшего развития страны.

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий экономического и социально-политического характера. Главные из них: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительный труд и политическая диктатура. Ускоренная национализация крупных, средних, а затем и мелких предприятий привела к ликвидации частного сектора в промышленности. Жесткое управление ею стало осуществляться через отраслевые главки ВСНХ. Была установлена государственная монополия внешней торговли.

В целях решения продовольственной проблемы в 1918 г. была объявлена монополия хлебной торговли, а с января 1919 г. вводилась продразверстка – изъятие излишков хлеба и фуража у крестьянства по классовому принципу (с бедного – ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много). Вводилась карточная система распределения продуктов, уравнительная натуроплата труда, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными услугами. Свертывались товарно-денежные отношения.

В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. – всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы.

В политической сфере страны в период «военного коммунизма» установилась безраздельная диктатура РКП(б), деятельность боровшихся против неё других партий была запрещена. Их представители удалялись из Советов всех уровней путем организации перевыборов. Под государственный и партийный контроль были поставлены профсоюзы.

Чрезвычайные условия, на которых держалась система «военно-коммунистической» организации общества, с окончанием гражданской войны исчезли. Крестьяне стали восставать, требовать умеренных налогов, свободы товарооборота, взаимоотношений города и деревни на экономической основе.

В правящей партии – РКП(б) развернулась дискуссионная борьба за выбор курса восстановления и развития народного хозяйства. Влиятельная троцкистская 2 группировка отстаивала линию на усиление милитаризации труда в расчете на мировую пролетарскую революцию, интернациональную помощь европейского рабочего класса в техническом перевооружении России. Но капитализм на Западе стабилизировался. Надеяться в возрождении можно было только на собственные силы, природные ресурсы. В этих условиях ленинское руководство пошло на проведение комплекса реформ, получивших обобщенное название новой экономической политики (НЭП).

НЭП рассматривался поначалу как тактическое отступление от прямой ориентации на коммунизм, а затем – как возможный путь к социализму, как отечественная некапиталистическая модель развития. Надо было учитывать, что Советская власть унаследовала многоукладную систему хозяйства: государственный и частный капитализм, натурально-патриархальный уклад, преобладавшее в экономической жизни мелкотоварное производство, на которое опиралось крестьянство – основная часть населения. Социалистический сектор только зарождался.

Политика НЭПа была рассчитана на экономическое взаимодействие различных хозяйственных укладов на основе товарно-денежных отношений, регулируемых государством, при сохранении за ним монополии на крупную промышленность. Стратегическая цель однопартийной власти – допустить частнокапиталистические элементы для оживления экономики и создания мощного управляемого государством сектора промышленности и сельского хозяйства, а затем постепенно экономически и административно вытеснить и ликвидировать частнокапиталистическое предпринимательство, создать социалистическую систему хозяйства, базирующуюся на общенародной и коллективно-кооперативной формах собственности. Поэтому НЭП провозглашался «всерьёз и надолго».

Практически НЭП начался с замены продразверстки продналогом. Четкое ограничение размера изъятия сельхозпродуктов у крестьян позволило им свободно реализовывать излишки продовольствия на рынках по договорам, через развивающуюся снабженческо-сбытовую, потребительскую кооперацию. Чтобы способствовать расширению товарооборота между городом и деревней, пришлось денационализировать мелкую и кустарную промышленность, допустить частное предпринимательство с использованием наемного труда, приспособить к ним финансово-налоговые регуляторы. С целью создания устойчивой валюты в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. Она началась с выпуска червонца (его золотое содержание было установлено в 7,74 г. чистого золота). Прошёл обмен денежных купюр (один червонец к 60000 совзнакам). Оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Золотой рубль ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5,14 доллара США.

Введение твердой конвертируемой валюты в стране требовало создания четкой системы налогов, что и было сделано. Так, сельхозналог составлял максимум 5% (колебался в зависимости от качества земли, количества скота). В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительно налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной – платили все рабочие и служащие, получавшие свыше 75 р. в месяц; прогрессивный – с тех, кто получал дополнительную прибыль: «нэпманы» (торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели), частные врачи, адвокаты, журналисты. При НЭПе стал применяться хозрасчет в производственных объединениях (трестах) в рамках госбюджета и твердых цен, или коммерческой прибыли при договорных ценах.

Расцвет НЭПа пришелся на середину 20-х годов, когда осуществлялись идеи ученых – аграрников А.В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева по воссозданию системы сельскохозяйственных кооперативов, схожих с дореволюционными (кредитных, по переработке и сбыту продукции, снабженческих, потребительских, промысловых). Ими было охвачено 18 из 25 млн. крестьянских дворов. Проведенные землеустроительные работы дали возможность на 32 млн. га начать осуществлять рациональную организацию землепользования на семейно-фермерской основе. В результате разрушенное мировой и гражданской войнами народное хозяйство страны было в 1925-1926 гг. восстановлено. В сельском хозяйстве валовый сбор зерновых превысил среднегодовой сбор 1909-1913 гг. Потребление пищевых продуктов стало выше дореволюционного уровня. Опыт и уроки НЭПа поучительны.

Каковы же причины свертывания НЭПа с конца 20-х годов? Традиции многоукладной российской экономики, общинно-коллективистской психологии у значительной части населения одновременно способствовали в условиях НЭПа развитию как частнокапиталистических, так и уравнительно-социалистических отношений. С одной стороны, открывались частные рестораны, магазины, на биржах совершались оптовые сделки – утверждался социальный слой нэпманов. С другой стороны, по мере восстановления и развития народного хозяйства, укреплялись позиции заводского рабочего класса. В деревне стало поощряться государством не частное семейно-трудовое хозяйствование, а производственное кооперирование крестьян, добровольное объединение их в товарищества по совместной обработке земли, сельхозартели, обобществляющие основные средства производства.

Последовавшее усиление налогов на крупные хозяйства и освобождение от них бедняков вело к тому, что зажиточные крестьяне, стремясь ослабить налоговый пресс, стали быстро делить дворы, отдавать часть детям, родственникам. По этой причине к 1927 г. по сравнению с дореволюционным уровнем в 2 раза ускорился процесс дробления крестьянских хозяйств и как следствие – снизилась их товарность. Провалились хлебозаготовки 1928 г. Государству пришлось вводить карточную систему на продукты питания в городах. Снижение продажи зерна за границу сократило наполовину с дореволюционным уровнем поставки импортного оборудования, необходимого для индустриальной модернизации промышленности.

Нэповская экономика не избежала в советских условиях характерной для рыночных отношений безработицы, которая превысила миллион человек, из них 750 тыс. – служащие. Они солидаризировались в неприятии НЭПа с малоквалифицированными рабочими, сельскими бедняками, которые не хотели трудиться на основе хозрасчета, предпринимательского риска и тяготели к социалистической уравниловке. В конце 20-х годов усилилось социальное расслоение общества, давшее возможность руководству страны выдвинуть лозунг об обострении классовой борьбы в городе и деревне, об угрозе «буржуазной реставрации», взять линию на свертывание НЭПа.

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении "командных высот" в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычага воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Главная политическая цель нэпа снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Новые веяния во внутренней политике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Однако социально-политический кризис 1920-1921 гг. и введение нэпа не прошли бесследно для большевиков. Среди них начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа.


Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая "диктатура пролетариата в союзе с крестьянством" на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых "врагов народа" (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других специалистов). Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

40. внутрипартийная борьба в 20х годах 20 века: причины, содержание, основные этапы и итоги. Экономические и социально-политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа, стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис. Все принципиальные вопросы развития страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии. В.И. Ленин, автор нэпа, предполагавший в 1921 г., что это будет политика "всерьез и надолго", уже через год на XI съезде партии заявил, что пора прекратить "отступление" в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, названных советскими историками "политическим завещанием" В.И. Ленина. В них он сформулировал основные направления деятельности партии; индустриализация (техническое перевооружение промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повышение культурного и образовательного уровня населения). При этом В.И. Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. В.И. Ленин также предостерегал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амбиции и соперничество Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина.

Болезнь В.И. Ленина, в результате которой он был отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКПб). Им стал И.В. Сталин. Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. гг

Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции (Л,Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и других представителей "старой гвардии", обладавшей значительным большевистским дооктябрьским стажем), их неприятие сталинских методов руководства все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Теоретические разногласия о возможности построения социализма или в одной стране (В.И. Ленин, И.В. Сталин), или только в мировом масштабе (Л.Д. Троцкий) сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

Первый камень в фундамент культа личности И.В. Сталина закладывался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов под лозунгом выбора верного, ленинского пути строительства социализма и установления идеологического единства.

Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900-1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.

Сначала об успехах. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900-1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий - картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, - Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население - над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:

приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;

огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;

в финансировании промышленного роста заметную - но не решающую - роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.

Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.

Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, - патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.

Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.

Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев». Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения (126 млн человек) по сословиям (потомственное и личное дворянство, почетные граждане, купечество I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением на классы (буржуазия, пролетариат и др.).

Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией (в основном формировавшейся из купеческих родов, в свою очередь восходивших к дореформенному крепостному крестьянству) росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие - таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонациональностью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру (православие как государственная религия, много последователей имели ислам, католицизм, протестантизм и др.), требовали продуманной и взвешенной национальной политики.

нecмoтpя нa знaчитeльныe cдвиги вo вcex cфepax poccийcкoгo oбщecтвa кoнцa XIX - нaчaлa XX в., Poccия знaчитeльнo oтcтaвaлa oт paзвитыx дepжaв. Hecooтвeтcтвия мeждy oбъeктивными пoтpeбнocтями и cyщecтвoвaвшим ypoвнeм экoнoмичecкoгo, пoлитичecкoгo и кyльтypнoгo paзвития cтpaны нacтoятeльнo тpeбoвaли oт влacти paдикaльнoгo oбнoвлeния, мoдepнизaции Poccии.

К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло (Государственный совет, Сенат, Синод, Комитет министров и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», - обещал он в начале царствования.

«История экономических учений» - Общая характеристика институционального направления. Реформирование капитализма. Гэлбрейт, Хейлбронер, Г. Мюрдаль Ч. Пирс Дж. Т.1. 3. Гусейнов Р.А Экономическая история. Понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. М. Кларк, Дж. Дж.Гобсон, Т. Веблен, Коммонс, У. Митчелл, Р Эли, Дж.

«Адам Смит» - 4. Лекции по юриспруденции (1766). Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. 5. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776). Классическая политическая экономия. Краткая биография.

«Экономические школы» - Посткейнсианство. Экономические школы и направления. Марксистская теория. Монетаризм. Функциональное направление. Неоклассический синтез. Современные отечественные экономисты. Теория предложения. Воспроизводственное направление. Кейнсианство. Институциональное направление. Экономика труда. Новая институциональная теория.

«История экономики» - Экономические взгляды П.Н.Ткачёва и М.А.Бакунина. Концепция народников-пропагандистов. Экономические идеи и эволюция народничества. Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900). Экономическая программа либералов народников 80-90 . Бакунин активно участвовал в революционной жизни Европы. Василий Павлович Воронцов (1847-1918).

«Нобелевская премия по экономике» - Питер Даймонд. Требования к кандидатам. Кристофер Писсаридес. Процесс выбора лауреатов. Кеннет Эрроу. Процесс выбора лауреата. Рональд Коуз. Дэйл Мортенсен. Леонид Гурвич. Лауреат. Интересные факты. Пол Кругман. Лица. Нобелевская премия по экономике. Эмпирические исследования.

«Экономика античности» - Реформы по ликвидации долгового рабства. Платон. Древняя Греция. Развитие Афин. Аристотель. Чеканка монет. Варрон Марк Теренций. Хозяйственную жизнь людей делил на две сферы: экономику и хрематистику. В сельском хозяйстве рабов было немного. Главной отраслью экономики Рима было сельское хозяйство. Государственное устройство.

Всего в теме 13 презентаций