Горький М

«Презентация по окружающему миру на тему «Как объединяли и освобождали Русь» (4 класс). Родословное древо московских князей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как объединяли и освобождали Русь

Сбор русских войск был назначен в Коломне на 15 августа. Из Москвы в Коломну выступили русские войска, они шли по трём дорогам.

50-60 тыс. воинов под знамёнами Дмитрия, из них 20 тыс. из Московского княжества. Мамай собрал армию в 90 тыс. воинов.

Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену Свято-Троицкого монастыря. Затем Сергий дал в помощь Дмитрию двух иконов: Андрея Ослабю и Александра Пересвета. Это были бывшие бояре, недавно ставшие монахами.

Русские воины: кавалерия, княжеские дружины.

Ордынские воины

8 сентября 1380 г. Утро туманное Пока туман не рассеялся, войска стояли готовые к бою, поддерживая связь (перекликаясь звуками труб)

По обычаям тех времён битва началась единоборством. Из ордынских рядов выехал богатырского вида конник Челубей и стал вызывать себе противника из русской рати. Н австречу ордынцу выехал икон Сергия Радонежского – Пересвет.

Но после нескольких часов жестокой сечи ордынцам удалось потеснить русских ратников.

Враг уже собирался праздновать победу, когда неожиданно в их тыл ударил засадный полк, заранее скрытый Дмитрием в небольшой рощице.

Одновременно перешли в наступление и другие русские полки. Врагов охватило смятение. Мамай бросился бежать, а за ним - всё ордынское войско.

Страшное зрелище представляло собой Куликово поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые.

Князя Дмитрия нашли лежащим без сознания. Видно его оглушили ударом палицы или меча.

В честь великой победы народ прозвал князя Дмитрия – Донским

Памятник в честь победы на поле Куликовом

Освобождение Руси от ордынской зависимости – 1480 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Праздничный стол объединяет народы.Гость на пороге - радость в доме."

Всем известно, что существуют общечеловеческие ценности, которые разделяют люди разных национальностей. Это человеческая жизнь, добро, любовь к ближнему, знания, культура. Мы должны научить наших дете...

Урок окружающего мира по теме: «Как объединяли и освобождали Русь»
4 класс, УМК «Школа России»
Цели:
Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
Задачи:
Показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства
Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.
Развивать воображение, наглядно – образное мышление, умения устанавливать причинно – следственные связи, умения пользоваться схемой и исторической картой.
Воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству, прививать интерес к истории.
Этап урока Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование универсальных учебных действий
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, настрой на урок. Словесный метод, слово учителя. Фронтальная работа. Создает мотивацию учебной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. РУУД – организация рабочего места.
ЛУУД – самоопределение.
II.
Актуализация знаний (тестирование).
Какой город был первой столицей Древней Руси?
1) Киев
2) Новгород
3) Москва
В каком году на Руси было принято христианство?
1) 1054
2) 988
3) 964
Кого из князей называли «вещий»?
1) Игорь
2) Святослав
3) Олег
Куда была перенесена столица древнерусского государства при князе Олеге?
1) Новгород
2) Москва
3) Киев
Кого из князей прозвали «мудрый»?
1) Святослав
2) Ярослав
3) Владимир
Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей.
1) Ярослав Мудрый
2) Ольга
3) Олег
4) Владимир Красное Солнышко
5) Игорь
6) Святослав
7) Рюрик8) Владимир Мономах
Золотая Орда – это государство…
1) кочевников – половцев
2) монголо – татар3) немецких рыцарей Наглядный метод, работа по карточкам. Самостоятельная работа учащихся.
Взаимопроверка работ, оценивание работ учащимися. Организует проверку.
Организует взаимопроверку, осуществляет контроль. Выполняют задания – тест.
Выполняют взаимопроверку, оценивают работы. ПУУД – умение ориентироваться в тестах, работа с информацией.
КУУД – умение сотрудничать в парах.
РУУД – осуществление контроля своей работы, взаимопроверка, корректировка в выполнении заданий, оценивание работ.
ЛУУД – сопоставление собственной оценки своей деятельности с оценкой товарища, адекватное восприятие оценки.
III.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?
- Почему распалась Киевская Русь?
- Какие завоеватели пришли в 13 веке на Русь с востока?
- Почему потерпели поражение русские дружины?
- Что такое монголо – татарское иго?
- Чем платили дань русские города и деревни?
- Какие захватчики напали на Русь в 13 веке с запада?
- Чем прославился князь Александр Невский?
Словесный метод, беседа. Фронтальная работа. Предлагает вопросы для проверки готовности учащихся к уроку. Отвечают на вопросы учителя. ПУУД – выполнение логических операций, работа с информацией.

ЛУУД – самоопределение.
IV.
Сообщение темы и целей урока.
- Почему историки называют Русь в 13 веке лоскутной? (Она была раздроблена, уже не была единым государством.)
- Как же можно было дать отпор врагам?
- Как можно было вернуть независимость нашего государства? (Необходимо было объединить народы ради общего блага.)
- Какое же княжество стало центром нового государства и кто в нем правил, об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Словесный метод, беседа, создание проблемной ситуации,
проблемный вопрос. Фронтальная работа. Предлагает ответить на вопросы, побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи.
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. ПУУД – выполнение логических операций, работа с информацией.
КУУД – умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи.
ЛУУД – самоопределение.
РУУД – умение определить цель учебной деятельности под руководством учителя, наметить план работы.
V.
Проблемное изложение нового знания
1) Как Русь объединилась вокруг Москвы (презентация учащихся).
2) Правление Ивана Калиты в Московском княжестве (презентация учащихся).
3) Куликовская битва
- Московское княжество росло, богатело и становилось могущественным.
- Долго кормила Русь вражескую Орду и князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды.
- Но правителю Орды Мамаю казалось этого мало: «Разорю я светлую Русь, чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина.» - Князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение, что «Мамай со всем царством идет против меня и тебя».
- Дмитрий не устрашился и поехал по всему княжеству собирать рать к Москве.
- Монах Сергий Радонежский предсказал Дмитрию победу над ордынским войском и благословил на победу и отправил с ним двух своих иноков – монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, начертал на их шлемах крест и сказал, что они одолеют врагов. Это были не простые монахи, а могучие богатыри, великие мастера рукопашного боя.
- Войско князя состояло не только из дружинников, но и из простых людей. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. На битву с врагом поднялась вся Русь.
- Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона и отправил к Дмитрию посла, который потребовал дань. Дмитрий ответил, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Мамай не согласился. Спор должен был решиться в бою. И русское войско двинулось из Москвы в сторону Дона, где стоял Мамай.
- Перейдя Дон, русские разобрали все мосты, чтобы каждый воин знал, что отступать некуда – позади Русь!
- Дмитрий решил, что Куликово поле – лучшее место для сражения (ордынская конница не сможет здесь развернуться и ударить всей своей силой: мешают реки, леса и болота) и не стал вводить в бой сразу все полки. Дмитрий оставил в засаде за дубравой 2 полка князей Владимира и Борока.
- Было начало сентября 1380г. Князь построил войско на берегу степной речки Непрядвы, сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру - с вами, спасусь – с вами!»
- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга
- За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. 7 дней хоронили убитых на Куликовом поле. Пересвета и Ослябю похоронили с почетом на берегу Москвы – реки около церкви Пресвятой Богородицы.
- Пали русские воины за святую Русь. Это было начало разгрома монголо – татар.
4) Чтение статьи «Когда Русь освободилась от ига» в учебнике (стр.62)
5) Работа с картой (стр.63)
- Какой город стал столицей Московского государства?
- Какие земли присоединились?
- Какие земли не вошли в Московскую Русь?
- Сравнение карт (стр.52 и стр.63)
Интерактивный метод, использование ИКТ.
Объяснительно – иллюстративный метод, презентация учащихся и учителя, работа с книгой, работа с картами. Фронтальная работа. Акцентирует внимание учащихся на просмотр презентаций учащихся и учителя. Выделяют существенную информацию из презентаций учащихся и учителя. ПУУД – умение ориентироваться в тексте презентаций, осуществлять поиск необходимой информации, понимать представленнуюинформацию.
КУУД – умении читать и понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
РУУД – умение следовать режиму учебной деятельности.
ЛУУД – умение понимать необходимость изучения предмета, проявлять уважение к своей Родине.
VI.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Кто правил Московским княжеством в 14 веке?
- В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва?
- При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига?
Летописцы в толстых книгах
Записали в этот год:
«Нет над нами больше ига,
Сбросил иго наш народ!»
Славно поле Куликово,
Наше войско вышло к Дону.
Много войн и много бед,
Много радостных побед!
Словесный метод, беседа, слово учителя. Фронтальная работа. Предлагает ответить на вопросы, контролирует правильность ответов.
Предлагает подвести итог урока, оценить свою деятельность на уроке.
Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока, проводят рефлексию своей работы. КУУД – умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать собеседника.
РУУД – умение оценить свою работу на уроке, подвести итог урока.
ЛУУД – умение признавать собственные ошибки.
VII. Домашнее задание.
Стр.58 – 63, ответить на вопросы «Проверь себя».
Словесный метод, слово учителя. Фронтальная работа. Дает комментарий к домашнему заданию. Слушают учителя.

Причины объединения русских земель 1. укрепление хозяйственных связей, развитие ремесла и торговли 2. необходимость окончательного уничтожения татаро – монгольского ига 3.сохранения позиций православной церкви, направленной на единение народа 4. возникновения сильного центробежного давления со стороны московских князей




Основатель московской династии князей –сын Александра Невского Даниил Александрович 1276 г. – получил Москву в удел; 1230 г. –победил рязанского князя Константина, захватив рязанские владения от Коломны до Серпухова 1302 г. – бездетный переяславский князь передал ему Переяславское княжество 1302г. – захватил Можайск!!! Увеличил экономическую и военную мощь княжества, но… не получил титул великого князя.


Схватка Твери и Москвы за первенство После смерти Даниила Александровича московский князь – его сын Юрий Данилович. Борьба с тверским князем Михаилом Юрьевичем за ярлык на великое княжение Женился на сестре хана Узбека Кончаке, жил долго в Орде Получил ярлык на великое княжение


Правление Ивана Калиты (гг.) 1.Стремился столкнуть Тверь с Ордой 1327 г. – участие в разгроме антиордынского восстания в Твери 2. Подчиняет Ростовское княжество, покупает Углич, Галич, Белоозеро. 3. Перевёз в Москву митрополита всея Руси Петра!!! Уничтожил институт баскачества, сам возил дань в Золотую Орду


Осторожную политику Ивана Калиты продолжали его сыновья: Семён Гордый (гг.) Иван Иванович Красный (гг.)







Правление Дмитрия Донского (гг.) 1362г. – получил ярлык на великое княжение 1367г. – строительство каменной крепости – Московского Кремля!!! Главная забота – отношение с Ордой


8 сентября 1380г.- Куликовская битва Значение 1. Впервые монгольские ханы потерпели столь сокрушитель ное поражение от русских войск 2. Москва платила дань, но в меньшем объёме 3. Положение Москвы как центра складывающегося Русского государства было закреплено «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты» В.О. Ключевский




Завершение объединения русских земель в единое государство Правление Василия I (1389 – 1425гг.) Правление Василия II Тёмного (1425 – 1462гг.) Феодальная война (борьба за власть, притязание на власть Юрия Галицкого, его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки)


3 этап – 1462 г г. Характеристика: Завершение объединение земель Северо – Восточной Руси вокруг Москвы. Основные центры: Москва, Литва


Правление Ивана III (гг.) 1478г.- покорён «господин Великий Новгород» 1480 г. – стояние на р. Угре (конец татаро – монгольского ига) 1485г. –покорена Тверь 1497 г. – «Судебник» Ивана III (введён Юрьев день-начало закрепощения крестьян) Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, стал пользоваться двуглавым императорским орлом


Правление Василия III (гг.) 1510 г. - присоединён Псков гг – подчинил Чернигово – Северские земли 1521г. –присоединил княжество Рязанское Главный итог правления – окончание процесса объединения русских земель и создание единого государства



Здравствуйте!

Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад. Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь!

И мысленно пожелайте

друг другу успехов. Тихо присаживаемся.

Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.

С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?

Почему распалась Киевская Русь?

Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока?

Почему потерпели поражение русские дружины?

Что такое монголо-татарское иго?

Чем платили дань русские города и деревни?

Почему монголо-татарам не удалось разгромить Великий Новгород?

Какие захватчики напали на Русь в XIII веке с запада?

Чем прославился князь Александр Невский?

Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке?

Молодцы! Вижу, что вы хорошо разбираетесь в теме (не очень хорошо, надо немного постараться).

Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, но куда мы отправимся, узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд.

Вопросы:

1. Племя славян, главным городом которых был Новгород.

2. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки.

3. Сборщик дани во времена монголо-татарского ига.

4. Князь, который перенес в Киев столицу Древней Руси.

5. Этот князь в XIII веке победил шведов.

6. Создатель Русской Правды.

7. Рубаха, защищающая грудь воина.

8. Первая столица нашего государства.

9. Народное собрание, на котором в Древней Руси принимали важные для племени решения.

Какое же слово получилось в выделенных клетках по вертикали?

Правильно!

Сегодня мы отправимся с вами в Московское государство и узнаем, как оно образовалось.

Незначительному в середине XIII века удельному Московскому княжеству суждено было возглавить борьбу русских земель против Золотой Орды, а затем и против поползновений на правлениев Восточной Европе Литвы, преодолеть феодальную раздробленность Руси и стать преобладающей политической силой.

Как же можно было дать отпор общему врагу? Как можно было вернуть независимость нашего государства?

Что же нам надо знать, чтобы понять, почему так произошло, на какие вопросы найти ответы?

Какое же княжество стало центром нового государства?

Когда и кем была основана Москва?

Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов?

Кто правил в Москве?

Летопись рассказывает нам, что князь Юрий Долгорукий часто ездил охотиться в сосновые леса на Москву-реку. (карта) Приглянулись князю эти места, особенно семь высоких холмов над рекой. Здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, который назвали по имени реки – Москов.

Летопись упоминает, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника: «Приди ко мне, брате, во град Москов». Именно этот год и считается датой основания Москвы.

Посмотрите – как удачно расположился этот городок. Он стоял на высоком обрывистом холме над рекой Москвой. Её верхние притоки близко подходят к притокам Волги, где легко устроить волоки (перевал в верховьях рек различных бассейнов) судов из реки в реку.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 году они были сожжены войсками хана Батыя, который вторгся на Русь.

Прошли годы… В Московском княжестве правил внук Александр Невского – Иван Калита («Калита» – денежный мешок).

Такое прозвище князю Ивану Даниловичу дали не напрасно. Деньги он тратил на покупку земель в других княжествах. Где деньгами, где хитростью, а при случае и силой он собрал значительные территории вокруг Москвы.

Почему у московского князя Ивана было прозвище Калита?

Как вы думаете, почему при Иване Калите много людей переселяется в Москву?

Хорошо.

По мере того как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во время Ивана Калиты русские уже сами собирали дань со своих земель и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Долго кормила Русь вражескую орду. Но гордомуправителю орды Мамаю показалось этого мало. «Разорю я светлую Русь, – сказал он, – чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина».

Когда князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение: «Мамай со всем царством идет против меня и тебя», – Дмитрий не устрашился. Он поехал по всему княжеству, собирая рати к Москве. Все понимали, что дальше терпеть и ждать еще более страшного разорения нельзя.

Войско князей состояло не только из дружинников, но и из простых людей – крестьян и ремесленников. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. Всего под знаменами Дмитрия собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. И снова это была соборная рать. На битву с врагом поднялась вся Русь, чтобы действовать сообща.

Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона.

В это время к Дмитрию явился посол от Мамая и потребовал дань. Дмитрий ответил, не желая приближать кровопролития, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Этого ни посол, ни Мамай не могли вынести. Спор должен был решиться в бою. И русское воинство двинулось из Москвы в сторону Дона, где уже три недели стоял Мамай.

Князь Дмитрий решил, что лучшее место для сражения – Куликовское поле. Оно всё изрезано руслами речушек. Вот почему здесь ордынская конница не смогла бы развернуться и ударить со всей своей силой.

Было начало сентября 1380 года. Реки вздулись от дождей. Князь построил войско на обширном поле на берегу степной речки Непрядвы. Все были при оружии, ветер колыхал княжеские стяги – знамена. Дмитрий снял с себя княжескую одежду, остался в простых доспехах. Он приказал отнести свое княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру – с вами, спасусь – с вами!»

Пали русские воины за святую Русь. Но хоть с игом не было покончено, и оно продлилось ещё 100 лет, это сражение было началом разгрома монголо-татар. Этим и славятся в веках Куликовская битва. За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. Около Москвы-реки в маленькой церквушке, поставлены памятники тем, кто сражался за русскую землю, на которых всегда горят свечи и лежат цветы.

Ребята, если вы меня сейчас слушали внимательно, то вам не составит труда ответить на вопросы.

Почему князь Дмитрий выбрал для боя Куликово поле?

Чего ждал Мамай от Дмитрия, направляя к нему послов? Какой ответ получил он от Дмитрия?

Как вы думаете, почему князь Дмитрий в бою снял княжеские одежды и не держал княжеское знамя при себе во время боя, как делали это всегда полководцы?

Почему все русские люди чтят Куликово поле? За что эту битву называют великой?

Правильно. Молодцы!

А что же было с Московским государством после Куликовской битвы?

Откроем свои учебники на странице 62 и узнаем об этом.

Прочитайте текст.

Как выглядел государственный герб?

Как назывался новый свод законов?

Какой город стал столицей Московского государства?

Какие земли не вошли в Московскую Русь?

Вспомним названия нашего государства, его столицы и основателей.

Скажите первое название Руси?

Кто был основателем первой династии правителей Руси?

    Древняя Русь – Великий Новгород – князь Рюрик.

Скажите следующее название Руси?

Кто был её основателем?

    Киевская Русь – Киев – князь Олег

С каким названием государства мы познакомились сегодня?

Кто был её основателем?

    Московское государство – Москва – государь «всея Руси» Иван III.

Итак, наше путешествие подходит к концу.

Что же мы узнали нового?

Кто правил Московским княжеством в XIV веке?

В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва?

При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига?

Сегодня мы узнали, как объединяли и освобождали Русь.

Мы узнали значение Куликовской битвы и создания Московского государства.

Молодцы!

Сегодня была сложная тема, но вы с ней справились.

Всем спасибо!

Урок окончен.

Как объединяли и освобождали РусьПодготовила
учитель начальных классов
Фияшкина М.А.
МОУ ПСОШ
г. Первомайск

Летопись рассказывает нам, что
князь Юрий Долгорукий часто
ездил охотиться в сосновые леса
на Москву-реку. Приглянулись
князю эти места, особенно семь
высоких холмов над рекой.
Здесь, на месте небольшого села,
и решил Юрий основать новый
город, который назвали по имени
реки – Москов.
Летопись упоминает, что в 1147
году князь Юрий Долгорукий
пригласил на пир своего
союзника: «Приди ко мне, брате,
во град Москов». Именно этот
год и считается датой основания
Москвы.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 го

Родословное древо московских князей

Прошли годы… В Московском
княжестве правил внук Александр
Невского – Иван Калита («Калита» –
денежный мешок).
При Иване Калите Москва разрослась,
вокруг Кремля новые дубовые стены
появились. Из белого камня церковь
Успения Богородицы была построена.
Переселялись в Москву бояре из
других городов. Иван Данилович всех
принимал, наделял землями.

Тянулся сюда и простой люд: и рабочие руки требовались, и спокойнее было под прикрытием кремлевских стен. Иван Калита и с Золотой Ордой дого

В ту пору на том месте, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра, жил
основатель монастыря – почитаемый Сергий из Радонежа. Он своими
руками строил кельи для монахов, носил дрова, тачал сапоги, шил одежду,
мирил враждовавших князей Он был славен по всей Руси, и особенно
среди бедных людей. Мудрые слова старца воспринимались как
пророчества. И вот Дмитрий Иванович поехал к нему посоветоваться, как
быть. И Сергий Радонежский предсказал Дмитрию победу над несметным
ордынским войском,
благословил его на
победу и отправил с
ним двух своих иноков
-монахов - Александра
Пересвета и Андрея
Ослябю, начертил на их
шлемах крест и
сказал, что они
одолеют врагов. Это
были мастера
рукопашного