Гончаров И.А

Написать конспект по теме воля эмоции внимания. Воля и эмоции

Слайд 2

Воля

Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.

Слайд 3

  • Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием.
  • Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.
  • Слайд 4

    Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.

    Слайд 5

    Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.

    Слайд 6

    Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

    Слайд 7

    • Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности.
    • Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.
  • Слайд 8

    Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.

    Слайд 9

    • Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей.
    • Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.
  • Слайд 10

    Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.

    Слайд 11

    Эмоции

    • Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция означает "возбуждаю, переживаю".
    • В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию, их образно называют центрами рая и ада. Благодаря работе этих центров человек и животные на бессознательном уровне анализируют поступающую информацию и оценивают ее значение: вредные или полезные события она предвещает.
  • Слайд 12

    Различают такие проявления эмоций: эмоциональные реакции – плач, смех; эмоциональные состояния – настроение, тревога, волнение, бурная эмоциональная вспышка (аффект); эмоциональные отношения, или чувства в узком значении этого слова, – любовь, ненависть, ревность и т. д.

    Слайд 13

    Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным, если развивающиеся события не имеют к нам отношения. В зависимости от этих состояний происходят гормональные сдвиги в организме. Так, вы уже знаете, что при страхе в кровь выделяется адреналин, а при боевом возбуждении – норадреналин.

    Слайд 14

    В связи с этим различают стенические (от греч. stheneia - сила) эмоции, повышающие работоспособность человека, и астенические (от греч. аstheneia - слабость), мешающие ему осуществлять задуманные действия. К первым можно отнести задор, уверенность в успехе дела, ко второму – волнение, мешающее думать, говорить, действовать.

    Слайд 15

    Проявления эмоционального состояния: настроение (хорошее или плохое); страсть, когда воля и эмоция сплавляются в едином порыве (высшее выражение страсти – вдохновение); стресс – напряжение, близкое к предельным возможностям организма; аффект – эмоциональная вспышка, выходящая из-под контроля воли. Именно в состоянии аффекта Иван Грозный убил своего сына Ивана. Эта сцена изображена на известной картине И.И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

    Слайд 16

    Эмоциональные отношения – это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации и пр. Любовь, в том числе половая, ненависть, ревность, зависть – все это проявления различных чувств. От эмоциональных состояний их отличает направленность на определенный объект. Чувства бывают довольно противоречивыми: любовь может быть смешана с досадой, грустью, радостью, т.е. в зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

    Слайд 17

    Чувства обладают динамикой: они рождаются, достигают высшей силы, потом угасают, а то и становятся противоположными: ненависть может перейти в любовь, пылкая любовь – смениться равнодушием. Особенно скоротечны увлечения, они часто бывают в подростковом, но могут быть и в зрелом и даже в пожилом возрасте. Несмотря на пылкость, увлечения быстро угасают после первого достигнутого результата, так как, по существу, связаны с явлениями доминанты, а доминанта, как известно, после своего разрешения уступает место другой.

    Слайд 18

    Внимание

    • Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.
    • Когда у человека напряжено внимание, даже его внешний вид изменяется. У него возникают движения приспособительного характера: он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова. Посмотрите на слушателей, изображенных на картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (см. рис. 1). Как выразительны их позы!
  • Слайд 19

    Внимание может быть сосредоточено и на собственных мыслях. Глаза глубоко задумавшегося человека нередко устремлены вдаль, так что расположенные рядом предметы не отвлекают от размышлений. Часто происходит задержка дыхания: оно становится более редким.

    Слайд 20

    Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой яркий, неожиданный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, становится объектом непроизвольного внимания.

    Слайд 21

    Обычно непроизвольное внимание длится до тех пор, пока объект сохраняет новизну. С потерей новизны непроизвольное внимание начинает колебаться и легко утрачивается, если вызвавший его объект не вызывает интерес.

    Слайд 22

    Произвольное внимание

    проявляется при осуществлении сознательного намерения человека заняться делом, иногда малоинтересным, но необходимым, требующим приложения волевых усилий. Каждый, кто сталкивался с необходимостью выучить сложный и малопривлекательный текст, знает, как трудно усилием воли заставить себя сосредоточиться на нем.

    Слайд 23

    Но делу можно помочь, если не просто читать текст, а активно работать с ним: составлять план, конспектировать, строить схемы, выявляющие связи между описываемыми событиями или процессами. Неважно, по какой программе вы будете работать, важно, чтобы она существовала и выполнялась пункт за пунктом. Тогда внимание будет устойчивым, а работа продуктивной. Проверить наблюдательность и внимание можно в практической работе.

    Слайд 24

    Невнимательного человека называют рассеянным. Первая причина рассеянности – слабость произвольного внимания. Любой посторонний раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, и человек отвлекается от основного дела. Вторая причина рассеянности – глубокая сосредоточенность человека на определенном занятии: постороннее раздражение не замечается им, так как оно воздействует на заторможенные в данный момент участки мозга.

    Слайд 25

    Выводы

    Под волей понимают сознательную регуляцию поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к цели. Волевое действие может выполнять как побудительную, так и тормозную функцию.

    Слайд 26

    Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (стенические эмоции), или нарушают ее (астенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

    Слайд 27

    Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

    Посмотреть все слайды

    >> Воля, эмоции, внимание

    § 57. Воля, эмоции, внимание

    1. Из каких этапов складывается волевой акт?
    2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?
    3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?
    4. Какими свойствами обладает внимание?
    5. Как заставить себя быть внимательным?

    Волевые действия.

    Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их, и тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков.

    Деятельность человека или животного побуждается потребностями. Нередко бывает, что в одно и то же время человек испытывает несколько разных желаний .

    Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Часто сталкиваются сиюминутное желание, подкрепленное приятной перспективой, и дело, которое необходимо сделать, но которое не доставляет никакого удовольствия.

    Правильный выбор далеко не всем и не всегда дается легко. Он является результатом борьбы мотивов (побуждений).

    Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим. И выбор цели, и выбор способа ее достижения являются мыслительным процессом, в котором обдумываются результаты действия, как конечные, так и промежуточные. Обычно это происходит раньше выполнения самого действия. И когда оно начинает претворяться в жизнь, человек непрерывно сверяет полученные результаты со своим замыслом. В зависимости от совпадения или несовпадения промежуточных и конечных результатов с тем, что задумано, человек прекращает свою работу или перестраивает ее.

    Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.

    Внушаемость и негативизм.

    Волевой человек взвешивает предложение. Он соглашается, если оно соответствует его намерениям, или отвергает, если оно для него не подходит. Волевой человек никогда не действует автоматически.

    Люди, которые не отличаются самостоятельностью, поступают иначе. Они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае можно говорить о внушаемости, во втором о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли.

    И в первом и во втором случае выбор цели и выбор способа действия отсутствуют. Действия навязаны со стороны, они не осмыслены, импульсивны и отличаются только по знаку.

    Эмоции.

    В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

    Эмоциональные реакции.

    Плач, смех, проявления удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

    Эмоциональные состояния.

    От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональные состояния. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

    Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой контроль - это состояние аффекта. Именно в таком состоянии царь Иван Грозный убил своего сына.

    Остекленевшие глаза царя, показанные на картине Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», кажутся безумными и отрешенными.

    Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеяного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты (см. § 53), и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.

    Стресс.

    В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом.

    Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы и связаны с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

    Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

    Эмоциональные отношения.

    Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

    Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

    Внимание.

    Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется вниманием.

    В центре внимания могут оказаться не только внешние события, но и внутренние переживания: воспоминания, размышления, обдумывание тех или иных поступков, пути решения возникших проблем.

    При очень напряженном внимании изменяется даже облик человека. У него возникают движения приспособительного характера: он прислушивается, всматривается, стараясь максимально получить необходимые для него сведения.

    Физиологические основы внимания.

    Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс . Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее, ярче и значимее будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

    Эмоционально значимые вещи и события сильнее привлекают внимание, чем неинтересные и однообразные.
    Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Мы можем долго, не отвлекаясь и не делая над собой усилий, читать интересный роман, смотреть кинофильм или пьесу.

    Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий. Человеку необходимо заставить себя выполнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры большого мозга. Они управляют активирующими системами мозга так, чтобы активация направлялась в нужное место и в соответствующий момент времени.

    Основные свойства внимания.

    Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечёмся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значиельно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

    Рассеянность.

    Невнимательность человека называют рассеянностью. Она может происходить по двум причинам. Во-первых, из-за слабости произвольного внимания. Любое внешнее событие вызывает непроизвольное внимание и отвлекает от основной деятельности. Во-вторых, рассеянность может быть вызвана излишне концентрированным вниманием, когда все оно направлено на решение основной задачи, а любые посторонние события просто не замечаются. Причина этого недостатка в слабой способности распределять и переключать внимание.

    Воспитание внимания.

    Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые ее маскируют.

    Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания - умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.

    Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, само действие, оценка результатов; внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния: аффект, стресс; эмоциональные отношения; внимание: непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность.


    1. Что такое волевые действия?
    2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.
    3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?
    4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
    5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
    6. Что такое стресс?
    7. Что такое внимание?
    8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
    9. Каковы физиологические основы внимания?

    1. Охарактеризуйте основные виды внимания.

    2. Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблен в свое дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова ее причина.

    Лабораторная работа

    Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды (по рисунку 119) в различных условиях

    Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.


    Предварительные пояснения.
    Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис. 119), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу Ход работы



    I. Определение устойчивости непроизвольного внимания. Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.

    II. Удержание образа произвольным вниманием. Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занесите в протокол.

    III. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом. Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

    Обсуждение результатов . Обычно наибольшее число колебаний внимания наблюдается при непроизвольном внимании.

    При произвольном внимании с установкой удерживать сложившийся образ число колебаний внимания уменьшается, но выполнение этой инструкции требует больших усилий, потому что и картинка и установка остаются теми же. Поэтому человеку приходится непрерывно бороться с угасанием внимания. В третьем случае у многих испытуемых колебания внимания практически не проявляется, хотя изображение пирамиды остается одним и тем же. Это результат того, что каждый последующий поиск создает новую ситуацию, вызывает рассогласование между тем, что сделано, с тем, что предстоит сделать. Это и поддерживает устойчивость внимания.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Внимание и воля Выполнила: Дородницына Лариса Васильевна, учитель биологии МАОУ «Гимназия №3» г. Саратов

    Внимание Внимание - избирательная направленность, сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или явлении.

    Виды внимания Н епроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция. П роизвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями. П остпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

    Непроизвольное внимание В ынужденное – обусловлено внешними факторами среды. Н евольное –проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза. П ривычное – обусловлено установками и намерением выполнить ту или иную деятельность.

    Произвольное внимание Выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительности. С обственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий. С понтанное – высшая форма развития внимания, когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия. Волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо.

    Функции внимания И збирательность деятельности – отбор материала. Н аправленность деятельности. А ктивность деятельности. У лучшение качества любой деятельности. О тбор и удержание значимых воздействий. Р егуляция и контроль деятельности.

    Воля Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

    Тренировка воли Безусловно, в тренировке воли самый важный исходный импульс - желание, мотивация, решимость человека воспитать волю. У слова «желание» можно выделить два смысла, точнее две степени проявления: 1) Желание как мечта, благое пожелание, прихоть. 2) Желание как готовность прикладывать усилия для достижения цели.

    Тренировка воли Воля - это своего рода «морально-психологическая мышца», умение напрягать которую и есть обладание волей. Отсюда понятно, воля может тренироваться точно так же, как и «физическая» мышца, и также может быть развита до своего совершенства.

    Тренировка воли Тренировка воли есть процесс формулирования для себя «тренировочных» целей и прикладывание «тренировочных» усилий для их достижения. Таким образом, тренировка воли есть процесс выполнения комплекса упражнений «Цель-Усилие ». При этом, понятно, как и при выполнении физических упражнений, надо идти от простого к сложному. От поднятия легких, «подъёмных» предметов, к поднятию всё более и более тяжёлых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

    Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

    Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...

    Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.

    Что такое внимание

    Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.

    Внимание бывает:

    1. произвольное
    2. непроизвольное.

    Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.

    Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.

    Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.

    Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.

    Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания. Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое. Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.

    Взаимосвязь воли и эмоций

    Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения. Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость. Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.

    Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:

    1. Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
    2. Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.

    Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.

    Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.

    Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.

    Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.

    Для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть высот, необходимы благоприятные условия работы. Каждый человек в праве сам выбрать режим и вид работы. Здесь нужно выбирать золотую середину. Качественное выполнение работы не может производиться в чрезмерном шуме и совершенной тишине.

    Федеральное агентство по образованию

    Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

    Кафедра истории и социальной работа (ИСР)

    Доклад

    на тему «Воля»

    Выполнил:

    студент группы № 619-2

    Потысьев Евгений Олегович

    «___»_____________ 2010г.

    _________

    Принял:

    Старший преподаватель кафедры КС

    Алмаева Вера Владимировна

    «___»_____________ 2010г.

    ________

    2010

    ВВЕДЕНИЕ

    Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

    Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

    Цель данной работы - дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

    ВОЛЯ

    Понятие о воле

    Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

    Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

    На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

    На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

    В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

    Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

    Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

    Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является производным от слова "воля", а не наоборот.

    Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

    Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

    Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

    В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

    Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

    Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

    Волевые акты

    Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

    Основные признаки волевого акта:

    1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

    2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

    3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

    4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Функции воли

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).