Русский язык

Работа над звуковым анализом. Обучение звуковому анализу слов консультация по обучению грамоте на тему

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.

Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м- губы, и- голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышатьзвучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ,разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща, при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Работа на уроке над звуковым анализом слова.

Учитель: Власова О.Г.

В работе над звуковым анализом слов использую пособие Н.Ю. Костылевой. Применяю его систематически. Это рабочая тетрадь. Распечатываю листами, на каждого ученика по мере изучения каждой буквы алфавита.

Игровой характер заданий интересен детям. Различные подобранные упражнения помогают ребёнку лучше понять абстрактный мир звуков, сформировать фонематические представления.

Так сначала: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: аист, улитка, арбуз, ананас.

Дети учатся слышать звуки, устанавливать их местонахождение и последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие), соотносить буквы и звуки, читать слоги, слова и предложения, а также логически мыслить.

Особое внимание уделяю при этом развитию памяти, а помогают предметные картинки. Они удерживают в памяти анализируемое слово. Под картинкой – схема слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков. При этом, произнося слово по звукам ученик отмечает звуки цветовыми символами. Гласный – красный, твёрдый согласный – синий и т.д.

Под графической схемой в клеточки ученик вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа слова, перевести звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов.

Для построения звуковых моделей слова на самом начальном этапе овладения этим навыком применяла также графические схемы – модели звуков в виде квадратных карточек (согласные) и круглых (гласные) у каждого ученика. Так на уроках мы моделировали простые слоги и слова из одного слога, двух слогов (лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки).

Работа проводилась фронтально. Один ребёнок выполнял около доски, на демонстрационном наборном полотне, остальные за партами моделировали слова.

Работа также проводилась и самостоятельно в парах.

Индивидуально некоторым сильным ученикам (осуществлялся дифференцированный подход) предлагались для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.

Самостоятельное построение учащимися звуковых моделей слов использую в заданиях на дом регулярно. Проверяю эту работу систематически, что позволяет мне анализировать допущенные учащимися ошибки и устранять пробелы знаний в звуковом анализе слов.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать тот или иной звук, определять его место в слове, устанавливать последовательность звуков в слове. Но главным остаётся развитие слухового восприятия, так как только на этой основе возможно усвоение звуков речи и успешное овладение чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

1. Подготовка школьников к звуковому анализу

Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для умственно отсталых детей, поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Уже при логопедическом обследовании обнаруживается, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности при ориентировке в пространстве. Они не владеют понятиями “слева, справа, перед, за, под, над, между, в начале, в середине, в конце”. Им трудно найти предмет в ряду, если надо руководствоваться словесной инструкцией, где использовалось одно из этих слов. В словаре детей недостаёт и многих других слов и терминов, на знание которых необходимо опираться при формировании звукового анализа и синтеза: ряд, место в ряду; начало, середина, конец ряда. Не владея элементарным анализом предметного ряда, умственно отсталые дети не справляются с заданием расположить предметы в ряд, пересчитать их по порядку, называя порядковые числительные, выделить местонахождение отдельного элемента ряда. При подготовке к звуковому анализу понятие « ряд» становится узловым. Предметный ряд разнообразен по содержанию: ряд тематический, ряд, организованный по признаку цвета, величины, формы. Ряды могут отличаться количественным составом, они поддаются перестройке, изменению, всё зависит от цели занятия и возможностей детей. При формировании понятия « ряд» , уточняются пространственные и временные представления детей и закрепляются в слове. Пересчитывая предметы, называя их место в ряду, дети осваивают порядковый счёт и запоминают порядковые числительные.

Анализ состава предметного ряда - это материальный уровень действия, который лежит в основе сложного умственного действия, каким является звуковой анализ слова. Используя тематический предметный ряд, составленный по сказке “Репка”, можно наблюдать изменение ряда, когда один предмет заменяется другим, перемещается, исчезает или добавляется ещё один предмет. Дети отмечают, что ряд удлиняется за счёт наращивания его элементов или укорачивается за счёт сокращения их количества, удаётся выделять любой предмет из начала, середины, конца ряда.

Вся работа проводится в игровой форме. Так, работая по теме: “Предметный ряд”, можно использовать следующие игры:

  1. “Кто тянул репку?”

После постепенного построения предметного ряда по сказке “Репка” уточняются понятия “слева”, “вправо”, “конец ряда”, “начало ряда”. Ряд закончился. Мышка последняя. Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка, внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Всё это сопровождается жестовым показом.

  1. Игра “Пустое место”

В процессе этой игры закрепляются представления детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим, уточняется значение слова-термина «место». В предметном ряду оставлены пустые места. Дети находят их, обводят место за местом, показывают первое место - слева, в начале ряда, последнее место, в конце ряда. Затем с помощью логопеда начинают заполнять пустые места (“Кто стоял за дедом?”, “зовите бабу, внучку, ... на место”). Уточняется, кто стоит перед кем, между кем, после кого.

  1. В игре “Прогулка”

Фигурки меняются местами, и дети уточняют, кто сейчас в начале ряда, середине, конце.

  1. В игре “Который и сколько

Логопед называет тех, кто пришёл тянуть репку, а дети считают, сколько собралось персонажей (дед - первый, баба – вторая). Сколько их всего?

  1. В игре “Что изменилось в ряду?”

Производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок. Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа.

Как уже отмечалось выше, у умственно отсталых детей овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Они с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков; выделение гласного из начала слова (особенно в безударной позиции), середины односложного слова, определением последнего гласного звука. Максимально облегчить понимание и усвоение звукового анализа помогает зрительная опора при восприятии изучаемых гласных звуков. Такой опорой могут быть зрительные символы - геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука.

А - , У - , О - , И - , Ы - , Э -

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. Здесь можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трех указанных звуков.

  1. Игра “Прочитай, не ошибись”

Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй звук? Третий?

  1. Игра “Сосчитай и отложи”

Эта игра учит детей анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т.е. синтезировать задаваемые звуки). Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесенных логопедом звуков и выложить на партах в ряд соответствующие символы, “прочитать”, что получилось.

  1. В игре “Подними фигурку”

Дети, услышав в потоке гласных и согласных звуков один из трёх заданных, поднимают соответствующий символ.

  1. В игре “Разложи картинки”

В зависимости от начального звука картинки необходимо разложить под соответствующими двумя символами звуков. Подобным образом можно проводить дифференциацию трех звуков.

  1. Игра “Повтори за мной”

Данная игра упражняет детей в воспроизведении слоговых рядов, состоящих их трёх, четырёх слогов. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, м, н...) то - ту - та.
Одновременно выставляются в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных О - У - А. Затем дети повторяют слоговый ряд. Более сложные варианты: па - по - пу - пы; ам - ом - ум - им.

  1. Игра “Что в середине слова?”

Игра учит детей выделять гласный звук в середине односложных слов. На наборном полотне выставлены картинки: сом, сыр, мак, волк. Ребёнок произносит слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой.

Такая работа над звуковым анализом помогает детям овладеть умением слышать звук, хранить в памяти его правильный звуковой образ, выделять его в слове.

2.Работа по звуковому анализу и синтезу

Неподготовленность умственно отсталых детей к обучению грамоте в силу нарушенной аналитико-синтетической деятельности на уровне всех анализаторов, и в первую очередь - слухового, создаёт дополнительные трудности в формировании у учеников операций звукового анализа и синтеза. Первые операции, которые необходимо с ними отработать, – это умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится чётко. Работа по формированию звукового анализа и синтеза продолжается длительный период. Она ведётся целенаправленно, подготавливая детей к овладению письмом. Учитывая, что школьники со сниженным интеллектом очень часто пропускают при записи гласные буквы, оставляя от слов лишь опорные согласные, необходимо показать им роль гласных звуков в слове. Наблюдая за артикуляцией логопеда, обучающиеся устанавливают различие между гласными и согласными звуками. Они убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преграды. Согласным звукам всегда что-то мешает: то губы, то язык, то зубы. Для обозначения гласных и согласных звуков (а разницу в их произношении они прочувствовали), используются - красные и синие точки или квадратики, красные и синие буквы. Для закрепления умения различать гласные и согласные проводятся следующие игры:

1. “Азбука Морзе”

Логопед произносит звуки - дети ставят на доске или в тетрадях соответственно красные и синие точки.

2. “Красный - синий”

Логопед произносит звуки - дети поднимают красные или синие квадраты.

3. “Ищу свой квадрат”

Детям раздаются буквы. На доске два больших квадрата - красный и синий. Дети выходят по очереди к доске, правильно читают букву, произносят соответствующий звук и ставят букву в свой квадрат.

Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, ученики приступают к определению этих звуков в слогах. Здесь упор делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры. С этой целью используются следующие игры:

1. “Найди слог”

Логопед называет слог - дети показывают карточку с соответствующей схемой.

2.”Подбери слог”

Логопед показывает цветную схему слога - дети подбирают из слоговой азбуки возможные варианты слогов.

3.”Слоговая азбука Морзе”

Логопед диктует слоги - дети записывают их красными и синими точками.

Затем работа ведётся по анализу звукового состава слова. Прежде чем записывать слова, обучающиеся произносят их с длительной протяжённостью каждого звука (интонирование).

Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров. Далее проводится работа над схемой слов. На одно занятие берётся одна схема, и разбираются слова, соответствующие ей по звуковому составу. Чтобы помочь детям в подборе слов, им предлагаются картинки, названия которых по фонетическому составу соответствуют схеме. По мере работы появляется возможность сравнивать схемы слов, искать сходство между ними и различие. Можно предложить школьникам подобрать схему к тому или иному слову. Эту работу следует начинать с момента, когда появляется вторая схема. Логопед называет слово или показывает картинку (марка, муха, сок –). Дети ищут на таблице соответствующую схему.

Обучающиеся могут сами подобрать слово к одной из схем. Работа может проводиться с опорой на картинки.

Параллельно проводится работа по закреплению звукобуквенного состава слов. С этой целью можно использовать игру “Волшебное слово”: картинка разрезается на полоски по количеству букв в её названии. В нижней части полосок написаны буквы. Правильно определив нужный порядок букв в слове, дети получают цельное изображение предмета.

В работе над предложением полезны будут следующие упражнения:

  • Логопед произносит предложение: « Ира мыла куклу ». После этого проговаривается каждое слово в отдельности, а дети находят схемы на табличках и выставляют их на доску одну за другой. Затем эти схемы записываются в тетради.
  • “Придумай предложение”

Детям предлагаются схемы слов, а они должны придумать предложение, в котором слова по фонетическому составу соответствовали бы данным схемам.

  • “Самый догадливый”

Дети самостоятельно придумывают предложения, находят нужные схемы слов и ставят их в правильной последовательности на доску.

Дети учатся сначала выделять в предложении отдельные входящие в него слова, а затем определять буквенный состав каждого слова. Эта работа более сложная, так как процесс анализа заметно удлиняется и требует осуществления дополнительных операций.

Диктанты в начале работы лучше проводить с предварительным звуковым анализом. В конце работы проводятся контрольные диктанты уже без звукового анализа. Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схемам следующим образом:

  • сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;
  • разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;
  • сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладения навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Список литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
  4. “Логопедия” Под ред. Волковой Л.С., М.: Просвещение, 1989.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.- Петербург.: Стройлеспечать, 1995.
  6. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
  7. Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология, 1989, №4.
  8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  9. Ткаченко Е.А. Звуки и знаки: Гласные. Изд.: Юнвес, 2001.
  10. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Мастер-класс для родителей «Работа над звуковым анализом и синтезом слов, как профилактика нарушений чтения и письма» Автор: учитель-логопед Загоруйко Елена Юрьевна Всем известно, что основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребѐнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребѐнка к чтению и письму является чистая, чѐткая, правильная во всех отношениях речь. Если у 4-летнего ребѐнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ОНР, алалия), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьѐзно осложняется. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребѐнком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьѐзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чѐм же причины? Основные причины подобного явления нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). То есть при сформированном фонематическом восприятии, ребѐнок должен: - уметь выделить заданный звук из ряда звуков, слогов, слов (Игра «Хлопни в ладоши на заданный звук»), - назвать слова с заданным звуком из услышанного предложения, - правильно повторить вслед за взрослым ряд звуков, слогов, слов (слов близких по звучанию), - уметь правильно группировать картинки в названии которых встречаются звуки, близкие по звучанию (например, картинки со звуком С и З, СЬ и С).

2 Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико фонематических представлений. Но, в большинстве случаев, дети в 2 и даже в 3 года заменяют сходные звуки (С на Ш, Р на Л и т.д.) и не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов и пр. Приведѐнные факторы свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения. Несформированное фонематическое восприятие усложняет формирование навыков звукового анализа, без которого полноценное чтение и письмо невозможны. Звуковой анализ это способность различать особенности и порядок звуков, для воспроизведения звуков в письменной форме. Что же это за особенности звуков? Как научиться их правильно узнавать, различать, как работать над звуковым разбором слов? Об этом Вы сегодня и узнаете на нашем мастер классе «Обучение детей четырѐх лет элементам грамоты». Я предлагаю Вам взять предметные картинки с подноса, они помогут создать команды. Скажите, пожалуйста, давно ли Вы ходили в лес? Были ли препятствия на Вашем пути? Сегодня мы с вами отправимся в лес, в гости к Ёжику. Наш путь будет интересным и познавательным. Все готовы? Тогда в путь! Посмотрите, первое препятствие на нашем пути. -Что это?.. - Ручеѐк! Ручеѐк, ручеѐк, Очень нежно ты поѐшь!

3 Звонкий, ласковый, игривый И совсем неторопливый Я приглашаю команду «Ручеѐк» пройти за стол. Поприветствуем команду «Ручеѐк»! Ручеѐк струится как гласные звуки, плавно и неторопливо. Последовательная, планомерная работа над гласными звуками, позволяет развивать фонематический слух, подготавливает детей к овладению навыками звукового анализа и синтеза слов. К нам в гости пришла девочка Аня. У Ани болит горлышко. Она звонит доктору, и говорит: «Алло! Алло! Айболит, приезжай!». Какие слова Анечка говорила доктору? (Алло, Алло, Айболит, приезжай). Приехал Айболит. «Покажи, Анечка горлышко! Открой ротик!». Анечка открывает ротик, и произносит звук А Какой звук произнесла Анечка, когда Айболит смотрел ей горлышко? - А! -Звук А! Доктор вылечил Анечку. - «Анечка», «Аня», «Айболит», «алло» все ли слышали звук А в этих словах? Давайте произнесѐм его громко, тихо. Посмотрите в зеркало, как открыт наш ротик, когда мы произносим звук А? (рот широко открыт). Возьмите клубочки. Отмотайте ниточку, бросайте клубок поѐм звук А, мотаем ниточку: АААА. Большие клубки у нас получились? Мы долго пели звук а? Петь звук А нам ничего не мешало, воздух свободно выходил из ротика, значит звук А гласный звук. А где мы можем услышать звук А? (доктор горлышко смотрит, мама ребѐночка спать укладывает и поѐт, А нам больно!) Наш гласный звук А живѐт вот в этом домике красном кружочке символе звука А. Посмотрите, круг большой, как будто мы открывает широко рот и поѐм звук А.

4 Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук А»: А, У, А, О, И, Ы, А..АХ, ОХ, УХ, Аня, дом, кот, астра Работа над гласными звуками строится в следующей последовательности: 1. Выделение в словах первого ударного гласного звука. 2. Звук характеризуется по артикуляционным (как открыт рот, где и как располагается язык) и акустическим (гласный звук) признакам. 3. Проводятся игры: «Где мы может услышать этот звук?», «Пропой звук громко тихо», «Хлопни в ладоши на заданный звук» (определение наличия или отсутствия в словах звука). 4. При изучении нескольких гласных звуков, проводятся игры: «Узнай звук по артикуляции», «Запомни, повтори», «Распредели картинки» (например, А-У) и др. 5. Звуковой анализ и синтез звукосочетаний, например АУ, УА.. Логопед знакомит родителей со звуковыми символами гласных. Родители выполняют звуковой анализ и синтез звукосочетания «АУ». 6. Определение последнего гласного звука в словах (пальто, скала, слоны) 7. Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ). 8. Выделение ударного гласного в словах (картины, посуда). Уважаемые участники, можем ли мы сказать, что последовательная, планомерная работа над гласными звуками, позволяет развивать фонематический слух, подготавливает детей к овладению навыками звукового анализа и синтеза слов. Спасибо! Я думаю, что первое препятствие мы преодолели, идѐм дальше Что встретилось на нашем пути? Гора! «Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал»

5 Владимир Высоцкий Я попрошу участников с предметной картинкой «гора» пройти за стол. Поприветствуем команду «Гора»! Гора тверда, как звук согласный твѐрдый. Использование зрительных и жестовых символов обогащает различные ощущения: слуховое, зрительное, кинестетическое, многократно усиливает фонематические представления ребѐнка. Вы, наверно, помните, что согласные звуки делятся на твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие. В средней группе мы вводим понятие «согласный звук», «согласный звонкий», «согласный глухой». С мягкостью согласных мы познакомимся в старшей группе, так как это более тонкая дифференцировка. - Что значит «Согласный звук»? (Это звук, который мы не можем петь, есть преграда при произнесении). - Почему звук называется «Согласный звонкий»?, «Согласный глухой»? (смотрим на работу горлышка, контроль рукой). Логопед знакомит родителей с символами согласных звуков и их характеристикой: согласный звонкий или согласный глухой звук (контроль рукой). Родители повторяют вслед за мастером движения: М мычит корова (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога) Н девочка плачет (ладони приложить к глазам)

6 В ветер воет, деревья качает (махи руками над головой) Ф фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй) Б колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол) П паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками) Д барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане) Т молоточек стучит (резкие махи согнутыми указательным и средним пальцами правой руки) Г гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья)

7 К каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук вверх вниз) Х греем замѐрзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу) Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного: УХ, АМ, УМ, ОН. Логопед учит родителей выполнять звуковой анализ и синтез слога «АМ». Уважаемые участники, можем ли мы сказать, что использование зрительных и жестовых символов обогащает различные ощущения: слуховое, зрительное, кинестетическое, многократно усиливает фонематические представления ребѐнка. Спасибо. Преодолели мы и гору на своѐм пути! Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. С. Погореловский Пожалуйста, участники с картинкой лес, пройдите за стол!

8 Поприветствуем команду лес! Проводя работу над звуковым анализом и синтезом слов, мы осуществляем профилактику нарушений чтения и письма. Мы пришли в гости к Ёжику. Он хозяин слова (показываем полоску слово). Если ѐжик в начале слова везѐт звук на своей спине, то этот звук в слове первый, если ѐжик в конце слова, то звук последний. Изучая согласные звуки, дети учатся определять последний согласный звук в словах (самолѐт), первый согласный звук в словах (халат), Работа по определению последнего и первого звука в словах (самолѐт, халат) ВЫКЛАДЫВАЕМ НА СХЕМЕ СЛОВА ЗВУКОВОЙ СИМВОЛ (КОНЕЦ, НАЧАЛО) Определение гласного звука в середине односложных слов (то есть слов, из одного слога): КОТ, ЛИС, БЫК. Анализ односложных слов, состоящих из трѐх звуков: МАК. Можем ли мы сказать, что проводя работу над звуковым анализом и синтезом слов, мы осуществляем профилактику нарушений чтения и письма.


Мастер-класс для родителей: «Обучение детей четырѐх лет элементам грамоты». Автор: учитель-логопед высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г. Воркуты Загоруйко Елена Юрьевна Цель:

Обучение грамоте в старшей группе Подготовила: Майшева Т.В., воспитатель по обучению грамоте Обучение грамоте в детском саду это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом

УДК 376.1-058.264 456.04 ББК 74.3 Т48 Рецензенты: Шаховская С.Н. профессор, канд. пед. наук; Чевелева Н.А. доцент, канд. пед. наук; Воронова Г.Г. канд. пед. наук Использование специальных символов: обеспечивает

Дидактическая игра «Звуковой компьютер». Цель: формировать умение детей определять первый звук в слове, подбирать картинку-символ к звуку, читать по символам-картинкам, проводить звуко - слоговой анализ

Подготовила: учитель - дефектолог, учитель - логопед Зайцева М.А. Консультация для родителей «Как учить ребенка читать» Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всѐ, что мы слышим, и всѐ, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребѐнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для: Обучения

«Обучение детей звуковому анализу слов» Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом

Бугрова Елена Геннадьевна учитель логопед МАДОУ «Детский сад 395» г. Пермь, Пермский край Формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей среднего и старшего возраста c общим недоразвитием

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 9 «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

Тема: Развитие слухового восприятия в рамках методики формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малаховская Елена Федоровна Цель исследования:

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка дошкольников к обучению грамоте в условиях введения ФГОС» Составила: Учитель логопед: Соколова В.Э. Цель: уточнение и формирование представлений педагогов

МДОУ ДС с. Пушанина КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ? Воспитатель Луконина С.В. С. Пушанино 2015 год Как учить ребенка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным,

Подготовила: Евдокимова Елена Михайловна РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольников грамоте. Многим папам и мамам кажется, что достаточно с ребенком выучить буквы и он станет грамотно писать и читать. Однако,

Если малыш не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему? Какое отношение имеют неправильно произносимые звуки на успеваемость? В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает

Консультация для родителей (подготовительная группа) Звуковой анализ слова. Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание

Басосова Н.А., Мешкова А.П. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ГБДЮУ 109 Невского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ 39 Центрального района Санкт-Петербурга В данном докладе рассматривается

Педагогический практикум по теме: «Алгоритм звукового анализа слова» составил учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузнецова Г.Л. Цели: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

* Упражнение «Укачиваем малыша». (Преодоление твердой атаки гласных.) Воспитатель. Мы читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы помните, что Белоснежка пела гномам колыбельную нежным голосом: «Аа-а!».

АСТ Москва Уважаемые родители и педагоги! Обучение чтению ребенка 4 6 лет дело непростое, требующее не только терпения и времени, но и наличия некоторых специальных знаний. Сложность состоит в том, что

С точки зрения науки билингвизмом называют двуязычие, под которым подразумевается употребление в речи двух языков родного и не родного. Детям-билингвам предстоит пройти нелегкий путь стать полноценным

ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ЛУКОМОРЬЕ» муниципального образования город Ноябрьск Педагог: Александрова Ирина Викторовна Должность: Учитель-логопед: Название статьи:

Маслюкова Анастасия Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад 460», г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ограниченными

«ЗВУК И БУКВА» Учитель-логопед И.А.Павлычева Как избежать ошибок при обучении чтению (советы родителям) Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Практически каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок быстро овладел навыками чтения. Однако, на практике это оказывается не таким простым делом. Как

Пояснительная записка. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Лебедева Ольга Сергеевна учитель-логопед Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 25 «Солнечный зайчик» г. Серпухов ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - БАЗОВОЕ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска» Рассмотрена Принята на научно - Утверждена кафедрой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Круглый стол для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов у детей дошкольного возраста» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически

Н.Ю. Костылева ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 5 ЛЕТ АСТ МОСКВА УДК 372.3/.4 ББК 74.902 К 72 К72 Костылева, Наталия Юрьевна. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для

ГБОУ Школа 283 Развитие и усвоение навыков звукового анализа с помощью игр и упражнений Воспитатель группы 5/3: Кондракова Инесса Витальевна Актуальность развития речи Речь является основанием для развития

Издательство АСТ Москва Дорогие родители! Любознательные малыши к четырем-пяти годам вполне готовы к восприятию окружающего мира через печатное слово. Умение читать открывает перед будущими отличниками

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Подготовили: учитель-логопед Каретникова Е.И., учитель-логопед Гридасова-Прохорова Л.О. Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: определить

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального

Современный русский язык. Фонетика...Дивишься драгоценности русского языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. Николай Гоголь Юным языковедам Множество разных звуков окружает

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 99. Практикум для родителей старшей группы «Звуковой анализ слова». Подготовила воспитатель 1 категории Синькова Лидия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ГОРЯЧКИНА ДАРЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей

Использование методов наглядного моделирования при обучение грамоте детей дошкольного возраста. Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Теремок» Чайковская Е.Ю. В соответствии с Федеральным государственным

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 1874» Обучение грамоте детей старшей группы детского сада. Семинар для воспитателей. Подготовила и провела Учитель-логопед Юдина Е.Н. Москва

Сопровождение логопеда Программа коррекционных логопедических занятий Пояснительная записка Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» 5 «Ивушка»,

Пояснительная записка Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное

ИНТЕРЕСНЫЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ http://iqsha.ru/ Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 281» г.перми ПРИНЯТО: На педагогическом совете протокол 1от «30»августа 2016 16 Чащина ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР. Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 88» ПРОГРАММА Речевой направленности ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ Педагог: Широбокова Л.М. Возрастная группа: 5-7лет Ижевск,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ НЕТ НИЧЕГО СЛОЖНОГО» Подготовила:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 273» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Заведующим МБДОУ 273 протокол 1 от 31.08.2018 С.Б. Кирюшиной Приказ 169 от 31.08.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 106» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда дошкольного логопедического

Развитие фонематического слуха. Работа с рядами гласных звуков. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

I.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Подготовка к обучению грамоте» Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: осознавать роль языка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 190» Консультация для родителей «Фонематический слух основа правильной речи ребёнка» Подготовила учитель-логопед

В ИГРЕ Ребенку трудно запомнить первые несколько букв, потому что для него это новый вид деятельности. Дальше будет легче, всё усваивается по аналогии. Не стоит связывать букву с рисунком в азбуке, так

Методическая тема: «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ» ГБОУ СОШ 215 учитель начальных классов, первая квалификационная категория Лобанова

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Звуки «М», «Мь». Буква М» в подготовительной к школе логопедической группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 347 Логопедический проект Тема: «Маленькие Грамотеи» Логопедические игры в развитии фонематического слуха у детей 6-7 лет учитель-логопед

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия

Мастер класс «Игры и упражнения со звуками и словами для дошкольников» Подготовила: учитель логопед МБДОУ детский сад 3 «Эрудит» Фёдорова С.Х.. Этапы формирования правильного звукопроизношения Подготовительный

Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети оказываются не в неладах

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха Составила: Боюка А.С. Базовой предпосылкой овладения письмом является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается

Ненашева Вера Ильинична Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень фонематическое восприятие от года до четырех лет вторая звуковой анализ на пятом году жизни Фонематическое восприятиезвуковой

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Менщиковский детский сад» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОД учителя-логопеда Надымовой Людмилы Ивановны по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Управление образования Альметьевского муниципального района Открытое занятие для учителей-логопедов МБДОУ 37 Путешествие в страну звука и буквы «Ш» фронтальное логопедическое занятие по произношению и