Русский язык

Психодрама: история и развитие. История возникновения психодрамы История возникновения психодрамы

История возникновения

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов.1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку "на злобу дня". В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе.

В издаваемом Морено журнале "Имаго", посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф. Перлз, Э. Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил "один на один". Молодой Морено заявил Фрейду: "Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив".

Арт-терапия

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой...

Влияние цвета на психику и деятельность человека

Возникновение цветовой символики и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом...

Глубинная психология, психоанализ

Комплекс неполноценности

Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может...

Межгрупповые отношения: психологический аспект

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в психологии...

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, социального ученого...

Основные идеи гештальтпсихологии

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912)...

Понятия и методы классического психоанализа Фрейда

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом...

Проблемы анималотерапии

Можно сказать, что одним из источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, что целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Д.Б...

Психология спорта

Психология спорта - это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности...

Психотронное оружие

Можно записать слова как шум. В лаборатории был поставлен эксперимент - в вентиляцию поместили динамик, через который транслировали одно простое стихотворение: «В подвале крысы голодают, скорей несите им еду…»...

Сказкотерапия

Как самостоятельное направление в практической психологии сказкотерапия возникла не так давно, и сразу же приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 16 лет...

Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники...

Спор и его виды

Как я писала ранее: спор появился во времена древних мыслителей в момент, когда один не поддержал точку зрения другого. Так же древние философы первыми поняли, что такое средство коммуникации, как спор играет большую роль в нахождении истины...

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапевтические школы и направления. Танцетерапевты, в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта...

«Весь мир – театр: Психодрама и XX век П. П. Горностай Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX столетии. Появлению этого вида психотерапии, который...»

Психодрама в контексте

культуры

Психодрама и современная психотерапия. – 2002. – № 1. – С. 21-26.

Весь мир – театр:

Психодрама и XX век

П. П. Горностай

Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX

столетии. Появлению этого вида психотерапии, который стал синтезом психологической практики и искусства режиссуры, способствовали научные и социальнокультурные предпосылки (в частности революционные изменения в театральном искусстве). Психодрама никогда не оставалась в рамках только психотерапевтического метода. Теория ролей Я. Л. Морено является образцом сочетания научной глубины и практической направленности. Успех психодрамы блистательно иллюстрируется ее возрастающей популярностью в мире.

Основоположник психодрамы и социометрии Якоб Леви Морено называл датой рождения своего метода 1 апреля 1921 года. Именно в этот «День Дураков» в Венском Театре Комедии состоялась первая в истории социодрама. Как и положено для гениального произведения, первое представление тогда провалилось. Публика, собравшаяся в тот день, не смогла увидеть в предлагаемых Морено спонтанных действиях путь к решению социальных и психологических проблем. Как пишет Р. Ф. Марино, в тот день «люди не были готовы встать на точку зрения других (то есть не хотели или не умели производить обмен ролями)» (Марино, 2001, с. 89). Но, тем не менее, это событие вошло в историю психотерапии как первый опыт публичного экспериментирования с методами действия.



Но самые первые идеи психодрамы начали появляться у молодого Морено значительно раньше. Будучи студентом, в 1908-1911 годах он импровизированно играл с детьми, гуляя в парках Вены. Еще раньше он Павел Петрович Горностай – доктор психологических наук, зав. лабораторией Института социальной и политической психологии АПН Украины. Психодрама-терапевт (сертификат Европейского института психодрамы).

E-mail: [email protected] Персональный веб-сайт: http://gorn.kiev.ua/ П. П. Горностай организовывал в детских компаниях различные ролевые игры (к счастью, дети были намного спонтаннее и креативнее, чем взрослые). Сам Морено называет своей первой «психодраматической сессией» игру в Бога, которую он играл с детьми в возрасте четырех с половиной лет (см. Морено, 2001б, с.

16-17). Ориентируясь на эти примеры, мы с полным правом можем считать психодраму ровесницей ХХ века, с историей которого непосредственно связано ее появление, развитие и мировое распространение.

Случайно ли что психодрама возникла именно в двадцатом столетии?

Думаю, что нет и по разным причинам. Во-первых, австрийская столица начала века, где в то время жил Морено, без преувеличения была родиной и мировой столицей психотерапии. Она стала точкой кристаллизации, где в атмосфере, насыщенной идеями о психологической помощи невротической личности, страдающей от внутренних конфликтов, неуверенности, чувства незащищенности, родились первые психотерапевтические школы, в том числе и психодраматическая. Эти настроения в значительной степени подкреплялись тяжелой социальной атмосферой довоенной Австро-Венгерской империи, сменившейся затем политической неуверенностью послевоенной Австрии. Достаточно назвать хотя бы такие значительные имена, как основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, автор учения о комплексе неполноценности Альфред Адлер и исследователь травмы рождения Отто Ранк, чтобы понять ту психотерапевтическую атмосферу, в которую была погружена тогдашняя Вена.

Во-вторых, именно в XX веке в мировой культуре сложилась такая социальная и духовная обстановка, в которой психодрама просто не могла не возникнуть. Это касается, прежде всего, театра – вида искусства, из которого (точнее, из синтеза его и психотерапии) родился психодраматический метод.

Если в прошлые века, начиная еще с античного театра, в центре театрального искусства была драматургия, то в XX столетии происходит невиданный взлет режиссерского искусства. Мы были свидетелями таких культурных феноменов, как «эпический театр» Бертольда Брехта, развитие режиссерских школ Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, а также многих других художников, чье искусство состоит в творении действия на сцене. В то же время именно режиссура является наиболее близкой творчеству психодраматиста, который помогает родиться психодраматическому действию и, фактически, является режиссером ролевой психотерапевтической игры в психодраме.

Прошедшее столетие имело значение для мировой культуры развитием нового вида искусства – кино, где роль режиссуры приобретает особую важность. Кинорежиссер превращается в главного автора кинопроизведения, чего никогда не было в театральном искусстве. В лучших образцах мирового кинематографа, созданных такими художниками, как Ингмар Бергман, Луис Буньюэль, Андрей Тарковский и многими другими с помощью Весь мир – театр: Психодрама и XX век 23 кинодействия исследуются самые потаенные лабиринты человеческой души, моделируются сложнейшие драмы человеческой личности. Это кажется парадоксальным (в этом, наверное, парадоксальность и противоречивость прошедшего столетия), но искусство кинематографа наилучшим образом иллюстрирует то, что Морено назвал «культурными консервами», то есть творческий продукт, существующий не в момент своего творения, а зафиксированный и способный к воспроизведению. Справедливо противопоставляя культурным консервам живой творческий процесс, имеющий терапевтическую силу, Морено все же признавал их значение как одного из источников спонтанности и даже рассматривал понятие «терапевтический фильм».

Одной из особенностей противоречивого двадцатого века является, с одной стороны, изобретение самого «законсервированного» вида искусства, которым является кино, а с другой – невиданное возрастание динамизма всей жизни, скорость изменений в которой часто измеряется секундами и мгновениями. Два изобретения ХХ века – телевидение и Интернет представляют собой совершенно не характерное для прошлых столетий сращивание статики и динамики, консервов и импровизации, сплав многомиллионной растиражированности и уникальной единичности.

На рубеже XIX и XX веков появляется принципиально новый подход в музыкальной культуре, заключающийся в импровизации и творческом самовыражении музыканта, в создании уникального, возникающего в момент исполнения произведения вместо воспроизведения записанных раз и навсегда систем нотных знаков. Справедливости ради следует сказать, что музыкальная импровизация была всегда. Мало того, до изобретения нотного письма искусство исполнителя было фактически неразрывно с творчеством композитора, часто не только соединяясь в одном лице, но и совпадая по времени. Но только для двадцатого века характерно появление целого пласта музыкальной культуры, для которого импровизация становится не только элементом, но основным способом существования, философией, методологией и мировоззрением. Речь, конечно же, идет о джазе, который, используя терминологию Морено, отказался от «культурных консервов» в пользу живого и неповторимого чувства. Эта позиция как никакая другая близка психодраме, которая строится на импровизации рождающегося «здесь и теперь» действия, не важно, идет ли речь о театре спонтанности или психотерапевтической сессии.

В XX веке изменяется и сам театр, сама драматургия, которая все больше внимания уделяет процессам личностной трансформации. Вспомним такие замечательные примеры, как «Пигмалион» Бернарда Шоу, или «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, где мы оказываемся свидетелями глубоких изменений в личности человека, происходящих под влиянием умело организованной социальной среды.

П. П. Горностай ХХ век ворвался в тысячелетнюю историю культуры взрывом модернизма, который открыл, вывел наружу, во внешнее действие огромные глубины психологических пластов, которые в классических периодах развития культуры и искусства можно было прочитать только в подтексте. С точки зрения психологического содержания, наиболее значительным явлением модернизма и авангардизма стал сюрреализм, который вслед за психоанализом открыл в человеке и человечестве бессознательное и сделал его предметом исследования (если первый – научными методами, то второй средствами искусства). Модернизм и сюрреализм не обошел стороной и театр, в котором появились разнообразные новаторские формы, где одной из самых интересных был театр абсурда. Примерно то же самое, что и сюрреализм (то есть выведение душевной жизни во внешнее театрализованное действие, использование сверхреальности, фантастики и абсурда), только своими специфическими психотерапевтическими средствами делает психодрама.

Искусство начинает уделять много внимания игре – не только как одному из видов человеческой активности, но и как образу жизни человека и как социокультурному феномену. Один из героев Дюрренматта коммивояжер Трапс во время игрового судебного разбирательства высказывает интересную мысль: «Игра грозит превратиться в действительность». Его игра, превратившись в действительность, стоила жизни этому персонажу. Но игра, как мощное, но обоюдоострое оружие способно не только убивать, но и исцелять, превращаясь в действительность психотерапевтического процесса и создавая новую личностную реальность для человека, с которой он преодолевает казавшиеся ранее неразрешимыми жизненные проблемы.

По мнению Я. Л. Морено, «психодрама представляет собой попытку разрушить дуализм между фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность» (Цит. по: Лейтц, с. 216). Психодрама с самого начала своего развития не оставалась в рамках только психотерапевтического процесса, претендуя на статус методологии, философии, социокультурного феномена. Морено считал, что «наука о человеке должна начинаться с науки о вселенной». Неспроста в своей теории личности стадии развития он обозначил понятием «психическая вселенная». Будучи создателем соцодрамы, призванной, по мнению Морено, осуществить терапевтическое оздоровление общества, он был убежден, что «подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом» (Цит. по: Лейтц, с. 21).

Живя в эпоху, когда политические и военные театры по своему масштабу превзошли все, существовавшие в прошлые столетия, он пытался по-своему влиять на политические процессы. Весьма интересной является его попытка устроить в 1959 г., во время визита в СССР, встречу советского и американского лидеров Н. С. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями.

Весь мир – театр: Психодрама и XX век 25 В психотерапевтической концепции Морено одним из ключевых является понятие «роль». Заимствованное из театральной терминологии, оно отражает гениальную шекспировскую мысль, что «весь мир – театр», в котором люди – «все актеры… и каждый не одну играет роль». Морено распространяет психодраматическую концепцию ролей на все измерения жизни, рассматривая не только социальные (как это делается в традиционной социологии), но и соматические, психические и трансцендентные ролевые категории. Он сделал участников своих терапевтических групп не зрителями, а актерами, справедливо считая, что «действовать целебнее, чем говорить» (Цит. по: Лейтц, с. 262). Он писал, что «состояние катарсиса восходит от зрителя к актеру и от актера назад к зрителю» (Морено, 1993, с.

36), полагая, что на эмоциональное потрясение актер способен не меньше, чем зритель, на чем, собственно, и строится один из важнейших психотерапевтических механизмов в психодраме.

«Не роль рождается из самости (self), но самость появляется из роли» (Морено 2001б, с. 211). Личность функционирует в ролях, ибо «непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует» (Цит. по: Лейтц, с. 92). Эти соображения очень важны для психотерапии, так как работа с понятием «роль» как точкой отсчета обладает методическим преимуществом по сравнению с «личность» или «эго». Последние менее конкретны и ощутимы метапсихологической таинственностью.

Успех психодрамы как метода психотерапии, психологической помощи, самопознания и самосозидания как нельзя лучше иллюстрируется ее популярностью в мире. Родившись в Европе в начале века, она в 1925 годе вместе со своим создателем переместилась в Америку. Туда же «переехала» и мировая столица психодрамы, обосновавшись в маленьком городке Бикон (штат Нью-Йорк), где находился принадлежавший Морено частный психиатрический санаторий, и где он работал главврачом более 30 лет. В 1936 г. там был создан первый психодраматический театр. В 1940-х гг. в США при активном участии Морено начали создаваться аналогичные психодраматические сцены в различных клиниках Америки, а также институты социометрии и психодрамы, сыгравшие большую роль в популяризации метода. В 1941 г.

начало действовать созданное им Американское общество групповой психотерапии и психодрамы.

После Второй мировой войны психодрама выходит за пределы американского континента и начинает триумфальное шествием по миру. С начала 50-х гг. она «завоевывает» Европу, а также Латинскую Америку и Японию.

Одними из первых европейских стран, где начал активно применяться этот метод стали немецкоязычные страны, Франция и Чехословакия. В 60-х гг.

психодрама начинает осваиваться в Польше, Голландии, Бельгии, Испании, П. П. Горностай Италии и других европейских странах. В 1973 г. в Цюрихе была создана Международная ассоциация групповой психотерапии во главе с Я. Л.

Морено. В 70-80-е гг. психодрама получила распространение практически во всех странах Центральной и Западной Европы. В начале 90-х годов она появляется в России, а в середине 90-х – в Украине.

Возвращение психодрамы в свою европейскую Alma mater к концу завершившегося столетия не просто символично. Ведь не случайно психодрама всегда приходила вместе с независимостью и освобождением от тоталитарных режимов, являющихся врагами всяческой спонтанности. Сейчас остро ощущается необходимость всестороннего взаимодействия между психодраматическими движениями, представленными различными международными институтами и ассоциациями, которых насчитывается все больше. Это понимают все психодраматисты, стремясь к интеграции в национальных рамках, на европейском и мировом уровнях. Ведь диалог, обмен опытом, впечатлениями и переживаниями, как психодраматический шеринг, всегда обогащает, развивает, и, главное, продвигает в понимании себя и других.

Возвращение психодрамы на европейскую родину аналогично возвращению протагониста в начальную сцену в завершенной психодраматической сессии. Подобное завершение должно сопровождаться катарсическим очищением, и психодрама сейчас переживает похожее состояние. Учитывая значительную позитивную динамику роста интереса к этому методу работы с личностью человека (во всех странах, где появлялись пионеры развития психодрамы, ее развитие шло только по нарастающей), мы должны стать свидетелями появления нового качества. Мы стоим перед началом нового этапа развития психодрамы, возможно, новой эпохи, которая наступает на рубеже тысячелетий.

Литература:

Дюрренматт Ф. Собрание сочинений. В 5 т. – Х.: Фолио; М.: Изд. Гр. «Прогресс», 1997-1998.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено:

Пер с нем.– М.: Прогресс; Универс, 1994.

Марино Р. Ф. История Доктора: Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. – М.: Класс, 2001.

Доклад

Психодрама: применение в сфере образования и бизнеса.

Выполнила: студентка 4 курса 41 группы ОП факультета психологии Блинова Екатерина Алексеевна

Проверил: доцент кафедры социальной психологии Горбунова М.В.

г. Самара – 2012 г.


Введение.

Основоположником в использовании драматургических элементов в терапии был Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Открытый им метод он назвал психодрамой. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Многое из того, что происходит в психодраме, с трудом поддается схематизации, и это делает работу ускользающей и странной, но в то же время волнующей и близкой. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском «комедия дель арте» наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действо.

Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими.

Психодрама как вид психотерапии имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике, позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Келлерман, проанализировав все проблемы связанные с определением психодрамы, предлагает свое «исчерпывающее определение психодрамы»:

«Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг».

Целью работы является представление психодрамы как оригинального направления в социально-культурной деятельности и возможности её применение в сфере образования и бизнеса.


История возникновения психодрамы.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования.

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В психодраме клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.

Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.

В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама - это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.

В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.

Психодрама - это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии - развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности. Таким образом, целью психодрамы является поиск более эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней: от экзистенциального до обыденного, бытового.

Психодрама в образовании.

Психодрама – метод, в ходе которого с помощью ведущего и группы ребенок воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни. Особая роль группы сверстников в развитии ребенка и формировании его личности уже давно является важной темой в области психологии развития, социальной психологии и социологии. Группа детей, равных по возрасту, правам и возможностям выделяется в качестве инстанции социализации, сопоставимой по своей действенности с семьей. В развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции:

· предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;

· позволяет пробовать и разучивать новые роли (которые в группе в отличие от семьи не так строго определены возрастом и полом);

· дает возможность проверять границы допустимого;

· помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

· способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию ребенка другими детьми;

· ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к этим «другим».

В группе дети получают новый опыт. Терапевтический эффект группы создается совокупностью всех этих функций, которые группа сверстников выполняет в ходе развития ребенка. Тем не менее лечебный и профилактический потенциалы группы мало используются в терапевтической работе с детьми. Во всех направлениях детской психотерапии групповая форма работы применяется гораздо реже, чем индивидуальная. Невелико и число публикаций о детской групповой терапии.

Особенно удивительным представляется тот факт, что в групповой терапии с детьми не получила широкого распространения психодрама с ее разработанной групповой концепцией. Несмотря на то, что Морено вдохновила на создание психодрамы детская игра и то, что он вел интенсивные занятия с детьми, психодраму как теоретический метод он разработал только для взрослых.

В дальнейшем многие пытались применить этот метод и в терапевтической работе с детьми. В Америке были предприняты попытки перенести классическую психодраму в детскую терапию лишь с незначительными модификациями. К примеру, Shearon пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений: «Применяя классические психодраматические процессы в работе с детьми, часто бывает необходимо сократить игровую фазу, потому что дети не способны долго концентрировать внимание. Зато фаза разогрева при работе с детьми имеет большое значение. Сама игра должна продолжаться недолго. Важно выделить также фазу повторения, где дети учат новые роли, упражняются в них и укрепляют их. … При работе с детьми меньший акцент делается на катартическом отреагировании, так как в ходе этих процессов извлекается на свет огромная масса агрессии, подавленных чувств или травм».

Во Франции психодрама в работе с детьми получила совершенно иное развитие. Детские аналитики парижской школы Lebovici направили психодраму в русло техники и теории психоаналитического лечения. Под влиянием работ по детскому психоанализу она развивается в аналитическую психодраму.

А.Айхингер и В.Холл в 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями.

Дети решительно сопротивлялись этим попыткам и они были вынуждены принять в расчет особенности групповой терапии с детьми, отличающие ее от работы со взрослыми. К этим особенностям относятся:

· быстрое преобразование чувств и представлений в двигательные проявления;

· импульсивность и неуравновешенность;

· слабая структура Я с низкой устойчивостью к фрустрации и слабой регуляцией;

· недостаточная сформированность Сверх-Я;

· невербальная коммуникация посредством действий;

· большая потребность в свободе движения и игре.

Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.

Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения и предъявлять к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешенности.

В отличие от американской традиции, где принято проигрывать с детьми реальные ситуации, Айхингер А., Холл В., как и представители французской аналитической психодрамы, рассматривает в качестве первостепенного средства терапии символическую игру. В символической игре дети выстраивают внутренние сцены в обобщенном и вместе с тем сжатом, концентрированном виде, облекая их в разнообразные изменяющиеся формы, чтобы разрешить содержащиеся в сценах конфликты и проблемы.

Морено считал символическую психодраму важным методом, который, однако, не должен исключать другие методы, если они целесообразны. Он использовал символическую психодраму при лечении детского невротического поведения.

Детская психодрама, ориентированная на «создание» творческой и спонтанной личности (по Морено), не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности. Детская психодрама пытается стимулировать и поддерживать в ребенке спонтанность и творческую активность. Ее задача - пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.

Достоинства психодраматических методов в том, что они:

· включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

· рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

· фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

· способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения.

Психодрама может помочь:

· отыграть вовне драму внутреннего мира;

· овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;

· поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;

· найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;

· освоить новые роли и модели поведения.

Важнейшим преимуществом психодрамы является возможность для ее участников заглянуть в свое завтра и опробовать разные модели поведения в будущем без страха быть наказанным за совершенные ошибки.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, ребенок переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее. К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче применяется у младших детей, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой ребенок может генерировать новые способы поведения.

Изменяем статусы

Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к другим.

Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" - первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода.

Верю, играю, чувствую

Важно помнить, что для ребенка игра является естественной. Он играет много, постоянно, не стыдясь своей "ненастоящей" роли. Порой возникают опасения, что психодрама способна выпустить «джина», живущего в душе маленького человека. Но, в отличие от взрослого, ребенок, во-первых, способен погружаться в игру безотчетно и честно, а во-вторых, он не будет видеть в этой игре какое-то второе дно. У него не появится желания «замуровать» свои страхи. В психодраматических техниках заложен потенциал, позволяющий активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно адресуясь к кинестетическому, слуховому и зрительному каналам восприятия, они помогают человеку собственное сопротивление и «пробиться» к этим важным для него переживаниям. Появляется возможность высказаться и показать свои переживания ребенку, даже если у него есть проблемы с коммуникацией. Психодраматические техники содержат в себе широкие возможности, способствующие эмоциональному отреагированию внутренних проблем, катарсису. Игра может стать способом пережить, проиграть стресс. Ребенок выявит собственные позитивные психологические ресурсы.

Занятия психодрамой позволяют детям активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учились постепенно справляться с ними.

Рассматривая проблему длительности эффекта психодрамы, стоит отметить, что у детей она невелика, поскольку психодрама – это метод действия, где важно не столько интеллектуальное прозрение сколько чувственный эмоциональный опыт. Если рассматривать эффективность психодрамы на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, то стоит отметить следующие особенности: на когнитивном уровне у детей развивается наглядно-действенное мышление, воображение, внимание. На эмоциональном уровне: проведенные занятия стабилизируют эмоциональный фон детей, улучшает настроение, позволяет детишкам отреагировать свои чувства и эмоции в конфликтных ситуациях, а также изучить те или иные эмоциональные состояния, их названия и характер проявлений. На поведенческом уровне: дети приобретают знания о правилах поведения в семье, дружеском коллективе, социуме, что способствует налаживанию межличностных отношений.

Психодрама в бизнесе.

Сегодня все большую популярность приобретают методы работы с персоналом организации, в процессе использования которых повышается активность, включенность и замотивированность участников обучающих или консалтинговых программ. Ведь от их работы, в конечном итоге, будет зависеть успешность организации в той или иной сфере. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сфере обучения персонала. Если еще пять лет назад большинство руководителей российских компаний говорили об организации лекций или семинаров для своих сотрудников, то сегодня речь идет о проведении именно тренинговых занятий с использованием активных обучающих техник.

Действительно, использование различных поведенческих методов позволяет не только получить яркое представление об эффективных путях разрешения рассматриваемой ситуации, но и получить практические навыки эффективного взаимодействия в данной ситуации. Кроме того, тренинговые техники позволяют лучше понять свои внутренние переживания, а также переживания своего партнера по деловому общению. Тренинговые техники хорошо понятны участникам и вызывают минимальное сопротивление в процессе обучения. Если требуется научиться более эффективной работе с клиентом, моделируется ситуация общения с клиентом, если приемам эффективного взаимодействия с подчиненными - ситуацию общения руководителя и подчиненного. Основной акцент в тренинговых техниках делается на внешней стороне поведения. В этом заключаются сила и, в то же время, слабость поведенческих методов.

Представляется важным использование методов, соединяющих в себе преимущества поведенческого подхода, направленного на действие, на поиск эффективного изменения поведения, а также подхода, принимающего во внимание внутренние переживания: осознаваемые и неосознаваемые ощущения, отношения, установки и родительские предписания. Вместе с тем такой подход должен удовлетворять требованиям времени и давать возможность оказывать клиенту необходимую помощь в сжатые сроки. Нам представляется, что одним из таких методов может быть метод психодрамы.

Психодрама - метод, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены "разыгрываются" в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и дает возможность изменить жизнь здесь и сейчас.

Важно, что в работе с организацией психодраматически могут ставиться не только "реальные" сцены - собеседование при поступлении на работу, заключение сделки с клиентом, мотивирующая беседа с подчиненным, но и сцены внутренней психологической реальности - представление об идеальной работе организации, "внутренние голоса" при принятии ответственного решения, фантазии и сновидения, имеющие отношение к профессиональной деятельности.

Проще говоря, психодрама - это игра. Но игра не по заранее написанному сценарию (как в театре), а игра, отражающая внутреннюю психологическую реальность клиента. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как "действие психики". Введение игры в работу с клиентом предполагает, что мы относимся к человеку не как к "ходячему носителю интеллекта" для выполнения определенной работы, а как к чему-то большему. Мы принимаем его таким, какой он есть на самом деле. Игра захватывает человека полностью, открывая тем самым для него неиспользованные ресурсы для решения личных и профессиональных проблем. Вы можете сказать: "Какая чепуха! Персонал должен работать, а не в игрушки играть". И Вы будете совершенно правы в том, что для выживания и процветания организации просто необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности. В то же время, "корни" недостаточно профессионально сделанной работы часто "зарыты" именно в сфере чувств, переживаний, образов и ощущений. "Распутывание клубка" внутренних переживаний "проясняет" картину необходимых действий в реальной ситуации.

Порой при обращении к эмоциональной стороне профессиональной работы, такой четкой, структурированной и логически обоснованной (на первый взгляд) иногда возникают опасения в том, что эти действия могут оказаться разрушительными.

Психодраматические техники позволяют активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно используя кинестетический, слуховой и зрительный каналы, данные техники помогают клиенту преодолеть собственное сопротивление и "пробиться" к значимым для себя переживаниям.

Исследование собственных эмоциональных переживаний помогает участникам лучше понять те мотивы, которые помогают им успешно заниматься бизнесом, преодолевая всевозможные препятствия, стрессы и сложные ситуации. Так позитивная мотивация руководителя является таким же конкурентным преимуществом для организации, как четко отлаженная система сбыта или возможность получения кредита на выгодных условиях.

Психодраматические техники предоставляют широкие возможности для эмоционального отреагирования, катарсиса, позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это происходит за счет использования образов и метафор. Язык метафор является языком бессознательного. Именно с помощью образов, "картинок" можно задействовать интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам в диагностике организаций. Иногда один образный ответ "вскрывает" проблемы фирмы глубже, чем десятки статистических сводок. Важно, что психодраматические техники дают возможность не только обменяться собственными "картинками", но и воплотить их в жизнь, сделать "реальными" и ощутимыми.

Психодраматический метод позволяет "проработать" личные проблемы, вернувшись к психотравмирующим переживаниям. Предшествующие и сегодняшние ситуации также предоставляет хорошую почву для "получения" стресса как для руководителей, так и для сотрудников организаций. Хотим мы того или нет, пока наши психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, у нашей организации мало шансов стать более эффективной.

Психодраматический метод, как и другие психотерапевтические подходы, направлен на поиск позитивных ресурсов личности. Одной из основных задач психодраматической сессии является психологическое "усиление" клиента, позволяющее ему справиться со сложной ситуацией. В то же время психодраматический подход через использование "дополнительных "я" позволяет сделать эти ресурсы "реальными" и "ощутимыми". Одной из важнейших проблем сегодняшнего бизнеса является его интенсификация. Сотрудники организаций свое основное время тратят на работу, все меньше времени оставляя для отдыха. В то же время ежедневная нагрузка на каждого сотрудника возрастает. В этой ситуации закономерно возникает вопрос: где взять ресурсы для восстановления собственной работоспособности? Психодраматические техники являются эффективным инструментом для поиска таких состояний.

Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Сегодня на рынке ощущается острый дефицит специалистов, обладающих как систематизированными знаниями в области менеджмента и маркетинга, так и практическими навыками управления в реальной ситуации. Психодраматические техники позволяют "оживлять" сложные схемы и логические последовательности, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Например, это может быть схема продвижения товара. В этом случае каждый участник выбирает роль какого-нибудь предмета или явления - кто-то может быт в роли магазина розничной торговли, кто-то в роли оптового склада, кто-то в роли товара, клиента, рекламных акций и т.д. Сначала такая игра вызывает некоторое недоумение и настороженность. Но через некоторое время "товар" начинает "рассказывать", что он "хотел бы продаваться в более просторном и уютном магазине", а "клиент" размышляет над тем, какие рекламные акции привлекли бы его внимание. Понимая всю условность такого распределения ролей, участники обучения могут не только логически осознать определенные требования к эффективной системе сбыта, но и прочувствовать изнутри", какие решения в данной ситуации будут наиболее успешными. В данном случае в течение небольшого отрезка времени группа получает не только необходимые знания, но и эмоциональный опыт решения маркетинговых задач. Приемы работы с клиентом, конфликтные ситуации с подчиненными, сложные управленческие решения - весь этот материал эффективнее усваивается, если участники обучающей программы "пропускают его через себя".

Психодраматические техники дают возможность осуществить "временной прорыв" в будущее собственной организации. В этом случае "картинка будущего" позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда для этого используется техника двух стульев. На одном стуле сидит "сегодняшний" руководитель, на другом - тот же руководитель через N-ное количество лет "Сейчас Вы в 2002 году. Вам 38 лет. Сегодня Вы пришли на Вашу фирму. Расскажите о ней поподробнее...". "Вернувшись" обратно в 1998 год, руководитель может предпринять меры для изменения тенденций, приведших его к кризису или процветанию в 2002 году (в зависимости от той "картинки", которую он "увидел").

Представляются важными следующие направления в работе с персоналом организации, где можно использовать психодраматические техники.

Обучение персонала . Яркая образная подача материала, использующая активность участников обучения, позволяет быстрее усвоить новый, подчас достаточно сложный материал. Интенсивность эмоциональных переживаний, необходимость действия и нацеленность на разрешение ситуации дает участникам обучения реальный опыт по решению сложных задач. Кроме того, в процессе игры постепенно меняется личное отношение к собственной профессиональной деятельности. Психодраматические техники способствуют формированию более зрелого отношения к проблемам организации, принятию ответственности за свою работу, повышению уверенности и креативности.

Формирование команды. Для эффективного взаимодействия команды, помимо других характеристик, важно личное "видение" каждым членом команды общей цели совместной работы, а также осознанные и неосознанные ожидания по отношению к работе друг друга. Именно недостаточная четкость собственных представлений, "непроговоренность" своего понимания ситуации, неадекватность ожиданий по отношению к другим создает благоприятную почву для различных "нестыковок", противоречий и несоответствий в работе команды. В конечном итоге это резко снижает эффективность организации в целом. Психодраматические техники помогают "выудить" из бессознательной сферы "недостающие" элементы для целостного понимания задач организации, налаживания четкого взаимодействия и принятия личной ответственности в работе команды.

Консультирование. Консалтинговая работа в организации может быть направлена на достижение различных целей. В зависимости от поставленных целей консультант выбирает наиболее эффективные методы. Психодраматические техники могут быть успешно использованы для поиска нового варианта разрешения сложной ситуации, формирования целостного видения проблемы, повышения мотивации персонала, анализа многофакторных и "неуловимых" составляющих управления (например, таких, как корпоративная культура). Психодраматические техники, как и другие техники, активно включающие персонал организации в процесс консультирования, снимают сопротивление предстоящим изменениям и обеспечивают поддержку нововведениям со стороны "рядового" сотрудника.

Особенно важным нам кажется использование психодраматических методик в работе по стратегическому планированию . В этом случае данные техники позволяют "задействовать" интуитивное понимание ситуации, а также стимулировать творческий подход в решении сложных задач, где значение многих переменных не имеет конкретного выражения. Сопровождение первого лица . Невозможно переоценить влияние личностных особенностей первого лица на работу организации в целом. Мотивы, ценности, установки и предпочтения руководителя (часто бессознательно) определяют миссию организации, ее цели и задачи, структуру организации, кадровые решения, стиль руководства. Пожалуй, нет ни одной сферы, которая не "ощущала" бы на себе влияние руководителя. Причем это могут быть процессы, в большей степени зависящие от объективных причин - например, технология производства или бухгалтерский учет. В процессе сопровождения психолог или консультант может использовать психодраматические техники для работы с личными проблемами, мешающими эффективному руководству организацией.

Психодрама - мощный метод, позволяющий решать многие проблемы организации. Используя закономерности игры, психодраматические техники открывают новые возможности для развития компании.


Заключение.

Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Они позволяют «оживлять» строгие схемы и сухие теории, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.


Список литературы.

1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии.

2. Келлерман П. Ф. «Психодрама крупным планом»

3. Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. А. М. Боковикова; общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. - М. : Прогресс; Универс, 1994.

4. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.

5. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. u.wikipedia.org


Похожая информация.


Краснянский Н.
Клинический психолог, психотерапевт.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892–1974 г.г.), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом.

Морено родился в Бухаресте, затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Позднее он отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности.

В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замысливал свой «спонтанный театр» как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра».

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы.

Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей — правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым воздействием явилось построение социограммы.

В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги — холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины, - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир «Как вам это понравится».

Психодрама – это «метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширение возможностей адекватного поведения и взаимодействия».

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (Jacob Levy Moreno, 1892-1974). С самого раннего детства он чувствовал себя маргинальной личностью, и в Вене его семья, в сущности, всегда оставалась семьей эмигрантов из Бухареста, хотя они переселились туда, когда

Якобом Морено Морено было 5 лет. Тайной окутан и факт его рождения. Морено

(1892-1974) родился на корабле в Черном море во время путешествия его матери

из Босфора в Констанцию. У него никогда не было свидетельства о рождении. Он считал себя гражданином мира.

Свое образование Морено получил в Венском университете. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в Австрии, сформулировал принципы групповой психотерапии, основанные на социометрии, изучении межличностных отношений в группе людей. Морено ввел понятие «социатрия» - представление о неправильной организации групп и о том, как контролировать отклоняющееся групповое поведение (аналогично психиатрии). В 1927 г. Морено переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. Морено был противником психоанализа, считая его искусственным миром снов и слов, возникающих в кабинете. Делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга.

В целом свое учение Морено называет социономией. Это наука о психологических свойствах популяций людей и общих проблемах, ими выдвигаемых. Социономия состоит из трех частей: социометрия, психодрама и социодрама.

Социометрия - это: а) часть социономии, занимающаяся математическим исследованием психологический свойств популяций; б) экспериментальная методика применения количественных методов и в) результаты, с ее помощью получаемые.

Психодрама - а) метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмотическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме; б) набор техник, которые эффективно используются в различных формах индивидуальной и групповой работы, в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении.



Социодрама - активный метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, направленный на прояснение групповых норм. Группа не концентрирует внимание на индивидуальных проблемах своих членов, в центре внимания группы - не личность, а роль.

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, СССР, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем - Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга "Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе" была переведена на русский язык. (В 2001 г. эта книга заново переведена и переиздана издательством "Академический проект"). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

Морено по праву считается одним из основателей групповой психотерапии.Он одним из первых сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социума. Элементы драматизации в настоящее время широко распространены и используются в других направлениях: в группах встреч, транзактном анализе, бихевиоральной психотерапии. С бихевиоральной психотерапией психодраму сближает использование научения. В процессе разыгрывания клиент не только испытывает катарсис, но и формирует новые реакции. Ориентация на изменение поведения является общей для бихевиоральной психотерапии и психодрамы. Психодрама преодолевает антагонизм, характерный для психоанализа и бихевиоральной психотерапии, поскольку осознание и изменение поведения в ней присутствует одновременно. Отдельные техники психодрамы, предложенные Морено, например "пустой стул", широко применяются в других психотерапевтических методах, например, в гештальт-терапии (F. Perls), транзактном анализе (E. Berne). В терапии поведения психодраматические техники используют для десенсибилизации и тренировки новых поведенческих навыков.

Основные разделы и категории концепции

1) Теория спонтанности. Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор).

Морено также считал, что божественный акт Творения не закончен, что сила (Бог), которая когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. Человек – носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. Эту энергию Морено называл спонтанностью .

Операциональное определение спонтанности, данное Морено, звучит так: спонтанность – это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия.

Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Спонтанность – это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление – к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью.

Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса являются культурные консервы . Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость:

Спонтанность – креативность – культурные консервы представляют собой цикл творчества. Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется, приводя к появлению новых консервов.

Типы проявления спонтанности в человеческом общении . Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.

Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование – это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации.

Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле . Теле – это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью.

Теле-отношения – это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле. Теле – двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы; вчувствование друг в друга, взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии.

Именно теле-отношения являются истинным предметом изучения социометрии и предметом взаимодействия в групповой психотерапии

2) Психотерапевтическая триада. Психодрама, с которой традиционно связывают имя Морено, не существует сама по себе, как набор техник. Любая техника является психодраматической тогда и только тогда, если ее исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады Морено. В психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, входят социометрия и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия .Именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, конфликтов, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

Идея групповой психотерапии естественно вытекает из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то, очевидно, что психотерапия (как способ Встречи) в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу, согласно Морено, можно решить, используя психодраму, основанную на социометрии.