Архив

Основные черты большой науки. Каковы основные черты большой науки? Наука ее основные черты

С превращением науки в непосредственную производи­тельную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общест­венного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и при­кладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лабо­ратории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потреб­ностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-техни­ческого прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие совре­менную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие вы­сокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появле­ния нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы по­лучил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, на­правленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использова­ние и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организацион­ных.
Приведем некоторые примеры исследовательских реше­ний важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной на­уки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.
Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (напри­мер, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и не­большой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований совре­менной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей - ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное - по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления раз­вития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриально­му, информационному обществу, который был бы невозмо­жен без новейших научных достижений.


  • Каковы основные черты большой науки?
  • Основные черты современной большой науки: 1)
    наличие разделения и кооперации научного труда; 2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования; 3)наличие методов научно-исследовательской работы; 4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории); 5)наличие стройной системы научной информации; 6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
  • 1)Охарактеризуйте социальный, национальный и конфессиональный состав населения в нашей стране(Беларусь).
    2)Назовите основные черты белорусской социально-экономической модели развития. Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь начале 21 в. ? Назовите основные факторы устойчивого развития нашей страны.
    3)каковы основные направления инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе? Какие факторы обеспечивают успешное инновационное развитие нашей страны? Охарактеризуйте вклад науки и образования в инновационное развитие страны.
  • 1. В нашей стране проживает около 9, 6 млн. человек. По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. – примерно такая же, как и во многих других европейских странах.
    Примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн. 800 тысяч граждан. На 1000 мужчин приходится около 1145 женщин; в группах старше 50 лет эта разница возрастает.
    Наша страна является этнически неоднородной. По данным переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. 81% граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4% – поляками, 2% украинцами, 0, 3% – евреями
  • . В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
    2. Классификация наук
    1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
    2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
    3. Что, по мнению А. Смита, является вершителем всех действий учёного?
    4. Приведите пример вреда научного открытия?
    5. Каковы основные черты большой науки?
    6. В чём состоит связь науки и образования?
    7. Цель общенациональной образовательной программы в России в нач. 21 века
    8. Почему образование является национальным богатством страны?
    9. В чём заключается особенность непрерывного образования?
    !
  • 4. Пример вреда-создание атомной бомбы. С одной стороны-это был прорыв в науке, а с другой-эта бомба представляла (да и представляет сейчас) огромную угрозу всему человечеству.
    8. Образованный человек в наше время-очень важный для государства ресурс. (Интеллектуальный ресурс). Образованный человек способен с помощью своих способностей внести свой вклад в развитие любой сферы деятельности, например, в науку или экономику и т. д. И для государства очень плохо, если страну покидают образованные люди.
    9. Непрерывное образование-это образование через всю жизнь. То есть в наше время образование не ограничивается только школой или университетом. В наше время у человека есть достаточно возможностей для самообразования, поэтому люди могут получать знания не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Допустим, посещать какие-нибудь курсы, изучать иностранный язык и т. д.
  • 1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
    2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
    3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
    4. Oxaрактеризуйте основные черты cовpeмeннoгo межнациональнoгo сотрудничества.
    5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  • 1) Кореная территория, общий язык, культура, экономическая и политическая деятельность, схожесть менталитета, осознание себя как общность.

    2) принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта

    3) Посмотрите в интернете, сейчас не могу найти книгу, откуда бы точно ответила.

    5) неравномерное развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущимление прав малых народов,

  • ! Вопрос: Что такое свободная торговля и каковы ее основные черты.
  • Свободная торговля - торговля без импортных тарифов и количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться.

    1)массовое распространение продуктов.

    2)ассортимент любых товаров.

    3)вмешательсво государственных органов не такое большое, как в командной торговле.

  • Что означает свободная торговля и каковы ее основные черты?
  • Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,
    провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
    2-как противники свободной торговли, конкуренции и политики укрепления внутреннего рынка. (импорт был
    предельно ограничен)
    3Цена выше, качество лучше, упаковка прочнее и эстетичнее (товары не Китая и Турции). Предпочтение-импорт.

    Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,

    Провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

  • ОТВЕТЬТЕ ХОТЯ БЫ НА ОДИИН. . ОЧЕНЬ
    1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
  • На 4 вопрос

    Наличие основной доли частной собственности на средства производства в национальном хозяйстве страны (более 50%);
    спрос на товары, продукты и услуги со стороны потребителей;
    предложение товаров, продуктов и услуг со стороны производителей;
    свободные цены на товары и услуги;
    конкуренция на основе взаимодействия спроса и предложения;
    правовое (законодательное) обеспечение рыночных механизмов;
    демократизация общества, предоставление всем гражданам права на предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики.

  • 1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? Вчем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
    4. Каковы характерные черты рыночной экономики?
  • 1. Для того, чтобы не исчерпать эти ресурсы, чтобы человек не остался без своих портебностей. нужно выбирать такие способы, чтобы и удолетворить человеческое благо и не исчерпать русурсы. Таким образом, получается, что специальные оюди выроботали такую туктику: что делать некоторые (которые действильно ценные) вещи, дорогими, чтобы не каждый человек мог себе такое позволить, и вот так ресурсы не исчерпываются.

    2. Товарная экономика

  • Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

    Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она -философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
    С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
    Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

  • Узнать то с чего всё началось мыслено решить разобрать решение и дать истину такой какова на самом деле а не с каких либо точек задача же сего лишь для того что мир на столько смешан и не каждому сие понравится но истина есть истина она не меняется сама меняется лишь её прочтение
  • Любой социум, начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом, имеет общественное сознание. Формами его выступают опыт, мораль, религия и прочее. Но, несомненно, одной из самых главных форм является наука. Именно она формирует в обществе новые знания.

    Что такое наука

    Наука - это не что иное, как сложнейшее основанное на ряде основных аспектов. Понятие, признаки науки и ее аспекты определяют всю сущность научного знания. Исходя из основных аспектов, наука рассматривается как:

    1. Система знаний. Иными словами, как процесс по получению новых знаний. Данный аспект предполагает изучение с помощью эпистемологии - учении о познании науки. Основой служат субъект и объект познания. Научное познание имеет результат в виде объективного знания о мире. Объективное оно, потому что не зависит от состояния субъекта.
    2. Особый вид мировоззрения. Фактически это продукт, вызванный духовностью человеческой жизнедеятельности, воплощающей творческое развитие. С этой точки зрения науку относят к числу таких важных созданных человеком продуктов как религия, искусство, право, философия и др. Когда наука развивается, вместе с ней претерпевают изменения и другие области культуры. Данная закономерность действует и в обратном направлении.
    3. Социальный институт. В данном случае речь идет об общественной жизни, в которой наука воспринимается как сеть самых разных связанных между собой учреждений. Примером таких учреждений служат вузы, библиотеки, академии и прочие. Они занимаются решением задач определенного уровня и выполняют соответствующие своему положению функции. Таким образом, наука - это четко структурированная организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества.

    Отличительные особенности науки

    Для того чтобы определить отличительные признаки науки, необходимо прежде всего вникнуть в сущность такого понятия, как критерии научности. В основном они рассматриваются в Их изучение прежде всего основывается на стремлении определить гносеологическую сторону научного знания, наделенную уникальной спецификой в сравнении с другими продуктами познания. Еще античные ученые задумались над нахождением существенных особенностей научности посредством соотношения знания с такими формами, как мнения, догадки, предположения и др. В процессе развития ученые вывели общие признаки науки, которые помогли более глубоко понять термин. Исследования позволили выделить семь основных.

    • Первым признаком науки является целостность и системность научных знаний, что является несомненным отличием от обыденного сознания.
    • Второй - открытость, или, иными словами, неполнота научного знания, то есть его уточняемость и дополняемость в процессе появления новых фактов.
    • Третий - включает в себя стремление объяснить положения, используя факты и логически непротиворечивый способ.
    • Критичность по отношению к знаниям является четвертым признаком науки.
    • Пятый - это возможность воспроизводить научное знание при соответствующих условиях в абсолютно любом месте и вне зависимости от времени.
    • Шестой и седьмой признаки науки - отсутствие зависимости научных знаний от личных особенностей ученого и наличие своего языка, аппаратуры, метода соответственно.

    Общая классификация всех наук

    Отвечая на вопрос, по каким признакам классифицируются науки, Б. М. Кедров вывел общее определение. По его мнению, все науки можно разделить на четыре класса. Первый класс - это философские науки, которые включают в себя диалектику и логику. Ко второму он отнес математические науки, в числе которых математика и математическая логика. Третий - самый обширный, так как включает в себя сразу технические и естественные науки, в списке которых:

    • механика;
    • астрономия;
    • астрофизика;
    • физика (химическая и физическая);
    • химия;
    • геохимия;
    • география;
    • геология;
    • биохимия;
    • физиология;
    • биология;
    • антропология.

    И завершающим классом по Кедрову являются которые подразделяются на три подкатегории:

    1. История, этнография, археология.
    2. Политическая экономия, искусствоведение, юридические науки и история искусств.
    3. Языкознание, педагогические науки и психология.

    Признаки современной науки классифицируют по самым разным основаниям. Самым распространенным является предмет и метод познания, на основании которых выделены науки о природе (естествознание), обществе (обществознание) и мышлении (логика). выделяются в отдельную категорию. Безусловно, каждую из представленных групп наук можно дополнительно расчленить на подгруппы.

    в разные исторические периоды

    Впервые к вопросу разделения наук на классы еще во времена античности обратился Аристотель. Он выделил три крупные группы: практическую, теоретическую и творческую. Римский энциклопедист Марк Воррон определил классификацию как перечень обобщающих наук: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура и медицина. Классификация мусульманских арабских ученых была самой простой и понятной. Они выделяли два класса наук - арабские и иностранные. К первым относятся ораторское искусство и поэтика, ко вторым - математика, медицина и астрономия. В Средние века ученые также стремились выдвинуть свой вариант разделения. Гуго Сен-Виктория, по своему видению, выделил четыре самостоятельные группы наук:

    1. Теоретические - физика и математика.
    2. Практические.
    3. Механические - охота, сельское хозяйство, медицина, навигация, театр.
    4. Логические - грамматика и риторика.

    В свою очередь Р. Бэкон ввел классификацию, основанную на познавательных способностях. В первую группу входит история, описывающая факты, во вторую - теоретические науки, в третью - искусство, поэзия и литература в самом широком понимание. Роджэн Бэкон считал, что классифицировать науки необходимо по четырем направлениям. Отдельно должны стоять логика, грамматика, этика, метафизика, в самостоятельные единицы - выделяться математика, а также натурфилософия. Математика, по его мнению, является самой главной наукой о природе.

    Классификация наук о животных

    Говоря о том, по каким признакам классифицируются науки о животных, выделяется один важный признак - принадлежность к определенному виду. Классификатор разделяет животных на позвоночных и беспозвоночных. Позвоночных изучают пять базовых наук: орнитология (птицы), териология (млекопитающие), батрахология (земноводные), герпетология (пресмыкающиеся), ихтиология (рыбы). Бывают случаи, когда отдельно выделяется наука, изучающая приматов, но в большинстве случаев ее включают в териологию, так как по своей природе приматы являются млекопитающими. Беспозвоночных также можно разделить в зависимости от того, по каким признакам классифицируются науки о животных. Простейшие организмы изучает протозоология, членистоногих - артроподлогия, все о моллюсках знает малакология, а энтомология может рассказать обо всех особенностях жизни насекомых. Но есть и наука, объединяющее все эти направления - зоология, которая изучает всех животных.

    Семиотика как одна из важнейших наук

    Любую болезнь легче всего вылечить на начальной стадии. Для того чтобы выявить ее своевременно, необходимо тщательно отслеживать появляющиеся симптомы. Семиотика, как наука о признаках и проявлениях болезни, глубоко занимается этим вопросом. Она относится к практической медицине, которая, используя методы врачебного исследования, изучает симптомы заболеваний. Наука о признаках болезни подразделяется на общую и частную. Общая включает в себя описательную характеристику и полную классификацию всех симптомов, а также методы и механизмы их появления силами закономерностей роста патологий. Примером таких симптомов служит воспаление, дистрофия, дегенерация и прочие. Общая семиотика также имеет свои симптоматические разновидности по диагностической значимости:

    • патологические;
    • компенсаторные (отражают органически и функциональные изменения в субстратах);
    • патогномоничные;
    • общие.

    По времени появления симптомы подразделяются на ранние и поздние. В свою очередь, частная семиотика занимается описанием признаков и симптомов отдельных видов заболеваний. Любая медицинская дисциплина начинает клиническое исследование с изучения семиотики частного вида. Также существует семиотика, основыванная на наследственных патологиях. В рамках данного исследуются наследственные болезни, их симптомы и патологии.

    На страже порядка

    Юридической наукой называют систему знаний о государстве и праве, закономерностях их возникновения, развития и работы. Признаки юридической науки подразделяются на три категории. В соответствии с первой данную науку называют общественной прикладного характера. В рамках данной особенности она должна изучать потребности жизни общества, юридическую практику и образование, а также обеспечивать работников данной сферы актуальной информацией для издания новых законов.

    Во второй ее рассматривают как относящуюся к Это связано с тем, что опирается на конкретные знания, которые выражаются в точных соотношениях. Есть мнение, что больше всего юриспруденция схожа с медициной, так как они обе сочетают в себе как теоретическую, так и прикладную составляющую. Точно так же, как и врач, юрист сталкивается с решением вопросов, связанных со здоровьем и жизнью. В работу юриста входит проведение профилактических работ по «излечению» пороков в жизни общества и духовном мире каждого человека. В этом проявляются гуманистические признаки науки (в данном случае юриспруденции и медицины), которые зародились еще в древние времена.

    Третьим принципом существования юридической науки является ее способность воплощать в себе достоинства мыслительных наук. Основано данное утверждение на том факте, что юриспруденция занимается исследованием вопросов отражения объективной действительности в правовых аспектах, возникающих в процессе формирования и реализации на практике новых законов. Именно поэтому криминалистика, как одна из дисциплин юридической науки, направлена на познание специфических особенностей мышления человека и применение специально полученных знаний в процессе расследования.

    Кто изучает прошлое

    Всем известно, что, не зная прошлого, невозможно построить будущее. Каждый человек в обязательном порядке узнает, чем жил его город, страна и весь мир в разные времена. Доносить информацию о прошлом берет на себя известная всем наука история. Именно она изучает источники, которые сохранились от предыдущих периодов жизни человечества, на основании которых устанавливает последовательность происходящих событий. Фактически основные признаки науки и ее исторический метод заключаются в следовании нормам и правилам по работе с первоисточниками, а также иными свидетельствами, обнаруженными в процессе исследовательской работы и постановке выводов, позволяющих написать корректный исторический труд. Впервые данные методы были применены на практике Фукидидом. Именно работа в соответствии с историческими методами позволила вычленить исторические периоды: первобытность, древний мир, Средние века, новое и затем новейшее время. Существуют десятки исторических дисциплин, функционирование которых позволяет не только узнавать прошлое, но и структурировать его и доносить до людей. К основным относятся:

    • археология - наука о поиске и изучении вещественных источников прошлого;
    • генеалогия - наука о родственных взаимосвязях людей;
    • хронология - наука о временной последовательности исторических событий.

    По следам Жюля Верна

    Популяризацией науки называют не что иное, как распространение среди широкого круга людей научных знаний в доступном для понимания формате. Основной задачей ученых-популяризаторов является переработка специализированных данных с научного языка на язык слушателя, не имеющего отношения к науке. Также они должны из сухих научных знаний создать интересное повествование, которое пробудит желание погрузиться в ее изучение.

    Одним из основных методов популяризации науки считается научная фантастика. Огромную роль в развитии данного направления сыграл многими любимый Жюль Верн. Важно понимать, что чем больше вкладывается в популяризацию науки, тем больше вероятность прихода молодежи в данную сферу. Ученые всячески стараются сохранить свои труды и достижения и приобщить к ним молодое поколение. Но есть и лица в истории, которые считают, что научные знания должны быть доступны только людям, стоящим у руля, так как они, в отличие от всей массы, точно знают, как ими пользоваться. Данное мнение разделял Тихо Браге. Людвиг Фадеев, академик РАН, считает, что популяризировать научные знания, конечно, нужно (например, каждый налогоплательщик должен понимать, для чего существует налогообложение). Но есть моменты, которые абсолютно точно переработать нельзя, и поэтому информация о кварках, струнах, полях Янга-Миллса доходит до людей с небольшой долей обмана.

    Современная наука, на­зываемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечени­ем ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на инду­стриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребно­стями совершенствования, обновления техники и технологии.

    Особенности, свойственные «большой науке»: 1) резко возросшее число учёных . В конце XVIII века их было около тысячи, в середине XIX века - 10 тысяч, в 1900 году - 100 ты­сяч, к концу XX века - свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;

    2) рост научной информации, информационный взрыв. В XX сто­летии мировая научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. В 1800 году в мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 - 1000, в 1900 - 10 тысяч, в 1950 - 100 тысяч, к концу XX века -несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.

    3) изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.

    4) превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятель­ность не была главным источником их материального обеспечения. В 2009 году расходы на науку составили в России 21,7 млрд дол­ларов, в США - 389,2 млрд, что составляет 35 % мировых расходов на науку. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельно­сти государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества.

    Важной проблемой современной науки является вопрос об ответст­венности ученых перед обществом. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и тех­ническими факторами. Действительно, основой познания, в том чис­ле и научного, является практика, потребности материального и ду­ховного производства. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внима­ние уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Практика в процессе научного по­знания выполняет следующие основные функции: - является источником научного познания - выступает как основа научного познания, его движущая сила. - служит целью научного познания - является критерием истинности научного знания.

    28.Современное положение и проблемы российской науки.

    Наука в России прошла большой и сложный путь. Она развива­лась как составная часть мировой науки. Начало научной работе в России было положено правитель­ством Петра I, глубоко понимавшего интересы государства. Создаются специальные организации для научной работы - Ака­демия наук в 1724 году, Публичная библиотека в 1714 году, Кунсткамера - первый русский естественноисторический музей в 1719 году, первый в России университет в Москве в 1755 году. Первыми академиками были приглашенные ученые из Европы: медик Л.Л. Блюментрост, математики Я. Герман, Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Бюльфингер и т.д.

    Рассматривая науку России, нельзя не остановиться на ее со­временном этапе развития. По мнению ряда ученых, постсоветская российская наука находится в состоянии функционального кризиса. Симптомами этого кризиса, по А.В. Юревичу и И.П Цапенко, яв­ляются: 1) быстрое сокращение числа российских ученых. С 1986 к 1996 году армия ученых уменьшилась более чем вдвое.

    2) значительное ухудшение материально-технической и инфор­мационной оснащенности российской науки. Российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для исследований, в 80 раз, а информацией - в 100 раз хуже американского.

    3)снижение продуктивности научных исследований. Количест­во ежегодно патентуемых открытий и изобретений сократилось с 200 тыс. в конце 80-х годов до 30 тыс. в 1994 году, сократился и экономический эффект от их внедрения.

    4) интенсивная утечка умов из российской науки. Нашу страну ежегодно покидают 5-6 тыс. научных работников. С начала 90-х го­дов за рубеж выехало 150 тыс. ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов;

    5) резкое падение престижа научной деятельности и кризис про­фессионального самосознания отечественных ученых. Причина кризиса российской науки - ее убогое финансирова­ние. Если в советские годы доля науки составляла 5-7 % всеобщего валового продукта, то в 1996 году - 0,42 %, в 2003 - 0,31 %, в 2009 -0,17 %.

    Более глубокие причины такого положения российской науки кроются в серьезном функциональном кризисе мировой науки. В последней создан большой задел фундаментальной науки, кото­рый прикладная наука не успевает переварить, практически освоить. Российская наука переживает двоякий функциональный кризис - и в качестве составляющей мировой науки, и в качестве субструктуры российского общества.

    Социальные функции отечественной науки были весьма специ­фичны и выражали особенности советского общества. Основная со­циальная функция советской естественной науки состояла в укреп­лении оборонной мощи государства, а общественной науки - в «промывании мозгов» и укреплении советской идеологии.

    Функциональный кризис затронул не всю нашу науку. На фоне кризиса естествознания стали процветать такие дисциплины, как социология, психология и политология. Возникло более 100 новых социологических центров, количество политологов превысило 50 тыс., психологов - 30 тыс. Эти науки обслуживают политиче­скую и экономическую элиты нашего общества. Для развития науки отечественное научное сообщество должно оказывать большее влияние на политику властей и общественное мнение. Это предполагает идейное и организационное сплочение ученых, отстаивание их коллективных интересов.