Бунин И.А

Психотип личности: классификация и описание. Методики изучения структуры личности Методики основанные на выделении типов личности

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип - целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей - от общего к частному - предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем - проверку, и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. Рассмотрим три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма - аналитическим и физиологическим - данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности - характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода - знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности - обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

Согласно принципам построения биологических систем, каждая разновидность всеобщей модели индивидуальности имеет (должна иметь) свой типологический фундамент. Однако в реальности такого рода совпадение учений об индивидуальности и ее типологии является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего мы встречаемся либо с разработкой только типологии (Э. Кречмер, У. Шелдон и другие), либо с разработкой только целостной индивидуальности (например, Б.Г. Ананьев). Среди сторонников поступательного движения научной мысли от типологии к целостной индивидуальности не обнаруживается единства. Одни придерживаются в решении этой проблемы формально-динамических аспектов индивидуальности, другие делают упор на ее содержательной стороне, третьи стремятся сочетать оба подхода одновременно.

Среди представителей формально-динамического подхода к индивидуальности и ее типологии можно выделить английского психолога Г. Айзенка. Опираясь на два ортогональных симптомокомплекса психических свойств -- фактор экстраверсии/интроверсии и фактор нейротизма (эмоциональности) -- он выделяет с помощью системы координат четыре непересекающихся психологических типа: тип экстраверта эмоционального, тип экстраверта неэмоционального, тип интроверта эмоционального и тип интроверта неэмоционального. В совокупности (аддитивной) названные выше психологические типы образуют факторную модель индивидуальности.

В отечественной дифференциальной психофизиологии формально-динамический подход к типологии целостной индивидуальности развивает В.М. Русалов . Взяв за основу два базальных свойства темперамента -- общую активность и общую эмоциональность, каждое из которых представляет собой синтез различных проявлений в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах человеческой деятельности, В.М. Русалов создал типологию, состоящую из девяти дифференциальных типов темперамента. Критерием выделения дифференциальных типов служило сочетание общей активности и общей эмоциональности в зависимости от степени их выраженности -- низкой (меньше нормы), средней (норма) и высокой (выше нормы).

При этом важно подчеркнуть, что вариант содержательной типологии целостной индивидуальности, включающий интеллект и характер человека, В.М. Русаловым пока не исследовался.

Исключительно содержательную типологию субъектно-деятельностной индивидуальности создают ученики С.Л. Рубинштейна. Так, в исследовании Г.Э. Белицкой, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской с опорой на понимание взаимоотношений человека с обществом в понятиях субъекта-объекта, обосновывается типология проблемности социального мышления личности . В частности, автором установлено, что «всем типам со стереотипизированным мышлением соответствует личностный конструкт “Я -- объект -- Общество -- объект”; всем созерцательным -- “Я -- объект -- Общество -- субъект”; деятельным типам -- “Я -- субъект -- Общество -- объект” и проблематизирующим типам -- “Я -- субъект -- Общество -- субъект”» .

Рассматривая типы личностного осознания социальных проблем в зависимости от сложившейся в России к середине 90-х гг. общественно-политической ситуации, А.В. Брушлинский наполняет типы личностных конструктов «Я -- Общество» совершенно новым содержанием. Представителей проблематизирующего типа социального мышления личности он называет интерналами и подчеркивает, что «они... строят свою деятельность самостоятельно. Вместе с тем не только себя, но и общество в целом они считают суверенным субъектом... Во вторую группу входят экстерналы, рассматривающие общество как субъекта, а самих себя лишь как объектов, от которых якобы ничто не зависит. Это люди созерцательного типа. Третью... группу составляют респонденты, считающие себя субъектами, хозяевами. Они представляют в основном новый у нас тип менеджеров и предпринимателей, рассматривающих общество как объект для извлечения собственной выгоды» . Последнему типу в классификации К.А. Абульхановой-Славской -- Г.Э. Белицкой соответствует деятельный тип личности. Построение типологических конструкций в структуры индивидуальности чрезвычайно важно, прежде всего, в теоретическом отношении. Во-первых, облегчается и конкретизируется процесс познания всех разновидностей моделей индивидуальности. Более того, типы выступают связующим звеном в гармонизации отдельных, видовых и всеобщих особенностей индивидуальности. Наконец, типологический подход имеет первостепенное практическое значение в сфере управления развитием любой полиморфной индивидуальности, а также в решении задач прикладного аспекта и т.д.

1. По виду используемого опыта :

Интроспективные методы, основанные на данных субъективного опыта;

Экстраспективные методы, опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.

2. По активности воздействия :

Методы наблюдения,

Экспеpиментальные методы.

3. По уровню обобщенности полученных закономерностей :

Номотетические методы, ориентированные на общее, психологию объяснения;

Идеографические методы, ориентированные на единичные случаи, психологию понимания.

4. П о стабильности изучаемого явления :

Констатирующие методы;

Формирующие методы, при использовании которых конечное состояние изучаемого качества отличается от первоначального состояния.

Существуют и другие классификации методов дифференциальной психологии, однако наиболее полезной из них является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым и отражающая этапы комплексного исследования индивидуальности или отдельных элементов ее структуры. Каждому этапу соответствует группа методов, выбор которых осуществляется, исходя из конкретной цели и задач исследования .

1. Организационные методы :

Метод поперечных срезов (сравнение отдельных групп людей, различных по возрасту или другому критерию);

Метод продольных срезов – лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);

Комплексный метод (сочетание метода продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование).


2. Эмпирические методы :

Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, психолого-педагогический эксперимент);

Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа);

Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ);

Моделирование (математическое, кибернетическое);

Биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документации).

3. Методы обработки и анализа результатов :

Количественная обработка и анализ (статистические методы);

Качественный анализ (дифференциация материала по классам, разработка типологий , описание случаев).

4. Методы интерпретации результатов :

Генетический метод (объясняет весь материал в характеристиках развития);

Структурный метод (объясняет весь материал в характеристиках связей между отдельными компонентами структуры личности или структуры социальных групп).

Эмпирические методы , вошедшие в классификацию, можно также разделить по принципу принадлежности к той или иной науке :

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент) – модификация методов, которые используются и во многих других науках, применительно к психологической реальности;

Исторические методы (биографические);

Психологические методы (интроспективные – самонаблюдение, самооценка; психофизиологические; социально-психологические – анкетирование, беседа, социометрия);

Психогенетические методы.

Ряд перечисленных методов заслуживает отдельного рассмотрения в связи с особой ролью, которую они играли в истории становления дифференциальной психологии как отдельной науки. В частности, речь пойдет о психогенетических методах, тестовой диагностике, о методах статистического анализа и классификации результатов, а также о методах идиографического анализа.

2.3.2 Психогенетические методы

Использование психогенетических методов связано с изучением роли наследственности и среды в формировании различий, а также с анализом относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человека.

Генетический анализ факторов индивидуальных различий предполагает использование трех методов: 1) генеалогического, 2) метода приемных детей и 3) близнецовый метод .

Посылкой для использования генеалогического метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство между людьми, тем выше сходство между ними по этому признаку. При этом обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг), которые в среднем имеют 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуeмых качествах должно проявляться меньше сходства.

Для психотерапевтических задач иногда используют один из вариантов данного метода – генограмма. В этом методе, наряду с отношениями родства, фиксируют: 1) отношения психологической близости (тесные – отдаленные); 2) отношения конфликтности; 3) семейные сценарные установки. Генограмма составляется как минимум в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).


Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование: 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных детей и 3) биологических родителей.

Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу валидности данного метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

При использовании близнецового метода среди близнецов выделяют а) монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и б) дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). Последующий анализ различий осуществляется по-разному, в зависимости от одной из четырех разновидностей метода:

Внутрипарное сравнение монозиготных и дизиготных близнецов;

Анализ распределения ролей и функций внутри близнецовой пары;

Сравнительный анализ времени появления навыка у близнецов, один из которых предварительно подвергается формирующему воздействию; если у экспериментального и контрольного близнецов навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания;

Сравнительный анализ свойств разлученных монозиготных близнецов, при котором обнаруженное сходство приписывается фактору наследственности, различия – фактору среды (метод используется в условиях социальных катаклизмов, когда, в силу обстоятельств, близнецы оказываются в разных средовых условиях).

Как уже упоминалось выше, использование психогенетических методов позволяет определить относительный вклад наследственности и среды в изменчивость признака. При этом обнаруживается ряд интересных закономерностей, позволяющих судить об источниках различий между людьми. Так, например, исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий в интеллекте и личности, Р. Пломин и Д. Даниелс (1987) пришли к следующему выводу: одна из основных причин психологической вариативности – разная среда, в которой формируются дети. В частности:

Порядок рождения ребенка,

Отношение к детям,

Разные формы обучения,

Отношения со сверстниками.

В соавторстве с другими учеными Р. Пломину удалось установить факт генетической обусловленности таких признаков, как межличностная теплота, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи (1991).

С точки зрения комплексного вклада наследственности и среды в формирование индивидуальных различий, наиболее ценным является обнаружение Р. Пломин и Дж. Дефрайсом трех типов связей между генотипом и средой (1985):

Пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);

Реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;

Активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам .

2.3.3 Методы тестовой диагностики:

основные ограничения и способы их преодоления

Тестовая диагностика долгое время оставалась центральной областью психодиагностики, представляя собой связующее звено между нею и дифференциальной психологией. Основателем тестовой диагностики является Джеймс Маккинли Кэттелл (1890), который впервые использовал термин «тест». Несмотря на огромное значение тестов, как любой диагностический инструмент, важно помнить, что они имеют свои ограничения, связанные с недостаточной точностью измерения и с недостаточной прогностичностью получаемых результатов.

Недостаточная точность обусловлена влиянием двух типов ошибок – случайной и систематической.

Случайная ошибка связана с особенностями инструмента (точность «прибора») и пользователя (точность восприятия, время реакции). Случайные ошибки нивелируют влияние друг друга при увеличении количества измерений и усреднении.

Систематическая ошибка связана с тем, что на результат влияют посторонние факторы, из-за которых «измерению» подвергается не одна, а несколько характеристик объекта. Систематическая ошибка не устраняется при повторных измерениях. Уменьшение ее вклада достигается путем усреднения измерений, полученных с помощью разных инструментов. В психологии хорошо известен тот факт, что почти невозможно найти вопрос личностного теста, для которого диагностируемая черта объясняла бы более чем 20-30% вариативности индивидуальных ответов на вопросы. Большая часть вариативности обязана своим происхождением другим факторам (социальная желательность, соглашательство, тенденция перечить, давление группы сверстников, возраст, состояние испытуемых в момент тестирования и т. п.), .

Недостаточная адекватность прогноза – более сложная проблема, решение которой зависит от модели всего эксперимента (включая теоретические подходы и специальные методы анализа). С исследовательских и практических позиций целью тестирования является не только констатация факта различий и выявления уровня развития того или иного признака, но и прогноз на будущее: как этот признак будет влиять на поведение человека. Однако еще один из первых тестологов Альфред Бине хорошо понимал, что созданный им инструмент для измерения индивидуальных особенностей может описывать лишь функционирующую в момент тестирования систему, например, интеллект ребенка, но не обязательно подразумевает прогноз .

С целью повышения точности измерений и повышения их прогностичности в психодиагностике используются методы проверки их надежности, а также внутренней и внешней валидности .

Под надежностью понимается пригодность теста в качестве измерительного инструмента, сведение к минимуму при его использовании влияния случайной и систематической ошибки.

Внутренняя валидность подразумевает внутреннюю сбалансированность теста, которая определяется путем выявления взаимосвязей между его шкалами. Внешняя валидность служит подтверждением соответствия содержания диагностической процедуры содержанию изучаемого феномена и подтверждается путем изучения связей тестовых оценок или баллов с различными внешними критериями. Например, связей оценок успеваемости с интеллектуальной продуктивностью , связей данных клинической диагностики с особенностями личности и т. п. .

2.3.4 Методы статистического анализа

Под методами статистического анализа понимаются приемы прикладной математики, которые используются для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов. В дифференциальной психологии наиболее часто применяются три таких метода – дисперсионный , корреляционный и факторный анализ .

1. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так как, известно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно отличаться). Для некоторых исследовательских и практических задач именно дисперсия дает основную информацию. Например, представим себе, что средний балл, полученный школьниками за контрольную работу по алгебре, составляет «4» и для мальчиков, и для девочек. Но у мальчиков присутствуют и тройки, и пятерки, а все девочки активно списывали друг у друга и в результате получили по четверке. Понятно, что итог одинаков в каждой группе, а психолого-педагогический смысл, стоящий за средним баллом, совершенно различен.

2. Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но не их причинная обусловленность. Если две какие-либо характеристики, полученные для одного и того же объекта, имеют тенденцию изменяться совместно, так что имеется возможность предсказать одну из них по значению другой, то говорят, что эти характеристики коррелируют друг с другом. Например, отмечается, что удовлетворенность браком у супругов отрицательно коррелирует с тревожностью. Это значит, что чем больше они довольны семейной жизнью, тем спокойнее себя ощущают. Однако на основании этого факта мы не можем узнать, спокойны ли они по той причине, что дома все в порядке, или довольны совместной жизнью потому, что обладают низкой тревожностью и общим позитивным отношением к жизни.

Математически наличие зависимости между признаками выражается в показателе коэффициента корреляции: два одинаковых признака связаны между собой коэффициентом «1»; два различных – коэффициентом «0». Степень связанности характеристик лежит в диапазоне от 0,01 до 0,99. Близкие к нулю корреляции не могут подтверждать наличие зависимости между переменными. Соотношение может быть как позитивным (+1), так и негативным (-1). Отрицательный коэффициент корреляции означает, что при увеличении значения одного признака, значение другого признака уменьшается. Коэффициент корреляции был предложен Карлом Спирменом для измерения соотношения между двумя интеллектуальными показателями (1901). Сходное открытие сделал и один из учеников Ф. Гальтона Карл Пирсон .

3. Факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Идея факторного анализа принадлежит К. Спирмену, который предложил выявлять общие закономерности на основе анализа матрицы коэффициентов корреляции. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции будут прослеживаться особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор – переменная более высокого уровня обобщения.

При использовании такого способа структурирования и обобщения психологической информации появляется возможность получить компактное описание объекта измерения, выделить наиболее существенные и независимые друг от друга характеристики. Данная возможность позволяет использовать факторный анализ для решения следующих психодиагностических задач:

- «концептуальная чистка» (уточнение психологического содержания изучаемых феноменов);

Конструирование тестов;

Проверка психометрических свойств опросников (особенно в тех случаях, когда опросники применяются в новых культурах или популяциях).

В дифференциальной психологии методы факторного анализа широко используется при изучении структуры индивидуальности, а также ее отдельных составляющих, таких, например, как темперамент, интеллект и личность. Выявленные факторы рассматриваются в качестве устойчивых и относительно независимых свойств, характеризующих изучаемую структуру.

При этом принимаются во внимания разные уровни обобщения информации, в соответствии с которыми выделяют три типа факторов:

Общие факторы, объединяющие в себе все измерения данного свойства, например общий фактор интеллекта или общий фактор активности;

Групповые факторы, включающие в себя не все, но значительное число измерений данного свойства;

Специфические или уникальные факторы, относящиеся лишь к одному типу измерений .

В качестве ограничений факторного анализа стоит отметить относительную субъективность его методов. Результаты факторизации зависят от природы и количества переменных, подвергающихся анализу. Решение о выборе формы факторного анализа и тех переменных, которые должны быть включены в исходную матрицу, принимается, исходя из этих параметров, а также из теоретических позиций каждого исследователя. В итоге создаются модели индивидуальности, отличающиеся не только по количеству выделенных факторов, но и по характеру связей, обнаруженных между ними.

Как отмечает польский исследователь Ян Стреляу, использование этого метода имеет существенные изъяны. У разных авторов количество и качество выделяемых факторов разное, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов остается неизменным. Как правило, исследователи расходятся уже в исходном пункте – выборе данных, подлежащих факторному анализу. Это приводит к тому, что содержание выделенных структур индивидуальности существенно отличается друг от друга. Изъян заложен в самом методе, который является произвольным и зависит от интуиции и настойчивости исследователя .

Для того чтобы грамотно использовать методы статистического анализа, необходимо быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества.

Нормальное распределение появилось благодаря исследованиям интеллекта. Ф. Гальтон был первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте могут быть измерены количественно через установление степени выраженности этих характеристик у разных людей. Он предположил, что эти различия нормально распределены в популяции, т. е. небольшие группы людей обладают высоким (14%) или низким (14%) уровнем интеллекта, а большая часть выборки (68%) занимает положение в середине (1869). На крайние проявления приходится 4% (по 2% на каждый полюс).

В графическом изображении нормальное распределение имеет форму купола: отдельные значения переменной располагаются симметрично относительно центра . При этом центральное значение совпадает с медианой – точкой, выше которой находится ровно половина переменных, и ниже – также ровно половина.

Наряду с нормальным распределением часто встречаются асимметричные распределения и бимодальные. Тем не менее, даже при условии нормального распределения существует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Эта вероятность называется «уровнем значимости». Например, несмотря на высокие значения, коэффициент корреляции может иметь разный уровень значимости – вплоть до «нулевого». Уровень значимости зависит от объема выборки и разброса значений.

Аналогичным образом различные или сходные на вид показатели не всегда являются статистическими значимыми. Существуют разные способы выявления значимости различий. Их выбор зависит от характера распределения экспериментальных данных, зависимости или независимости переменных, а также от степени необходимой точности, которая определяется задачами исследования.

2.3.5 Особенности психологических норм

Как уже упоминалось выше, с практической точки зрения, основным «потребителем» дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. При изучении различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются конкретные методики. В связи с этим особое значение приобретает понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывает влияние, по меньшей мере, четыре фактора .

1. Норма – это статистическое понятие. Нормальным признается то, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких или высоких значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения.

Статистическое определение норм осуществляется эмпирически для отдельных групп людей (возрастных, социальных и других), на конкретной территории и в конкретный промежуток времени. Кроме того, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. В связи с этим, как бы тщательно не подходили исследователи к их разработке, всегда нужно помнить об относительном характере полученных результатов. Например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен. Однако говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует представлениям, принятым в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

Например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме. А если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит, в конечном счете, к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными. Например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что психологи не имеют права делать заключение об анормальности самого индивида, исходя из аномальности его отдельного свойства. Кроме того, невозможно свести анормальность личности к отдельному признаку как ее единственной первопричине.

В современной психологической диагностике понятие «норма» используют при изучении неличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым, подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

2.3.6 Выделение типов как метод классификации

Современные методы математической статистики позволяют осуществлять не только количественный, но и качественный анализ результатов психологических измерений. В частности, существуют методы описательной статистики, которые включают группировку, классификацию и графическое представление данных, полученных в результате применения различных способов анализа.

Для дифференциальной психологии привычным способом классификации традиционно служит выделение типов, которое долгое время осуществлялось эмпирическим путем. Поскольку данный способ до сих пор является одним из наиболее распространенных для обобщения психологической информации, необходимо рассмотреть содержание понятия «тип», а также подходы, которые используются при создании типологий.

В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы.

Используется также понятие «типизация» , которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки в идеале должны соответствовать ряду следующих критериев:

Своеобразие (уникальность для данной группы),

- «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

Устойчивость (во времени и в разных ситуациях),

Конкретность,

Измеряемость (возможность определить степень выраженности),

Необходимость и достаточность.

К особенностям психологических типов также относятся:

Сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

Значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

В отечественной психологии при описании типов часто используется понятие «типологический», которое изначально предназначалось для характеристики особенностей темперамента и подчеркивало наследственную обусловленность признаков, на основании которых выделялись типы. В настоящее время, данный термин часто применяется без учета своего первоначального значения и, в ряде текстов, может означать любую принадлежность к определенной группе людей, выделенной в результате их классификации.

Для более глубокого осознания особенностей психологических типов , стоит принять во внимание ряд положений, отмеченных исследователями в данной области.

1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям поведения (проявления, реагирования), но и объединяют их в определенные группы по сходству этих признаков. Таким образом, на фоне группового сходства они обозначают индивидуальные различия .

2. Типологические особенности обладают устойчивостью своего проявления в состоянии покоя. При отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, состояний утомления, заторможенности) появление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случае должен попадать в одну и ту же типологическую группу. Устойчивость объясняется наследственной (генетической) обусловленностью [там же].

3. Типологические особенности характеризуют не просто наличие какого-либо свойства или свойств, а степень его выраженности и особенности проявления [там же].

4. Типология базируется на относительной (а не на абсолютной) системе измерений. Поэтому критерии отнесения субъекта к какому-либо типу условны.

Типологические особенности всегда в какой-то степени являются взаимоисключающими. Чем ближе индивид к какому-то одному типу, тем меньше у него сходства с другими типами. «Категории таковы, что один и тот же индивид не может иметь по всем ним высокие или низкие рейтинги» .

5. Тип характеризуется набором дискретных категорий, позволяющих разделять людей на группы. В результате получается «чисто качественные схемы, не совместимые с континуальными количественными градациями, получаемыми при измерении каких-либо человеческих свойств» [там же, с.227].

Таким образом, понятие «Тип» может «стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта» .

Последняя особенность отражает основное ограничение типологий. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения. В результате в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Помимо особенностей психологических типов, важно принять во внимание два основных способа их выделения .

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ).

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей , таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Г. Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Наряду с «общими» типами темперамента, присущими человеку и животным, выделил типы «специальные», характерные только для человека. Специальные типы отражают соотношения между первой (образной) и второй (речемыслительной) сигнальными системами. Классификация Павлова включает три таких типа: 1) Художественный (преобладает деятельность первой сигнальной системы), 2) Мыслительный (преобладает деятельность второй сигнальной системы) и 3) Смешанный (деятельность двух сигнальных систем выражена одинаково).

Несмотря на то, что выделение Смешанного типа позволяет принять во внимание промежуточный вариант в проявлении измеряемых признаков, его характеристики не приводится в предложенной модели, а особенности двух других типов сводятся к описанию их крайних проявлений (таблица 1).

Таблица 1

Человеческие типы на основе соотношения сигнальных систем

Первосигнальный тип

Второсигнальный тип

нервной системы

Низкая активация и инертность

нервной системы

Преобладание возбуждения

над торможением

Преобладание торможения

над возбуждением

Преобладание правополушарных

механизмов

Преобладание левополушарных

механизмов

Акцент при оценке раздражителя на эмоциональную окраску

Акцент при оценке раздражителя на

точные физические параметры

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

Наглядно-действенное мышление

Вербальное мышление


Окончание таблицы 1

Первосигнальный тип

Второсигнальный тип

Невербальный интеллект

Вербальный интеллект

Синтетические тенденции восприятия

(глобальность, целостность)

Аналитические тенденции восприятия

(артикулированность, дробность)

Эмоционально-фокусированный стиль совладания со стрессом

Рационально-фокусированный стиль

совладания со стрессом

«Художественный тип» личности

«Мыслительный тип» личности

Помимо двух способов выделения типов существуют два подхода – эмпирический и теоретический , использование которых определяется разными методами сбора информации и разным уровнем обобщения.

Усилия большого числа видных учёных направлены на разработку классификации, наиболее точно описывающую все типы личности. В психологии эта работа признана в качестве одной из основных задач. В настоящее время сформулировано несколько тысяч вариантов классификации, но, очевидно, не все из них получили практическое распространение и признание научного сообщества.

Типы личности

Личность - это сложное комплексное понятие, включающая в себя несколько индивидуальных характеристик человека. Термином обозначают набор психофизиологических особенностей, который определяет поведение индивида, а также его взаимодействие с обществом и окружающим миром. Все существующие классификации, описывающие психологические типы личности, не универсальны, и их практическая значимость ограничена подчас достаточно специфическими задачами.

Широкое распространение получила классификация акцентуаций - своеобразных пограничных состояний психики. Термин предложен в 1968 году К. Леонгардом. Акцентуации признаны в качестве проблем, осложняющих нормальную жизнь человека. Они, в отличие от расстройств психики, не носят абсолютно деструктивный характер, поскольку не приводят к полной социальной дезадаптации, не проявляются непрерывно на протяжении жизни пациента и искажают лишь отдельные реакции на психогенные воздействия.

По классификации А. Е. Личко, выделяются следующие типы характера личности:

  • гипертимный, или сверхактивный тип личности. Человек постоянно находится в приподнятом настроении. Он крайне активен и общителен, не переносит одиночества, однообразия и монотонного труда. Человек с такой акцентуацией часто берётся за много дел сразу, но редко когда доводит их до конца;
  • циклоидный тип личности. В этом случае поведение и ощущения человека носят циклический характер. Периоды гипертимности сменяются субдепрессией. Каждая фаза не всегда ярко выражена, длится не дольше 2 недель. Между ними может наблюдаться продолжительная пауза. В период субдепрессии человек становится крайне чувствительным, болезненно воспринимает публичную критику, забрасывает ранее начатые дела;
  • лабильный тип личности. Для человека характерна частая и резкая перемена настроения. Он крайне чувствителен, особенно это проявляется во взаимоотношениях с другими людьми. Для лабильного типа также характерны доброта, отзывчивость, общительность и искренность;
  • астено-невротический тип личности. Человек отличается раздражительностью, склонностью к ипохондрии , утомляемостью, дисциплинированностью и аккуратностью. Соревновательная деятельность воспринимается негативно. Разрушение намеченных планов может привести к эмоциональному срыву;
  • сенситивный тип личности. Этот тип акцентуации характеризуется повышенной впечатлительностью, неуверенностью в себе, что нередко приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Для человека важно общественное признание. Он также отличается спокойствием, сопереживанием, добротой;
  • психастенический тип личности. Человек подвержен рефлексии, ему трудно принять важные решения, любая ответственность воспринимается болезненно. В повседневной жизни он проявляет добросовестность, критическое отношение к своим поступкам, рассудительность и аккуратность;
  • шизоидный тип личности. Человек отличается замкнутостью. Он погружён в свои внутренние переживания и фантазии, но редко делится ими с окружающими;
  • эпилептоидный тип личности. Акцентуация характеризуется авторитарностью, высокой возбудимостью, постоянным психоэмоциональным напряжением. Человек часто пребывает в озлобленном тоскливом настроении, которое перемежается вспышками агрессии. Он отличается педантизмом, мелочностью. В состоянии алкогольного опьянения нередко ведёт себя агрессивно;
  • истероидный тип личности. Человек отличается эгоцентризмом, общительностью, инициативностью. Он болезненно переносит критические замечания, склонен к показному суицид у;
  • неустойчивый тип личности. Для такой формы акцентуации свойственны лень, тяга к развлечениям и безделью, общительность, открытость, но взаимоотношения с другими людьми подчас носят поверхностный характер. Человек стремится избавиться от внешнего контроля;
  • конфорный тип личности. Человек старается максимально соответствовать своему окружению, но резкие перемены обстановки воспринимаются болезненно.

В повседневной практической деятельности, в частности, при подборе персонала в крупных компаниях, часто используется типология Майерс-Бриггс. Метод основан на выявлении следующих групп индивидуальных установок и предпочтений:

  1. Ориентация сознания (шкала E-I):
  • Е, экстраверсия - ориентация сознания человека на окружающую среду;
  • I, интроверсия - ориентация сознания на внутренние переживания человека.
  1. Способ, которым человек руководствуется при принятии решений в конкретных ситуациях (шкала S-N):
  • S, здравый смысл - принимаются во внимание конкретные сведения о проблеме;
  • N, интуиция - решение принимается на основе обобщённой информации.
  1. Принцип, на основе которого строится принятие решений (шкала T-F):
  • Т, мышление - все варианты подвергаются критическому анализу;
  • F, чувство - окончательное решение принимается на основе эмоциональных ощущений.
  1. Метод, на основе которого подготавливается окончательное решение (шкала J-P):
  • J, суждение - каждый этап деятельности заблаговременно и тщательно планируется, все данные систематизируются;
  • Р, восприятие - деятельность осуществляется исходя из текущих и вновь возникающих обстоятельств.

Определение типа личности происходит при помощи специальных опросников, точное содержание которых зависит от конкретной вариации методики. Результатом тестирования становятся различные сочетания предпочтений, которыми человек руководствуется в своей профессиональной и повседневной деятельности. Несмотря на широкое распространение, метод критикуется со стороны научного сообщества. Основные претензии сводятся к двум проблемам:

  • результаты тестирования и клинической диагностики очень часто различаются;
  • процессе анкетирования человек может солгать, при этом метод не позволяет распознать искажённые данные.

Ещё одна популярная классификация определяет социальные типы личности. Метод основан на предположении, что характер человека в значительной степени определяется внешней средой, господствующими в обществе нормами. В результате выделяются:

  • традиционалисты, для которых первичны долг, ответственность, соблюдение законов, но стремление к самореализации проявляется слабо;
  • идеалисты критически относятся к существующим нормам и авторитетам, стремятся к собственному развитию и независимости;
  • реалисты, которые в равной степени сочетают в себе стремление к дисциплине, самоконтролю и личному развитию;
  • гедонистические материалисты стремятся к получению наслаждений и не выстраивают долгосрочных стратегий;
  • фрустрированный тип личности характеризуется ощущением отрешённости, изолированности от общества, ему сопутствует пассивность и заниженная самооценка.

Как определить тип личности?

Поскольку ни одна из существующих классификаций не является универсальной, вопрос, какой тип личности соответствует конкретному человеку, не имеет однозначного ответа. Выбор той или иной методики зависит от практических задач.

Так, соответствующая характеристика типов личности может использоваться при профориентировании, подборе персонала, организации работы образовательных и исправительных учреждений и пр. Для примера, полученная информация позволяет выявить учеников, неспособных адекватно противостоять внешней агрессии, и обеспечить их дополнительной защитой или психологической поддержкой.

Подавляющее большинство методик подразумевает анкетирование. Тест на тип личности содержит достаточно большое число вопросов, разделённых на определённые группы, каждая из которых позволяет выявить соответствующую характеристику. Вопросы предполагают индивидуальную оценку анкетируемого своего текущего или обычного состояния, а также типичной реакции на определённые жизненные ситуации. Некоторые методы позволяют выявить недостоверные, умышленно искажённые данные.

Методы изучения личности

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

создание различных шкал личности (только в опросниках);

введения ограничения времени;

одмена объекта оценки;

создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент " А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников: одномерные диагностируется одна какаялибо характеристика и многомерные дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Примеры опросников:

MMPI основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественностиженственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16PF 16факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсииинтроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (СпилбергерХанин). Экспрессдиагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода применения опросников характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека).

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанавливается в детстве: он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т. п.).

Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем - работа, дружба, любовь - требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Психологический рост - это, прежде всего, движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество - основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породнить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность - третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «При изучении биографий наиболее значительных врагов человечества бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве.

Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми». Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению. «Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе». Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (в стремлении к личному превосходству, власти он замаскирован), важно:

I) понять специфический стиль жизни человека;

2) помочь человеку понять себя;

3) усилить социальный интерес.

Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. «Не бывает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те, которые, как он - пусть смутно - ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации». Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя - и значит, научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: «Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег». Продолжил исследовать чувство неполноценности и возможные варианты личности и судьбы людей в зависимости от того, как они преодолевают чувство неполноценности Э. Берн.