Тургенев И.С

Когда откроют мост александра невского. Мост александра невского - самый длинный разводной

Нева в районе Александро-Невской Лавры широка, полноводна и очень капризна. Целые века и думать было нельзя о сообщении с правым берегом, кроме как на лодках или паромах. И лишь в XX веке Санкт-Петербург разросся так, что исчезли с карты маленькие деревушки правого берега.

В 30 -е годы начала активно застраиваться Малая Охта. И сразу стала важным промышленно-спальным районом города. Мост, который связал бы новый район с огромным ленинградским Безымянным островом , был необходим.

В расчете на этот мост был проложен на правом берегу Заневский проспект - правобережное продолжение Невского.

Мост был задуман гигантским, на тот момент самым длинным мостом в Ленинграде. И при этом, центральная его часть, 50 метров, должны были стать разводными. Построили его за пять лет, в 1960-65 годах.

Но недаром получил этот мост имя великого князя-воина Александра Невского! С самого начала этот мост создавался буквально с боем!

Теплая зима 1962-1963 года чуть не обернулась страшной трагедией. В середине зимы вдруг тронулся лед на Неве и сорвал целую систему понтонов с башенным краном и людьми.

Понтоны с краном протащило течением до Большеохтинского моста. Кран проломил перила, но к счастью, больших разрушений не последовало. Движение понтонов затормозилось, и людей удалось спасти с помощью пожарной команды.

Свое название мост получил в мае 1965 года, когда была завершена реконструкция площади Александра Невского и построена гостиница Москва. А 1 ноября 1965 года был завершен и мост. Испытание его было весьма торжественным. По мосту прошла танковая колонна. Результаты этого испытания были исследованы, признаны удовлетворительными, и 5 ноября мост был открыт.

Но скоро выяснилось, что целый ряд работ был проведен халтурно.

Так очень скоро вышла из строя гидроизоляция, и металлические канаты, стягивавшие части моста, начали ржаветь.

Через два года лопнуло 56 тросов моста, но городская администрация не отозвалась на этот тревожный сигнал. Только движение транспорта по мосту было ограничено. И так целых пятнадцать лет мост разрушался, пока в 1982 году не произошла новая беда. Противовес левого крыла моста, весом в 700 тонн, оборвался и рухнул в воду.

Только тогда мост был закрыт, и горожане вернулись к паромным переправам! Кое-как беду ликвидировали, открыли движение снова. Но проблема так и не была решена.

Лишь с началом XXI века, в 2000 году приступили к реконструкции моста. Работа длилась два года. Была полностью заменена гидроизоляция, были использованы ванты из лигированной стали.

Причем теперь натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры воздуха, что препятствует изнашиванию.

И вот наконец, в 2002 году мост Александра Невского принял тот благородный и статный облик, достойный своего славного имени.

Мост Александра Невского в Петербурге – самый длинный мост разводного типа. Свое название переправа получила в честь князя Александра Невского, а ее открытие было приурочено к годовщине Октябрьской революции 1917 года.

История

Место для строительства этого разводного моста Санкт-Петербурга было выделено еще в довоенное время. Но строительство началось только в 1960 году – до этого город пережил блокаду и военные тяготы. Работы продолжались целых пять лет, и в ноябре 1965 года по мосту проехали первые автомобили. Рядом были сооружены лестничные спуски и набережные, облицованные гранитом.

В настоящее время ведется строительство развязки у моста Александра Невского. У южной набережной построят эстакаду, тоннель и над ним – пешеходный переход. Тоннель обеспечит беспрепятственное движение автомобилей от Большеохтинского моста к проспекту Обуховской Обороны.

Внешний вид

Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге является семипролетным. Два пролета находятся над каждой набережной, пять – над водой. Длина центрального пролета достигает пятидесяти метров. Два крыла поднимаются всего за пару минут, за это отвечает мощный гидропривод. Тротуар и проезжая часть разделены гранитным парапетом на постоянных пролетных строениях и пандусах и металлическим на разводном пролете.

Мост органично дополнил городской пейзаж. Движение идет по верху, поэтому переправа не влияет на прекрасный вид исторической застройкой левобережья Невы. Сооружение выглядит гармонично и пропорционально, даже очень крупные детали не кажутся тяжелыми. Конструкция сочетает в себе лаконизм и сдержанную эмоциональность. Длина моста Александра Невского – 905,7 метров.

Особенности

По мосту открыто трехполосное движение в обоих направлениях. В конструкции сооружения использованы ванты – тросы, стягивающие его отдельные части. Они выполнены из легированной стали и пропущены через специальные отверстия.

Температура воздуха влияет на степень натяжения тросов: в холодное время года оно ослабляется, в теплое – увеличивается. Сегодня это важная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую часто изображают на календарях. Сюда приезжают и любознательные туристы, и местные жители. График разводки моста Александра Невского – с 2.20 до 5.10 часов.

Реконструкция

При строительстве моста в технологии были допущены ошибки, из-за чего со временем гидроизоляция износилась, а стальные канаты коррозировали. Всего через два года после открытия 56 тросов лопнуло, вследствие чего движение по мосту было остановлено.

Ходили только троллейбусы. Городские власти бездействовали, поэтому мост разрушался вплоть до 1982 года, когда в воду не упал 700-тонный противовес. После этого мост полностью закрыли, а для переправы наладили паромное сообщение.

Капитальный ремонт моста Александра Невского начался только в 2000 году. В ходе реконструкции поменяли двенадцать километров стальных тросов, отремонтировали стационарную и разводную часть переправы, смежные стенки набережных, сделали новую гидроизоляцию. Работы продолжались полтора года.

В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост заиграл новыми красками – на нем установили восемь прожекторов и пятьсот мощных светильников. Сегодня он находится в отличном состоянии. Каждый день через него проходят и проезжают тысячи людей.

Мост Александра Невского - самый длинный разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге

Длина моста Александра Невского без береговых сооружений - 629 м, вместе с пандусами - 905,7 м. Мост соединяет площадь Александра Невского и Заневский проспект.


Вплоть до 2004 года, когда произошло открытие Большого Обуховского моста , являлся самым длинным мостом в городе: длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами - 905,7 м. Ширина 35 м. Мост - семипролётный, с разводным двукрылым пролётом в центре, железобетонный, с предварительно напряжённой арматурой.


В конструкции использованы ванты - стальные тросы диаметром 70 мм, стягивающие отдельные части моста. 25-метровые крылья разводятся всего за две минуты. Двукрылое разводное пролётное строение расположено в центре. Привод разводки гидравлический, впервые применённый на разводных мостах в городе.


В 1959 году на конкурсе победил проект инженеров А. С. Евдонина, К. П. Колчкова и Г. М. Степанова. Мост возведён в 1960-1965 гг., испытание моста было проведено с помощью колонны армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в эксплуатацию. С постройкой моста нынешний вид приняла и площадь Александра Невского, здесь с незапамятных времён находились склады, а само место пользовалось дурной славой среди горожан.

Однако в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем была изношена, стальные напрягаемые канаты активно корродировали. К 1967 году 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Из-за бесхозяйственности городских властей мост продолжал разрушаться вплоть до 1982, когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла. Мост Александра Невского был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были.

В 2000-2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова.


В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы.


Панорама моста Александра Невского

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского

Соединяет трапециевидную площадь правого берега Невы на оси Заневского проспекта с площадью Александра Невского. Назван в память о небесном покровителе Петербурга Святом Благоверном князе Александре Невском. Открыт к 48-й годовщине октябрьского переворота 1917 г., который называют также Великой Октябрьской социалистической революцией. Это самый длинный мост в городе, его длина 629 м (вместе с путепроводами и пандусами мостовой переход составляет 905,7 м); ширина моста 35 м (по три полосы движения в каждом направлении, не считая трамвайных путей, плюс тротуары). С его постройкой район крупного жилищного строительства на Малой Охте и на правом берегу Невы получил прямую, наиболее короткую транспортную связь с центром города.

Однако, время шло, город развивался, и возникла необходимость устроить здесь переправу, которая должна была соединить два района города - центр и Малую Охту. При реконструкции предмостной территории амбары снесли, и остались только пять зернохранилищ на левом берегу Обводного канала, которые считаются памятниками промышленной архитектуры.

На конкурсе 1959 г. из девяти представленных был принят проект инженеров А. С. Евдонина, К. П. Клочкова и Г. М. Степанова. Авторами архитектурной части проекта являлись архитекторы А. В. Жук, С. Г. Мойфис и Ю. И. Синица.

Схема моста была принята семипролетной симметричной относительно центрально расположенного разводного пролета. Мост запроектировали железобетонным с предварительно напряженной арматурой. Разводной пятидесятиметровый пролет в середине реки - двукрылый с неподвижной осью вращения. Пролеты моста в обе стороны от разводного перекрываются трехпролетными, неразрезными, предварительно напряженными железобетонными балками переменной высоты.

В конструкции моста использованы ванты - тросы высококачественной стали диаметром 70 мм. Отдельные части моста сопряжены и стянуты усилием пропущенных внутри них и натянутых тросов. Сила натяжения тросов контролируется специальными приборами с учетом температуры воздуха. В морозы натяг ослабляют, в жаркие дни его усиливают специальными лебедками. Для пропуска вант внутри главных железобетонных балок моста предусмотрены специальные сквозные проемы; в них же пропущены кабели связи, освещения, сигнализации и т. д.

При изготовлении отдельных частей пролетных строений арки членились не по осям быков, а по центру. Таким образом, для сборки были изготовлены элементы, представлявшие собой две полуарки с опорной площадкой в нижнем поясе. Такие V-образные элементы были изготовлены на берегу в монолитном исполнении и на понтонах перевезены и установлены на места. Перевозкой и установкой балок руководил инженер Ю. Р. Кожуховский. После установки всех частей в полости конструкции были заведены ванты и произведен их тарированный натяг.

Главные несущие балки пустотелы. Через специальные люки эксплуатационники спускаются внутрь их для проверки состояния балок и стальных арматурных тросов. Гидропривод разводной части обеспечивает подъем 25-метровых крыльев за две минуты. Основания речных опор - железобетонные трубчатые оболочки диаметром 2 м. У моста сооружены набережные, облицованные гранитом, лестничные спуски.

Ограждения, фонари и опоры контактных сетей решены в строгом стиле. Фонарные столбы, выполняющие одновременно роль опор трамвайных и троллейбусных контактных сетей, выполнены из трубчатых элементов, часто расставлены и издали производят впечатление «леса стоек». Ограждения представляют собой бесконечный ряд раздвоенных (под углом) металлических стержней, завершением которых служат высокие поручни. В целом мост вызывает ощущение легкости, отличаясь строгостью архитектурных форм и вписываясь в сложившийся облик окружающей панорамы. Авторы проектов подходов к мосту и туннелей транспортных развязок инженеры Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина и Е. К. Спрогис предусмотрели внутри пандусов транспортных развязок объемы, отведенные для гаражей-стоянок на 230 автомобилей.

Мост возводился в 1960–1965 гг. 1 ноября 1965 г. произведено испытание моста с помощью боевых танков. Танки двигались плотной шеренгой с одного пролета на другой, останавливаясь в местах, указанных испытателями, а приборы фиксировали прогибы, замеряя возникшие напряжения. 5 ноября 1965 г. мост был сдан в эксплуатацию. В период строительства мост назывался Старо-Невским.

С постройкой моста был существенно перепланирован район площади Александра Невского - образовалась предмостная площадь на пересечении бывшей Амбарной улицы с проспектом Обуховской Обороны в результате сноса складских помещений и некоторых старых жилых зданий. На площади построены гостиница «Москва» и здание АТС, расположенное немного дальше по набережной. Трапециевидная площадь на правом берегу Невы, ограниченная двумя проездами - Заневским и Малоохтинским проспектами, превратилась в предмостную площадь.

Однако, новый мост, представленный горожанам как последнее достижение современного мостового строительства, оказался не таким уж идеальным. Гидроизоляцию моста выполнили из стекловаты. Вскоре после окончания строительства она начала растворяться в битуме, а канаты, проходящие в теле бетона и обмазанные пушечным маслом, стали активно коррозировать.

В результате этого уже в 1966–1967 гг. 56 проржавевших канатов лопнуло, и по абсолютно новому мосту стал ходить один только троллейбус. На этом деградационные процессы не остановились. В 1981 г. питерские мостовики обратились к городской администрации с предложением срочной реконструкции моста, во избежание катастрофы. Однако, городские чиновники не вняли гласу профессионалов. В результате на следующий год 17-тонный противовес моста рухнул в воду, и горожане стали переправляться с площади Александра Невского на Заневский проспект на пароходике.

Вопрос о реконструкции моста снова стал актуален в конце 1990-х гг. В дополнение к существовавшим издержкам проекта прибавилась еще одна проблема - автомобильный бум, охвативший Петербург. Специалисты посчитали, что по мосту в час проносится около 8000 автомобилей. При этом увеличилась доля большегрузного транспорта, ибо мост является частью таких федеральных автомагистралей, как «Кола» (на Мурманск) и «Скандинавия» (на Финляндию). В результате этого возросли вибрационные воздействия на конструкции моста, увеличившие колебания разводного пролета. Мосту срочно требовался хороший ремонт.

В числе прочего необходимо было заменить 12 км стальных канатов и полностью гидроизоляцию. Средства на эти цели, видимо, нашлись, так как с 10 декабря 2000 по апрель 2001 г. мост закрыли на реконструкцию. Работы велись по проекту инженера А. А. Журдина, руководил работами инженер В. Г. Павлов.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Смерть Александра Невского Александр Ярославич получил золотой ярлык и стал великим князем Владимирским только в 1252 г., когда великий князь Андрей Ярославич, страшась нового нашествия хана Неврюя, бежал в Швецию. И тогда Александр поехал в Орду и получил от Бату золотой

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Загадка Александра Невского О князе Новгородском Александре Ярославиче Невском с уважением рассказывали в школах и при царе, и при Сталине. Церковь причислила его к лику святых. Сергей Эйзенштейн снял о нем знаменитый фильм. И царское, и советское правительства

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Рака Александра Невского Вывоз раки великого князя Александра Невского после вскрытия мощей. 1922 год «Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Орден Александра Невского Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь святого «небесного предстателя за невские земли»

Из книги «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе автора Баевский Георгий Артурович

Орден Александра Невского 11 января 1945 года в полку получен приказ командующего 1-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза И.С. Конева о переходе войск фронта в наступление. Состоялся митинг личного состава полка под гвардейским Знаменем.Наш полк вместе с другими

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Александра Невского, площадь 1780-е. К этому времени относится завершение архитектурного оформления пространства перед въездом в Александро-Невскую лавру, созданного по проекту архитектора И. Е. Огарева. Со стороны Невского проспекта площадь фланкировали два однотипных

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь святого «небесного предстателя за невские земли»

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Из «Жития Александра Невского» Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгуй; ему был поручен дозор утренний морской. Был он крещен и жил среди рода своего, остававшегося в язычестве; при крещении дано было ему имя Филипп. И жил он богоугодно, в среду и в

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Трубач из дружины Александра Невского. В организации армий средневековой Руси музыканты уже начинают играть значимую роль. Защитное вооружение реконструировано по изобразительным источникам XIII в. На них можно увидеть воинов в

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Владимиро-суздальский знаменосец (дружина Андрея Ярославича). Начиная с XII в. знамёна играют значимую роль при боевом построении воинских отрядов, являясь как отличием отрядов в бою, так и по сути единственым ориентиром в пылу сражения.

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Князь. Защитное вооружение включает в себя западноевропейского типа длиннорукавную кольчугу с капюшоном, одетую на стёганый поддоспешник. На кольчугу надет чешуйчатый доспех, включающий в себя кирасу типа пончо, соединённую на боках и

Из книги Русско-ливонская война 1240-1242 годов автора Шкрабо Д

"Житие александра невского" Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником Александра Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей. Согласно одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-ми годами; согласно другой,

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.1.2. Выбор Александра Невского Александр Ярославович большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Принято считать, что он родился 30 мая 1220 г. Его отцом был Ярослав II Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав первым поехал на поклон к

Из книги Александр Невский - Великий князь автора Хитров М И

Имя Александра Невского… Имя Александра Невского - одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,- одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают

Из книги Легенды и были Невьянской башни автора Шакинко Игорь

Гробница Александра Невского Около этого экспоната всегда многолюдно. И голос экскурсовода становится здесь по-особому торжественным: «Гордость эрмитажного собрания… Шедевр русского серебряного дела…»Серебряная гробница Александра Невского действительно

Из книги Князья Рюриковичи (краткие биографии) автора Творогов Олег Викторович

ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Хотя годы нашествия Батыя остались позади, мирная жизнь далеко еще не вернулась на разоренную русскую землю. По подсчетам историка В. В. Каргалова, за последнюю четверть XIII в. татары совершили не менее пятнадцати значительных походов на Русь.



Через Большую Неву, соединяет площадь Александра Невского , которой заканчивается Невский проспект, и Заневский проспект; Центральный и Красногвардейский районы.

Длина моста 629 м, вместе с береговыми сооружениями - 905,7 м. Ширина 35 м, ширина проезжей части 27 м.

Железобетонный, семипролетный, в конструкции использованы ванты.

Названия: Старо-Невский (в процессе строительства), Александра Невского - в честь великого русского полководца и по названию Александро-Невской лавры и площади перед ней.

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах прошлого века, но тогда осуществить столь грандиозный план не было возможности. К концу 50-х годов на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь. Жилые кварталы появлялись на Охте. В полную силу шло проектирование новых районов на месте Петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки .

На правом берегу появилась трапециевидная площадь Челюскинцев (сейчас это безымянное пространство между домами «сталинской» постройки, по которой проложены транспортные магистрали). На левом - площадь перед Александро-Невской лаврой, где начали сносить старые жилые дома и уродливые зерновые хранилища - наследие прошлой эпохи. Вместо этого здесь решили построить гостиницу "Москва" .

Новый мост через Неву был крайне необходим Ленинграду, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы городские власти назвали «градостроительной задачей особой важности».

1959 год - специальная комиссия подводит итоги конкурса. В отличие от традиционной советской практики, когда сооружение моста поручали только одной организации, на этот раз Ленгорисполком объявил закрытый конкурс. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие предлагали сооружения, которые не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнение с технической точки зрения. В итоге жюри первую премию не присудило никому, так же, как и в истории с мостом Петра Великого (Большеохтинского) , а второе место, по единогласному мнению, заслужила работа Ленгипротрансмоста. Этому же институту поручили последующие стадии проектирования моста Александра Невского. Назовем авторов проекта: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица.

Это было новое слово в мостостроении; многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие. До недавнего времени мост оставался самым длинным в Ленинграде - Санкт-Петербурге. И только новый вантовый мост, который назвали Большим Обуховским, перехватил пальму первенства (длина основного пролета 382 м, а общая длина 2824 м). Но и до сих пор мост Александра Невского - рекордсмен среди разводных мостов!


Мост состоит из семи пролетов, пять из которых расположены над водой, два - над набережными. Центральный пролет длиной 50 метров - разводной. Два его крыла, которые приходят в движение посредством гидропривода, поднимаются всего за две минуты.

Какие же новые технологии применили при строительстве моста?

Впервые в Советском Союзе, использовали ванты — стальные тросы, которые соединяли отдельные части моста. Они были скрыты конструкцией - это потом ванты строители станут выносить наружу, отдавая дань эстетике нового времени (сравните, например, с Большим Обуховским мостом). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр всего 70 мм и выполнены из легированной стали. Важно: натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару их подтягивают специальными лебедками. Ванты, вместе с электрическими кабелями, пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы.

Впервые на 35-метровой (!) глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Необычной была и конструкция пролетных строений - в форме растянутой буквы V, которые ставились на речные устои. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. К слову, общий вес каждой конструкции - свыше пяти тысяч тонн.

И, наконец, редкий для Союза случай: с толком использовано нерабочее пространство внутри пандусов - для парковки на 230 автомобилей.


Мост идеально вписался в городскую среду, благодаря тому, что движение устроено поверху, поэтому переправа не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным; очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм, граничащий с аскетизмом, и в то же время - сдержанную эмоциональность. Словом, это был минимализм шестидесятых.

1 ноября по мосту прошла колонна тяжелых танков. Мост Александра Невского с честью это испытание выдержал. А 5 ноября на переправе открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Современный облик площади Александра Невского окончательно оформился; правда, станция метро «Площадь Александра Невского» откроется лишь спустя два года; а гостиница «Москва» приобретет свой нынешний видтолько в 1976-м году.

Однако практически сразу же после введения моста в эксплуатацию начались проблемы. Сейчас принято говорить, что в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Нет, правильнее было бы сказать, что в Советском Союзе в то время не было хороших качественных материалов, то есть производственная база сильно отставала от передовой конструкторской мысли.

Что же происходило?

Гидроизоляцию опор выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме.

Ванты, смазанные пушечным маслом, начали быстро ржаветь, кроме того, качество стали было неудовлетворительным. Комиссия установила, что 56 вантов через два года лопнули.

Мост продолжал постепенно разрушаться, в то время как нагрузка на него все время увеличивалась. Власти даже закрыли на какое-то время движение трамваев. Но для ленинградцев, которые добирались каждый день из спальных районов в центр, это было очень неудобно. Станций метро на правом берегу тогда еще не было.

А в 1982-м году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста. Вес его - 700 тонн. Мост для движения закрыли, наладив паромное сообщение. Переправу наспех отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Ленинградцам же, как было принято в то время, ничего не объяснили.

Из истории моста Александра Невского

Один из механиков моста вспоминает:
«В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить.
Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки" объявили, а местные жители, когда трамваи перестали ходить через мост…»

Полной реконструкции мост Александра Невского дождался только в 2000-м
году. Поменяли 12 километров стальных тросов, сделали новую гидроизоляцию, капитально отремонтировали разводную и стационарную части переправы, и даже смежные стенки набережных. Работы длились почти полтора года.

И, наконец, в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост засиял: установили 500 мощных светильников и 8 прожекторов.