История России

Презентация на тему умк гармония. Программа «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой - презентация

Учителя г. Благовещенска к работе по УМК “Гармония” шли достаточно долго.

Слайд 1. Первый этап был связан с открытием экспериментальных площадок 1997 - 2001. Первая площадка работала на базе школы № 26 г.Благовещенска и осваивала методическую систему обучения математике Н.Б. Истоминой в концепции развивающего обучения, вторая площадка была организована на базе школы № 28 г.Благовещенска, которая апробировала учебник русского языка “К тайнам нашего языка” М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Слайд 2. Второй этап с 2001 года был обозначен переходом обучения младших школьников по учебно-методическому комплекту “Гармония”, который совпал с работой второй экспериментальной площадки.

Слайд 3. И теперь на территории Амурской области по УМК “Гармония работают 13 районов из 20. Это более 120 учителей. А по учебнику математики Н.Б. Истоминой работает, по нашим последним данным более 200 учителей области.

Для нас “Гармония” это прежде всего стабильность и устойчивость показателей качества обучения по математике, русскому языку и показателей психического развития младших школьников.

Критериями качества усвоения знаний, умений и навыков явились:

  • полнота (количество знаний о предметах, входящих в школьную программу);
  • глубина (совокупность осознанных знаний об объекте);
  • оперативность (число ситуаций или способов, в которых ученик может применять то или иное знание);
  • гибкость (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций, умении выбрать нужный в данный момент способ деятельности из ряда известных).
  1. Полнота определялась по следующим показателям :
  • объективность – способность учащихся действовать адекватно задаваемым условиям;
  • абстрактность – способность учащихся описать операционный состав выполняемого действия в речевой форме, отрываясь от чувственных свойств объекта действия.
  1. Глубина определялась по следующим показателям:
  • разумность – ориентация учащихся на существенные связи и отношения, заданные в условии выполняемого действия;
  • осмысленность – выбор учащимися необходимых действий или операций в соответствии с целью и условиями задания.
  1. Оперативность определялась по следующим показателям:
  • обобщенность – возможность описания учащимися операционного состава формируемого умения или навыка в речевой форме;
  • прочность – формируемое действие у учащихся может быть выполнено им спустя некоторое время.
  1. Гибкость определялась по следующим показателям:
  • рациональность – выбор такого способа выполнения действия, которое быстрее приведет к цели;
  • автоматизм – свёрнутость выполняемого действия.

На гистограмме вы можете наблюдать, что качество знаний учащихся, обучающихся по УМК “Гармония” на несколько порядков выше, чем у школьников, обучающихся по другим учебно-методическим комплектам.

Слайд 4

Качество усвоения программного материала по математике. Гистограмма 1

УМК “Гармония” другие УМК

Слайд 5.

Качество усвоения программного материала по русскому языку. Гистограмма 2.

УМК “Гармония” другие УМК

1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что по всем критериям наблюдается динамика роста качества усвоения программного материала по предметам. В среднем качество усвоения содержания в 2 раза выше у детей из экспериментальных классов.

В ходе экспериментальной работы отслеживалось также психическое развитие младших школьников по следующим показателям:

  • уровень развития словесно-логического мышления;
  • уровень развития учебной мотивации школьников;
  • уровень школьной тревожности.

Слайд 6.

Показатели психического развития младших школьников. Гистограмма 3.

УМК “Гармония” другие УМК
  1. – уровень развития словесно-логического мышления;
  2. – уровень развития учебной мотивации школьников,
  3. – уровень школьной тревожности.

Так же на несколько порядков выше показатели психического развития школьников. Особенно нас радует низкий уровень тревожности учащихся. Это говорит о том, что УМК “Гармония” реализует здоровье- сберегающие технологии обучения.

Слайд 7.

Надо отметить, что УМК “Гармония” не только способствует качественному росту учащихся, но и профессиональному росту учителя. Это учителя первой и высшей категории, которые повышают свой уровень знаний на курсах повышения квалификации учителей при ИППК, БГПУ, дистанционных курсах обучения.

В области создано творческое объединение учителей начальных классов “Гармония”, основными направлениями которого являются:

  • научно-методическая работа (консультации с авторами комплекта и научными руководителями, изучение нормативных документов);
  • учебно-методическая работа (чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей, студентов педагогического колледжа и университета; открытые уроки, мастер-классы; участие в научно-практических конференциях и Всероссийском фестивале “Открытый урок”; публикация статей в журнале “Начальная школа”, консультации для учителей школ города и области, проведение круглых столов по проблемам преподавания в комплекте “Гармония”, методических семинаров и многое другое);
  • Диагностическая работа (это новое направление в работе, которое пока на уровне анализа проблем обучения и разработке путей их решения).

Слайды 8, 9.

“Гармония” это максимальное обеспечение участников процесса обучения учебно-методическими пособиями. Это настолько облегчает учебный процесс. Огромное спасибо авторам и издательству “Ассоциация “21 век”, которые постоянно пополняют этот комплект новыми пособиями.

Слайд 10.

“Гармония” это красота, радость открытий, тесное взаимодействие учителя, родителей и детей. На экране мы привели некоторые высказывания родителей из разных школ. Мне очень хочется их повторить.

  • “Гармония” учит думать, рассуждать”. Семья Вдовиных
  • Ребенок задумывается, самостоятельно добывает знания. Спорит, доказывая свою точку зрения”. Семья Гуровых
  • Сначала была против “Гармонии”, а теперь полностью “за”. Семья Ивановых
  • “Через год второй ребенок идет в школу и только по программе “Гармония”. Семья Великановых
  • “Катастрофически растет безграмотность населения. Пусть наши дети всех удивят”. Семья Варламиных.

Слайды 11-15.

Как и в каждой территории Дальнего Востока у нас есть проблемы:

  • Трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях Амурской области нет программы, соответствующей по содержанию и методике программе “Гармония”. Если в дошкольных учреждениях обучение осуществлялось по программе 2100, то они и ориентируют родителей продолжать обучение по данной программе. Учителя, работающие по программе УМК “Гармония”, постарались донести в дошкольные учреждения идею преемственности в разных звеньях образовательного процесса.
  • Трудности в преемственности начальная школа и среднее звено связаны с объективными и субъективными причинами. В школах города и области пытаются эти проблемы решить через взаимопосещения уроков учителями начального и среднего звеньев, проведений психолого-педагогических консилиумов. Однако эти мероприятия не могут в достаточной мере разрешить всех аспектов проблемы преемственности, т.к. эта проблема не является внутришкольной.
  • Стереотипность мышления некоторых родителей. Разрешение этой проблемы мы видим через проведение консультаций для родителей, дни открытых дверей.
  • Непродуманная организация закупки учебно-методических пособий УМК “Гармония” на местном уровне. Учебники закупаются без тетрадей на печатной основе, а в продаже могут быть разных годов издания, что приводит к трудности обучения.
  • Недостаточное внимание школ к федеральному заказу комплектов учебников по данной программе, т.к. желающих учителей работать по этому УМК больше, но недостаток учебников в школе не может совместить желаемое с возможностями.

Перспективы:

  1. Продолжить работу в том же направлении, т.к. работа по УМК “Гармония” дает положительные результаты в образовании младших школьников.
  2. Создать центр “теории и методики обучения и воспитания младших школьников” на базе Благовещенского государственного педагогического университета, как центр научно-методической и практической поддержки учителей начальных классов, родителей и учащихся.
  3. Надеемся, что Федеральные программы развития Дальнего Востока повлияют на реализацию идей развивающего обучения УМК “Гармония”

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УМК «Гармония» и стандарты второго поколения

Деятельностный подход к обучению в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом (тем, к о г о учат), а субъектом учебной деятельности (тем, к т о учится).

Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Обеспечивает ли учебник «К тайнам нашего языка» реализацию деятельностного подхода к обучению?

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели

Способы мотивации деятельности учащихся в учебнике «К тайнам нашего языка»: вопросы, суждения, ошибки персонажей; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; заголовки-вопросы; наблюдения за фактами языка, для объяснения которых нужны новые сведения и др.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)

4. Формирование самоконтроля

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Так обеспечивает ли учебник «К тайнам нашего языка» реализацию деятельностного подхода к обучению?

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Комбинированные тесты в рамках стандартов второго поколения.

Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач. Тесты предназначены для учащихся 4 классов....




Комплект создан на основе личностно - ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно - познавательную деятельность младших школьников, развивает приёмы умственной деятельности, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся.


Истомина Наталия Борисовна Автор учебно-методического комплекта по математике для четырехлетней начальной школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике.


Коротко об авторе В 1964 году Истомина Наталия Борисовна закончила Псковский педагогический институт по специальности учитель математики и физики. Работала в школе учителем математики в 5-9 классах. В 1970 году поступила в аспирантуру, в 1973 защитила диссертацию под руководством академика Л.В. Занкова на тему «Эволюция учебных заданий в связи с изменением содержания обучения». С этого времени круг ее научных интересов был связан с профессиональной подготовкой учителя начальных классов в ВУЗе и с совершенствованием методики обучения математике в 1 – 6 классах. В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе», которая явилась результатом обобщения работы по учебно-методическому комплекту по математике для 1 – 3 классов.








Математика Главные особенности УМК: Формирование приёмов учебной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения матем. понятий Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении решению задач и формировании вычислительных навыков и умений Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий Комплект по математике создан доктором педагогических наук, профессором Натальей Борисовной Истоминой.


Тетради « Учимся решать комбинаторные задачи » содержат дополнительный материал к учебникам. Применение новых методических подходов к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежит изучение изменений признаков предметных, графических и символических моделей, установление связей между ними и выявление закономерностей Включение в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, анализируются ошибки Включение учителя в обсуждение того или иного вопроса не в качестве объясняющего и контролирующего субъекта, а как помощника, сотрудничающего с детьми Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. Тестовые задания можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки зун учащихся.

«Программа Гармония» - Автор презентации: учитель начальных классов Н.В. Гибтева. Особенности УМК «Гармония». Связь, стройность, соразмерность… Программа «Гармония» даёт родителям: Программа «Гармония» даёт ученику: Программа «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Планета знаний учебники» - 14. «Математика», 1 класс, 1 часть. 33. 4. 39. 27. Маршрут ко всему учебнику «Окружающий мир», 2 класс. 9. «Изобразительное искусство», 1-4 класс. Руководитель авторского коллектива Петрова Ирина Анатольевна.

«Кирилл и Мефодий начальная школа» - Продукты «Начальная школа. Статистика. И дело тут не только в загруженности родителей. Контроль знаний. Задания пособий серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Серия «Уроки Кирилла и Мефодия. «Математика. 1 класс» «Математика. 2 класс» «Математика. 3 класс» «Математика. 4 класс». Начальная школа» ребёнок вполне может выполнять сам.

«УМК Начальная школа 21 века» - Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. - Изобразительное искусство. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. «Литературное слушание». УМК «Начальная школа 21 век». «Литературное чтение» Успешно решает задачу углубления интереса к чтению и литературе. Авторы: Виноградова Н.Ф. - Технология. Букварь. Автор Лутцева Е.А. - Музыка.

«Комплект Перспективная начальная школа» - Выготский Л.С. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа». Авторы М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова. Обучение грамоте. Азбука. Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа». Авторы Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Модель личностно-коммуникативного развивающего обучения «Перспективная начальная школа».

«Пособие для начальных классов» - Бисер. Во время работы. Дидактические материалы. Окружающий мир Автор: О. Т. Поглазова. Окружающий мир. Технология автор: Н. М. Конышева. Кабинет начальных классов. Информационные стенды. Применение ИКТ на уроках русского языка 3-4 класс. Авторы: Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. Коллективная работа Коллаж «Букет» 3 класс.

Всего в теме 32 презентации


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
УМК «Гармония»для четырехлетней начальной школы Князева Надежда Александровна,учитель начальных классов МБОУ «СШ №2 г. Грязовца» Вологодской области УМК «Гармония» Комплект создан на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно –познавательную деятельность младших школьников, развивает приёмы умственной деятельности, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся Учебно-методический комплект «Гармония»создан на кафедре мето-дики начального обучения Москов-ского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова Авторы комплекта: доктор педагогических наук, профессор Наталия Борисовна Истомина (математика); кандидат педагогических наук, профессор Марина Сергеевна Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Надежда Сергеевна Кузьменко (русский язык) кандидат педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Кубасова (литературное чтение); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ольга Тихоновна Поглазова (окружающий мир); доктор педагогических наук Наталья Михайловна Конышева (трудовое обучение). Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Особенности УМК «Гармония» Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения). Много развивающих проблемных заданий и яркая наглядность! Создаются условия для комфортных отношений: учитель ученик ученик ученик Деятельностный подход в организации обучения: а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания.б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками. Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование, конструирование… Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон. Существенная опора на опыт ребёнка.Задания носят практическую направленность, т.е. приближены к жизненным ситуациям. Входящие в У.М.К. «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики. В комплекте предлагаются задания с различным уровнем подготовленности учащихся. Формируется ситуация успеха. Обучение грамоте. Чтение БУКВАРЬ Подход в изложении материала позволяет ребёнку плавно пере-ходить от игровой к учебной дея-тельности, быстро адаптироваться к школе, способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками в русском языке. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО Фонетические умения с опорой на слог. Раздельно-параллельное обучение грамоте и письму. Троекратное блоковое введение букв. Культура речевого поведения. Прописи формируют навыки пра-вильного каллиграфического письма и русской орфографии. Главные особенности комплекта: 1. Коммуникативная направленность обучения русскому языку. 2. Воспитание у детей интереса к родному языку. 3.Развитие лингвистического мышле-ния ребёнка. 4.Новый подход к организации орфо-графической работы. 5.Формирование у младших школьни- ков приёмов самостоятельной учебной деятельности, умений работать с учеб-ником и пользоваться различными словарями.6.Адресованность учебника непосред-ственно ученику: авторы общаются с каждым из них, что – то подсказывают, советуют, сообщают. РУССКИЙ ЯЗЫК Осознание ребенком себя как языковой личности.Коммуникативный подход к изучению языка.Развитие природного чувства слова.Создание базы для обеспече-ния грамотности. Формирование мировоззрения детей. Развитие творческих способностей. Обогащение умственного потенциала. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи. Способность быть читателем. Литературное чтение(Автор: О.В.Кубасова) Математика Главные особенности УМК: Формирование приёмов учебной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобще-ния в процессе усвоения математических понятий. Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении реше-нию задач и формировании вычислительных навыков и умений. Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий. Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. Тетради «Учимся решать комбинаторные задачи» содержат дополнительный материал к учебникам Тестовые задания можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки зун учащихся. Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим сведения о природе, человеке и обществе. Главные особенности: Цель курса - дать начальное представление о целостной научной картине мира, показать связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с историческими событиями своей страны Методический аппарат учебников позволяет организовать личностно – ориентированный подход, т.е. направленный на развитие личности учащихся Педагогическое сотрудничество учеников и учителя на уроке создаёт условия для движения учащихся от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому Технология (Н.М.Конышева Главные особенности УМК: Цель курса – развитие личности школьника, его конструкторских и художественных способностей, творческого потенциала. Содержание курса позволяет формировать у школьников основы дизайнерских знаний. Задания учебника построены на основе включения младших школьников в проектную художественно–конструкторскую деятельность, связанную с самостоятельной разработкой конструкции предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям. Изобразительное искусствоКопцева Татьяна Анатольевна Главные особенности УМК: Учебник знакомит школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-эстетического освоения окружающего мира. Он формирует приемы познавательной деятельности и развивает интерес к области художественного освоения мира, обогащает практический и творческий опыт ребенка.