Гончаров И.А

Политический статус личности характеризуется правом участие. Что такое политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

Общество представляет собой сложную динамическую систему, включающую в качестве подсистем несколько сфер общественной жизни. Экономическая сфера является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Как заметил один современный философ: «Эта сфера не только исторически первая, она же и «прародительница» всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики в общественном развитии принадлежит немецкому мыслителю и общественному деятелю К. Марксу (1818-1883). Согласно марксистскому учению, изменения в производстве, отношениях собственности влекут за собой крупные социальные сдвиги.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной) в свою очередь также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Например, экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (так, экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.). В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.). Большое влияние экономическая сфера общества оказывает на право, поскольку оно закрепляет экономические достижения общества и становится гарантом дальнейшего экономического развития. Задачи хозяйственного развития общества зачастую являются побудительным мотивом для изменения правовых основ общества.

Однако и другие сферы общественной жизни воздействуют на экономику. Так, с точки зрения немецкого социолога М. Вебера, исключительную роль в становлении экономики капиталистического общества сыграли религиозные ценности протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности - «мотора» новой экономики.

Таким образом, функционирование общества невозможно без сложного организованного взаимодействия основных сфер жизни общества, без выполнения ими определенных функций. Только слаженная работа всех сфер жизни общества позволяет ему достигать состояния самодостаточности

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

    правом избирать и быть избранными

    свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

    пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

    принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими роля ми могут быть роли:

    рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

    человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

    гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

    профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

    политического лидера - человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап - период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политиче­ский конформизм) - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

    аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

    пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

    гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

    гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

    общественно-политический деятель;

    профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

    политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

    наличие системы политических ценностей;

    относительная стабильность политических мотивов;

    способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

«Учебная мотивация учащихся» - Урок. Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Положительные стороны дифференциации. Как сохранить познавательную мотивацию. Значение уровневой дифференциации. Неумение удержать дисциплину на уроке. Мотивационная сфера учения учащихся. Индивидуализация обучения.

«Мотивация учения» - Задачи: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». План проведения педсовета: Негативные моменты. Вывод: Смысл учения. Средняя школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается. Постановка целей. Мотивация. Мотив учения. Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей.

«Создание ситуации успеха» - Уровень школьной мотивации учащихся 1 ступени. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! Приёмы создания ситуаций успеха. Похвала; авансирование; «холодный душ»; «эврика»; «эмоциональное поглаживание»; Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Общий рейтинг факторов. Наиболее характерные учебные мотивы:

«Мотивация к обучению» - Методы мотивации учащихся в учебной деятельности. Метод занимательных аналогий. Приближение содержания к самым важным открытиям в науке, технике. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Особенности мотивации обучающихся при переходе на компетентностный подход в обучении.

«Урок успеха» - Скрытая инструкция предстоящей деятельности. Обучение и воспитание успехом. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Януш Корчак. Работа в творческих группах. Краткое экспрессивное воздействие. Анкета. Оценивание действий с акцентом на детали произведенного. Лишь на тебя надеемся И верим в твой успех.

«Мотивация учебной деятельности» - Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Важны другие параметры – IIIуровень и особенно IV уровень. II.Познавательные методы мотивации. На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Политический статус личности – положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности.

Политическими ролями личности могут быть следующиими:

рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;
человек, состоящий в общественной организации или в движении;
гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;
профессиональный политик;
политический лидер.

Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль – политическая социализация личности.

Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.

Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).

Назначение:

воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;
приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.

Условия и факторы политической социализации:

Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).
Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).
Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).
Биогенетические и психологические особенности индивида.
Природно-географические условия.
Социальный статус (положение индивида).

Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:

Органы государства - политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.
Средства массовой информации - не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида
Семья - имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.
Школа, сверстники - оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.