Гончаров И.А

Лекции машевского а г о городе иерихон. О лекции алексея машевского на портале лекториум

Моё с лекциями петербуржского поэта и эссеиста Алексея Машевского по европейской литературе (а фактически – по духовному воспитанию через литературу) произошло в 2011 году, и этому знакомству я очень многим обязан. С тех пор известное количество воды утекло, и то, что раньше могло просто ученически восприниматься, вызывает всё больше вопросов и даже возражений, что по-своему подтверждает ценность пройденного пути.

Культурно-просветительская деятельность А. Машевского включает организацию нескольких курсов лекций и культурных поездок, с 2014 года объединённых в проект "Нефиктивное образование" , а также руководство сетевым литературно-художественным проектом "Folio Verso" и литературной студией при Доме писателя (с 2017 года она, правда, собирается уже без него, но сохраняет имя А. Машевского в названии). Представление о мировоззренческих основаниях этой деятельности, её целях и задачах, лучше всего, думаю, может дать открытое письмо , адресованное читателям "Folio Verso". Приведу лишь несколько выдержек из него:

"Я хотел бы привлечь внимание всех заинтересованных и думающих людей к следующей проблеме. По-видимому, мы стоим сейчас перед трансформацией общества, равнозначной той, которая происходила в XV - XVI веках с внедрением книгопечатанья, а может быть и более глобальной, сравнимой с эпохой изобретения письменности. <...>

Интернет в его теперешнем виде убирает последние фильтры, последние барьеры на пути информационного цунами, беспрепятственно вторгающегося на выровненную, утрамбованную территорию современной культуры. Человечество целыми сегментами своей жизнедеятельности уходит в виртуал. Но фокус в том, что Интернет никак ценностно не структурирован, а значит, по определению антикультурен, поскольку культура - это не что иное, как смысловое пространство, обладающее своим четко выраженным рельефом. <...>

Важнейшая задача, от решения которой зависит выживание человека разумного, - придание жизненному пространству, существенным сегментом которого становится Интернет, ценностной структурности, смысловой иерархии. Поэтому роль сетевых ресурсов, посвященных высокой культуре, задающей смысловую вертикаль, делается особенно ответственной. <...>

На наших глазах заканчивается огромная эпоха, начавшаяся четыреста лет назад с Бэкона и Галилея, обосновавших принципиально новый по сравнению со средневековой схоластикой тип мышления. Опытное знание, создавшее науку Нового времени, привело европейскую цивилизацию к невероятному торжеству технологий и устрашающей нищете духа. Сегодня нам опять необходимо искать иные пути в будущее, переводить жизнь человека на другие ментальные основания."

На просветительском портале «Лекториум» записан цикл лекций, в том числе и по русской литературе. Идея, возможно, неплохая, только странно, что физики решили критиковать лириков, да еще каких!
Один из лекторов, господин Алексей Машевский, представил вниманию студентов двухчасовую лекцию о творчестве М.Ю. Лермонтова, чье двухсотлетие отмечала Россия в прошедшем 2014 году. И это стало, вероятно, его скромным (но от всего сердца!) подарком к юбилею поэта – этаким пожухшим, но еще колючим «венцом терновым», небрежно брошенным к подножию памятника великому Мастеру.
Не вдаваясь в детали построения лекции (а уловить принцип подачи материала не так и просто: фрагменты жизни и творчества Лермонтова низвергаются на слушателей хаотично), стоит перейти сразу к комментариям. Вступительная часть лекции знакомит студентов с отвратительным характером Лермонтова: он был избалован до предела, привык главенствовать, не считаясь с иными мнениями, но уже в пансионе и университете понял – он теперь не главный… Так говорит лектор. Да, юный Михаил – взрывной, резкий, излишне прямой. А разве все великие (или себя таковыми считающие) были идеальными? Идеальных вообще не бывает: были ли близкими к идеалу Некрасов и Достоевский, Тютчев и Фет, Маяковский, Есенин?… Но к по-настоящему смертному греху поэта г-н Машевский причисляет всколыхнувшее всю Россию стихотворение «Смерть поэта». Возможно, вся читающая Россия 19-го века обладала исключительно дурным вкусом? Все были полными профанами в поэзии? Ведь стихотворение-то было принято на ура!
А вот господин Машевский как раз с ними и не согласен. Он читает «Смерть поэта» (отнюдь не наизусть, а жаль) по книге, и то с ошибками и извинениями. Слушатели узнают, что половина стихотворения – «вода», «море лишних слов», «штамп на штампе». И штампы эти – «мертвое место в стихотворении», а Михаил Юрьевич, по мнению лектора, вовсе и не думает в это время о Пушкине. «Пушкин перевернулся бы в гробу, услышав это стихотворение»,- делает вывод оратор, ибо для Лермонтова-то вообще «Пушкин – десятый вопрос».
Господина Машевского радует эмоциональная окраска стихов поэта, «яркая, бьющая через край, выше, чем у других …» Но и здесь обнаружил он неувязочку: стихи-то, оказывается, писались с холодной головой, в них много заимствованного и «всякой солянки»; в ранней лирике Лермонтова (а была еще и поздняя, после 26-ти прожитых лет?) воздействие эмоций преобладает над смыслом. Видимо, этого самого смысла и не может понять суровый критик в строчках:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…

Именно это место считает Машевский «чудовищным», он никак не может расставить по местам «пазлы», а ведь дело-то всего в безобидной инверсии: потомки отцов, прославленных известной подлостью… Оказывается, что это некая риторическая фигура из поэзии 18-го века…
И еще один смертный грех обнаружен у 23-х летнего поэта. Да, юный автор использует эмоциональный напор воздействия на читателя, прием «возбуждающей речи». И критик готов считать это открытием Лермонтова! Но тут наносится следующий удар давно усопшему гению: путем долгих и кропотливых исследований жестокий автор лекций выяснил, что ни Бестужев, ни Подолинский (а это величина?), ни зрелый Жуковский, ни Пушкин – никто из них никогда не был так «маниакально зациклен на себе», как Лермонтов. Ведь он, по мнению господина Машевского, «писал о себе, любимом, километрами». Контакт же с читателями поэт нашел, удачно эксплуатируя идею возвышения собственного Я. И снова мудрый вывод не заставляет себя ждать: «Держаться на собственном Я невозможно долго, от этого СЕБЯ можно устать»..
Поражает и рассуждение лектора о гибели Михаила Юрьевича. Ведь Мартынов, оказывается, хочет не смерти Лермонтова, он просто считает, что его «необходимо приструнить»… И «приструнил» же, подлец: с расстояния в шесть шагов выстрелил в грудь поэта… Выстрел не мог не стать смертельным…
Беспардонные нападки на молодого поэта не делают чести одному из лучших преподавателей Санкт-Петербурга – именно так позиционирует лектора руководство портала. Но если настолько некорректна лекция лучшего, то что же сказать о лекторах «средней руки»? Мне жаль петербургских студентов – уж простите за откровение.
Господин Машевский не оригинален в своих нападках на великого поэта, которого современники называли «русским Гете». Среди пытавшихся дискредитировать блистательного юношу был литературный критик Николай Зубков. Он тоже искал промахи и провалы в произведениях Лермонтова. Великий правдолюбец и, вероятно, зоркий зоолог-любитель, он на полном серьезе в статейке «Лермонтовские ошибки» сообщил, что поражен неточностью (о ужас!) фактической. Обнаружив в поэме «Демон» строчки:
И Терек, прыгая как львица
С лохматой гривой на хребте…
Зубков возликовал и не преминул заметить: «У львицы нет гривы, да и у льва она растет совсем не на хребте…»- вот что значит зоркое око! Очень ценное открытие настоящего критика!
Но были другие, деликатные, корректные, поистине интеллигентные знатоки. Настоящие литературоведы.
Всю свою жизнь блистательный исследователь-лермонтовед Ираклий Андроников бережно и кропотливо занимался изучением творчества так рано ушедшего из жизни поэта. Он сумел понять, что Лермонтов «мятущаяся душа», исполненная противоречий,а жажда действия – главная черта как лермонтовских героев, так и самого поэта:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Лермонтов ощущал в себе поэтический дар – «страшную жажду песнопенья». Да, в нем жило чувство собственной исключительности. А разве не был он исключительно талантлив? Да, его первые стихи были подражательными. Разве только у него? Этим в первых своих пробах пера грешили и другие (хотя бы такие разные Пушкин и Есенин). А о своей исключительности сообщали читателю очень многие: Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Есенин: (…говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…»), Северянин («Я, гений Игорь Северянин…»). А чего стоит дерзкий манифест «Пощечина общественному вкусу» - творение молодого Маяковского и К?» Или Хлебников, который в «Автобиографической заметке» к своему сборнику «Я для вас звезда» признается, что «многие Хлебниковы» в роду «отличаются своенравием и самодурством».
Ваша лекция (вторую ее часть слушать было уже невозможно) прозвучала, но не войдет она в историю русской литературы или критики.
А вот 23-х летний юноша, написавший на едином дыхании «Смерть поэта», на следующий день, как теперь принято говорить, проснулся знаменитым. Небрежные и желчные слова о великом поэте не сотрут в памяти читающих разящих завершающих строк, заклеймивших навеки «жадною толпой» стоящих у трона палачей «Свободы, Гения и Славы»!
Лермонтов прекрасно понимал, каковы будут последствия этого выпада, но не отступил.
Вопрос к автору лекции: «А вы могли бы?» Или гораздо проще «обличать» тех, кого уже нет на этой земле? Это же не только вопреки истине, но и вопреки традиции: о мертвых – или хорошо, или ничего… Да еще в юбилейную годовщину. Но на дуэль лектора вызвать некому, «приструнить» - тоже.
Можно было бы поговорить и о Тютчеве, который, пользуясь лексикой господина Машевского, «пописывал» стихи – экое пренебрежение! Или детально выяснить, в чем именно состоит «крупная неправда, которая пронизывает все российское образование»… Но стоит ли? Пустое занятие. Вспомните Крылова:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…

С уважением (к Лермонтову, Тютчеву и другим великим и
талантливым), учитель русского языка и литературы
Татьяна Гай, Москва, март 2015г.

Рецензии

"странно, что физики решили критиковать лириков"
Здравствуйте, Татьяна! Думаю, что физики занялись этим не просто так. Когда я в 2008 году пришёл на этот сайт, то обнаружил совершенно новое для меня поле для исследований. Нет принципиальной разницы - исследовать ли физические законы природы, или особенности стихосложения. Методы исследования, наработанные в одной области, успешно работают и в другой. Наблюдательность, знания, эрудиция, собственный опыт, построение моделей, изучение критики - я облазил не только наш сайт, но и весь интернет, потому и на Вашу статью зашёл тоже, - это основа всякого исследования.
Относительно Машевского, не буду касаться именно Лермонтова, могу сказать - человек эрудированный, понимающий, что говорит, а, главное, побуждающий мыслить, а не удовлетворяющийся уже установленными знаниями. Меня лично А.Машевский навел на Елену Невзглядову, о существовании которой без него я бы не знал.
Моя статья с цитированием обоих, вот здесь -

Если Вы, Татьяна, интересуетесь литературоведческими статьями, написанными физиком, то заходите на эссе на моей страничке. Я стараюсь не быть дилетантом, я внимательно прорабатываю всё, что нахожу.
И, честное слово, я бы не занимался этим, если бы находил достаточные объяснения особенностям стихосложения в работах гуманитариев. Но нет, многие из них этого не знают.
Воспользуюсь случаем, и прямо обращаясь к Вам, как к профессионалу, хочу указать, на интересные материалы сайта -
Статья Юденко, эта и другие -
Эссе Натальи Максимовмы Кравченко -
эссе много, они очень интересны.
Буду рад всякой дискуссии и по вопросам стихосложения, и по школьному образованию - и дети, и внуки учились, проблемы я знаю хорошо. Свою учительницу литературы (когда это было!) вспоминаю с благодарностью.

С уважением, буду рад, если заинтересую Вас, Дмитрий

Биография

По образованию физик (закончил и 7 лет работал в СССР). С 1990 года и до момента закрытия был редактором отдела прозы, поэзии и публицистики журнала «Искусство Ленинграда» (с 1992 года - журнал «Арс»).

Педагогическая и просветительская деятельность

Помимо работы в различных учебных заведениях Петербурга (в частности, в Некрасовском педагогическом колледже) Алексей Машевский читает лекции для вольнослушателей. Он является автором оригинального курса по истории русской поэзии (СПбГУ , Менделеевская аудитория) и лекционного цикла "Золотые имена мировой литературы" (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме).

С 2001 года Алексей Машевский - главный редактор сетевого альманаха «Folio Verso », где наряду с художественными произведениями (литературными и живописными) публикуются научные статьи, рецензии, материалы по культурологии и истории искусства, а также учебные пособия. В аннотации к альманаху сообщается:

«Авторы проекта «Folio Verso» видят в издаваемом ими альманахе попытку эстетической и смысловой дифференциации литературно художественной информации, содержащейся в сети Интернет. Считая, что эпоха постмодернизма клонится к закату, они ставят своей целью постараться заглянуть в будущее русской литературы и, прежде всего, литературы петербургской. К проекту привлечены видные деятели отечественной культуры».

Библиография

Летнее расписание. Л., 1989

Две книги. СПб, 1993

Признания. СПб, “Арсис”, 1997

Сны о яблочном городе/Свидетельства. СПб, “Urbi”, 2001

Вне времени. СПб, “Urbi”, 2003

Пространства и места. Избранное. - СПб: Файнстрит, 2005

В поисках реальности. СПб, “Коста”, 2008

Древо желаний. СПб, “Коста”, 2010

Алексей Геннадьевич Машевский (р. 8 марта 1960, Ленинград) - поэт, эссеист, литературный критик, культуролог.

1.Биография

Машевский Алексей Геннадьевич (род. 1960, Ленинград) - поэт, эссеист, литературный критик, культуролог. Член Союза российских писателей с 1991 г. Член сетевого сообщества «Российская культурология». По основному образованию – физик, в 1983 г. окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) и семь лет работал в лаборатории Ж.И. Алферова в Физико-техническом институте АН СССР. С 1990 г. работал редактором отдела прозы, поэзии и публицистики в журнале «Искусство Ленинграда» (позже журнал «Арс») до его закрытия. Параллельно с 1991 г. вел литературные курсы в Некрасовском педагогическом колледже №1 и литературную студию при Музее А.С. Пушкина (затем при Музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, сейчас при Союзе писателей Санкт-Петербурга).

Публикуется с 1983 года. Автор более 150 работ, посвященных культурологии, истории и теории литературы, педагогике; рецензий, эссе, стихов, опубликованных в журналах «Новый Мир», «Знамя», «Нева», «Звезда», «Вопросы литературы», «Арион» и во многих других бумажных и сетевых периодических изданиях. Автор 7 поэтических сборников и книги эссе «В поисках реальности», посвященной проблемам становления европейской культуры.

Член жюри премии Русского Букера за 2015 г., лауреат ряда литературных премий (Премия журнала «Звезда» за лучшую публикацию 1999 г., премия Всемирного литературно-поэтического конкурса "Надежды Лира Золотая" (3 место) 2003 г.). С 1996 года выступает с посвященными литературе, культурологии и художественной культуре публичными лекциями. В том числе, с уникальным, продолжающимся более 20 лет курсом «История русской поэзии». Все они широко представлены в Интернете (в частности, на портале Lektorium TV).

С 2001 года Алексей Машевский - главный редактор сетевого альманаха «Folioverso», посвященного анализу тенденций в развитии художественной жизни Санкт-Петербурга, где наряду с художественными произведениями публикуются научные статьи, рецензии, материалы по культурологии и истории искусства. С 2014 года курирует образовательный проект «Нефиктивное образование».

2. Творческий путь

Входил в поэтическое объединение, сложившееся в 70-е гг. вокруг Александра Кушнера, которое противопоставляло себя как официальной литературе, как и процветавшему тогда «самиздатскому» андеграунду. На формирование мировоззрения А.Г.Машеского определяющее влияние оказало знакомство в 1984 году с выдающимся литературоведом, автором философско-аналитических эссе, ученицей Ю.Тынянова, Л.Я.Гинзбург. Следующей важной вехой стала работа над архивом философа-теолога Я.С.Друскина. А.Вергелис в рецензии на книгу эссе А.Машевского «В поисках реальности» замечал: «О поэтической генеалогии Алексея Машевского писалось и говорилось много. Справедливо назывались имена Анненского, Кузмина, Кушнера. Теперь появился повод перечислить тех, кто в значительной степени повлиял на формирование мировоззрения автора книги “В поисках реальности”. Прежде всего это литературовед Лидия Гинзбург, философы Мераб Мамардашвили и Яков Друскин. К слову, Машевскому принадлежит несомненная заслуга открытия философии Якова Друскина для широких читательских кругов. Не будет лишним упомянуть и о современном петербургском герменевте Сергее Чебанове, за изысканиями которого Алексей Машевский с интересом следит» (Александр Вергелис «Алексей Машевский. В поисках реальности», «Знамя», 2009, №8). Сам Алексей Машевский так формулирует свой взгляд на современный культурный и поэтический процесс: «Разделение культуры на авангардную и традиционную в настоящее время утратило свою актуальность. Постмодернизм, чья эстетика отрицает иерархичность искусства и по сути дела сводит художественную практику к дизайну, постепенно теряет свои позиции. Завершается огромный исторический этап становления европейской цивилизации, исчерпывается парадигма развития, заложенная еще в эпоху Ренессанса. Кое-кто путает окончание этой эпохи с окончанием истории, культуры вообще. Но движение продолжается. На смену ищущего формальной новизны, дряхлеющего искусства ХХ века идет искусство нового времени, главной заботой которого сделается смысл, истина как неотменимая категория всякого духовного поиска. Нам предстоит вернуться к истокам и заново осознать противоречивую, греховную и героическую природу человека – существа, пытающегося руководствоваться представлениями о добре и зле, о справедливости, о воздаянии в мире, где естественные физический и биологические процессы протекают по законам, не имеющим ничего общего с человеческой этикой и философией».