Пушкин А.С

Кимы по окружающему миру. Ким по окружающему миру Почему только человек смог создать науку и технику

Окружающий мир. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. Тихомирова Е.М.

М.: 2014. - 96 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книга содержит контрольно–измерительные материалы по предмету "Окружающий мир". Назначение пособия – отработка практических навыков учащихся по подготовке к итоговой аттестации и контроль знаний. В сборнике даны ответы на все варианты тестов. Приведены критерии оценивания. Пособия прошли апробацию во многих регионах России, имеют положительные заключения от специалистов институтов развития образования. Пособия практичны, современны по содержанию и оформлению. По ним легко учить и интересно учиться.

Формат: pdf

Размер: 10,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Тест № 1. Родная страна 7
Тест № 2. Город и село 8
Тест № 3. Природа и рукотворный мир 9
Тест № 4. Неживая и живая природа 11
Тест № 5. Явления природы 12
Тест № 6. Что такое погода: 13
Тест № 7. В гости к осени 14
Тест № 8. Звёздное небо 16
Тест № 9. Заглянем в кладовые Земли 17
Тест № 10. Про воздух 18
Тест № 11. ...И про воду 19
Тест № 12. Какие бывают растения 20
Тест № 13. Какие бывают животные 22
Тест № 14. Невидимые нити 23
Тест № 15. Дикорастущие и культурные растения 24
Тест № 16. Дикие и домашние животные 26
Тест № 17. Итоговый тест 27
Тест № 18. Комнатные растения 30
Тест № 19. Животные живого уголка 31
Тест № 20. Про кошек и собак 33
Тест № 21. Красная книга. Будь природе другом 34
Тест № 22. Что такое экономика 35
Тест № 23 Из чего что сделано 37
Тест № 24. Как построить дом 38
Тест № 25 Какой бывает транспорт 39
Тест № 26. Культура и образование 40
Тест № 27. Все профессии важны 42
Тест № 28. В гости к зиме 43
Тест № 29. Итоговый 44
Тест № 30. Строение тела человека 47
Тест № 31. Если хочешь быть здоров 48
Тест № 32. Берегись автомобиля! 49
Тест № 33. Домашние опасности 50
Тест № 34. Пожар! 52
Тест № 35. На воде и в лесу 53
Тест № 36. Опасные незнакомцы 54
Тест № 37. Наша дружная семья 56
Тест № 38. В школе 57
Тест № 39. Правила вежливости 58
Тест № 40. Ты и твои друзья 59
Тест № 41. Мы - зрители и пассажиры 61
Тест № 42. Посмотри вокруг 62
Тест № 43. Ориентирование на местности 63
Тест № 44. Итоговый тест 64
Тест № 45. Формы Земной поверхности 68
Тест № 46. Водные богатства 69
Тест № 47. В гости к весне 70
Тест № 48. Россия на карте 71
Тест № 49. Путешествие по Москве 72
Тест № 50. Московский Кремль 74
Тест № 51. Город на Неве 75
Тест № 52. Путешествие по планете 76
Тест № 53. Путешествие по материкам 77
Тест № 54. Страны мира 78
Тест № 55. Впереди лето 79
Тест № 56. Итоговый тест 81
Тест № 57. Итоговый за год 84
Ключи к тестам 91
Ключи к итоговым тестам 93

ПРЕДИСЛОВИЕ
Задания в данном сборнике представлены в виде тестов. Они составлены по всем темам курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков) для 2 класса, но могут быть использованы и при работе по другим учебным пособиям.
Каждый тест включает в себя вопросы трёх уровней.
Вопросы под буквой А позволяют педагогу проверить базовый уровень знаний по теме, за правильный ответ на вопрос этого уровня даётся 1 балл.
Вопросы под буквой В предполагают более творческий подход к материалу, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать анализ и обобщение. За правильный ответ на вопросы этого уровня даётся 2 балла.
Вопросы под буквой С отличаются от других тем, что здесь может быть несколько верных ответов, но может быть и один. Чтобы его решить ребёнок должен знать ответ на вопрос в полном объёме, уметь выделять значимые моменты. При правильном выборе всех ответов ученики получают за задание 3 балла.
Оценивание работы происходит по следующим критериям:
От 40 до 60 % максимального количества баллов - отметка «3»;
от 60 до 80 % - отметка «4»;
от 80 до 100. % - отметка «5».

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книга содержит контрольные измерительные материалы по предмету «Окружающий мир».
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведены критерии оценивания.

Примеры.
Вспомни, чего не бывает в селе. Запиши номер ответа.
1) школы
2) института
3) больницы
4) продовольственного магазина

Определи «лишнее» при описании города. Запиши номер ответа.
1) много высоких домов
2) есть театры и музеи
3) по улицам двигаются троллейбусы и трамваи
4) большинство жителей разводят домашних животных

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Родная страна
Город и село
Природа и рукотворный мир
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени
Звёздное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух
...И про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга. Будь природе другом!
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны
В гости к зиме
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Домашние опасности
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Наша дружная семья
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы - зрители и пассажиры
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне
Россия на карте
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира
Впереди лето
Итоговая работа
Ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу КИМ ВПР, Окружающий мир, 2 класс, Тихомирова Е.М., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тетрадь для практических работ № 1 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир», 2 класс, К учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир, 2 класс, Тихомирова Е.М., 2017
  • ВПР, Окружающий мир, 2 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2018

Следующие учебники и книги.

КОНТРОЛЬГО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

разработала:

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»

города Перми

Жвакина Татьяна Геннадьевна

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольно-измерительные материалы составлены с учетом целей изучения начального курса окружающего мира, сформулированных в ФГОС НОО и основных подходов обучения учащихся начальной школы.

По учебнику Н. Ф. Виноградовой (Начальная школа 21 века).

Целью итоговой диагностической работы является оценка сформированности основных знаний и умений учащихся в соответствии с программными требованиями за 2 класс и способности учащихся пользоваться этими знаниями при выполнении тестовой работы.

В работе проверяются следующие содержательные линии:

: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

    Результаты обучения.

Метапредметные результаты:

    Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

    Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

    Коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

    Личностные результаты:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Предметные результаты учащихся 2 класса, проверяемые данной итоговой диагностической работой:

    осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

    обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

    овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

    использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

    расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    Структура и характеристика заданий.

Диагностическая тестовая работа содержит 25 заданий. 21 задание базового уровня, 4 повышенного. Базовые задания оцениваются 1 баллом, задания повышенного уровня – 2 баллами.

В итоговой диагностической работе используются четыре типа заданий:

    с выбором ответа (учащийся выбирает один правильный из 4-х предложенных вариантов ответа или два из 6-ти);

    с соотнесением вопросов с правильными ответами;

    с кратким ответом (учащийся записывает результат действия: слово, словосочетание);

    с развернутым ответом (учащийся записывает развернутый ответ).

Полнота проверки обеспечивается за счет включения в работу заданий, составленных на основе материала из всех разделов курса окружающего мира за 2 класс.

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В плане работы обозначена информация о каждом задании: из какого раздела, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл. Условные обозначения: Б – базовый уровень сложности задания, П – повышенный уровень сложности задания, ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с записью краткого ответа, РО – задание с записью развернутого ответа, УС – установление соответствия.

Раздел

Умения

Уровень сложности

Тип задания

Баллы

Человек и мир природы

Различает изученные объекты и явления живой и неживой природы

Человек и мир природы

Человек и мир природы

Описывает на основе предложенного плана изученные объекты природы

Человек и мир природы

Человек и мир природы

Сравнивает объекты на основе внешних признаков

Человек и мир природы

Человек и мир природы

Человек и мир природы

Различает характерные свойства изученных объектов природы по их названию

Человек и мир природы

Обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

История родной страны

Узнает флаг Российской Федерации

История родной страны

Соотносит основные (изученные) исторические события с их датами

История родной страны

Создает собственные письменные высказывания об истории и традициях своей страны

Человек и мир природы

Использует естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы

Человек и мир природы

Проводит простейшую классификацию изученных объектов природы

Человек и мир природы

Человек и мир природы

Узнает изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений и собственного опыта

Человек и мир природы

Определяет характер взаимоотношений человека с природой

Человек и мир природы

Использует справочные издания для поиска информации

Человек как биологическое существо

Человек как биологическое существо

Понимает необходимость здорового образа жизни.

Человек как биологическое существо

Понимает необходимость здорового образа жизни.

Человек как биологическое существо

Использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

Понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения

Основы безопасности жизнедеятельности.

Знает правила личной безопасности и безопасности окружающих

Человек и другие люди

Определяет правильность высказываний о человеке и природе

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ

1 вариант

Ответы

Баллы

Растения, рыбы

3 состояния, растворяет некоторые вещества, не имеет вкуса, запаха, цвета, формы

Животные

Паукообразные

Ель – жук-короед – дятел

Кора осины – заяц – лиса

Планета, Солнце

Утка, бобр, лягушка, жук-плавунец

Хвойные деревья: пихта, ель, лиственница, кедр

Вымирающие, исчезающие, редкие

После каждого приема пищи

Мыть руки, мыть руки, физкультурой и спортом

Выйти из подъезда

запрещающие

У человека есть разум

Итого:

29 баллов

2 вариант

Ответы

Баллы

Солнце, вода

В 3 состояниях, растворяет некоторые вещества, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачна

Животные

Насекомые

Ель – жук-короед – дятел

Комар – лягушка – цапля

Планета, Солнце

Земля вращается вокруг Солнца

Снизу: красный, голубой, белый

День Победы 9 мая в 1941 году: разгром фашистской Германии. Ежегодный парад Победы, шествие Бессмертного полка, праздничный салют

Лось, лиса, дятел, бабочка

Деревья: сосна, береза, дуб, лиственница

Тушить костры и не разжигать их вблизи сухой травы, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не мусорить, не вырубать леса и не охотиться без специального разрешения и т.д.

Тушить костры и не разжигать их вблизи сухой травы, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не мусорить, не вырубать леса и не охотиться без специального разрешения и т.д.

Красная книга

После каждого приема пищи

Физкультурой и спортом, мыть руки, мыть руки

Для сохранения здоровья (возможна другая формулировка, по смыслу близкая данной)

Обоняние-нос, осязание-кожа, вкус-язык, зрение-глаза, слух-уши

Нельзя купаться без присмотра взрослых

Никогда не играть спичками, нельзя играть с горючими жидкостями

Музей, цирк, концертный зал

Итого:

29 баллов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка «5» ставится за 26 – 29 баллов.

Оценка «4» ставится за 21 – 25 баллов.

Оценка «3» ставится за 15 – 20 баллов.

ВО 2 КЛАССЕ (1 ВАРИАНТ)

    Вставь пропущенные слова:

    Назови одним словом:

насекомые

    восемь

    Определи, о каком зверьке идёт речь.

Этот зверёк умеет строить на реках плотины. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты. ______________________

Ель, лиса, дятел, жук-короед, заяц, кора осины. _________________________________________________________

    Подчеркни верные ответы:

    Земля – это:

    Звёзды Луна Солнце комета

    Почему происходит смена дня и ночи?

    Земля вращается вокруг Луны

    Луна вращается вокруг Земли

    Земля вращается вокруг Солнца

    Земля вращается вокруг своей оси

    Раскрась Российский флаг.

Естественное природное сообщество, где буйно растут сплошным ковром такие травы, как мятлик, тимофеевка, колокольчик, клевер. Всюду много насекомых. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. В траве стрекочут кузнечики.

Природное сообщество: ___________________________________

    В какой строчке перечислены только животные водоёма?

    стрекоза, заяц, мышь, жаворонок

    утка, бобр, лягушка, жук-плавунец

    выдра, лиса, дятел, бабочка

    цапля, улитка, кабан, медведь

    У гороха есть стебель, листья, цветок, плод с семенами, а ещё что? ________________________

    Соотнеси названия деревьев с их видом.

    Красная книга содержит сведения о ___________________ растениях и животных.

    Чистить зубы надо:

    только утром

    только вечером

    утром и вечером

    после каждого приёма пищи

    Допиши:

Перед едой нужно обязательно _____________________________

_________________________________________________________

    Соотнеси при помощи стрелок:

обоняние

осязание

    Что следует сделать при встрече с незнакомым подозрительным человеком в подъезде?

    выйти из подъезда

    поздороваться с ним

    познакомиться с ним

    пригласить в гости

    Какие знаки на дорогах изображены красным цветом?

    разрешающие

    запрещающие

    специальные

    Почему только человек смог создать науку и технику?

    человек сильный

    у человека есть разум

    у человека есть компьютер

    человек слабее животных

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ (2 ВАРИАНТ)

    Вставь пропущенные слова:

Вода бывает в ____ состояниях, __________________некоторые вещества, не имеет ______________, ______________ и ____________, она ________________.

    Назови одним словом:

насекомые

млекопитающие

    Какой группы животных является признаком шесть ножек? _______________________________________

    Определи, о каком звере идёт речь.

Типичная для тайги хищница с гибким телом и коротким хвостом. У неё длинные ноги с широкими лапами, острые когти, на концах ушей – кисточки. Пятнистая шерсть делает её незаметной. Она затаивается на деревьях, выслеживая добычу, осторожно подкрадывается к ней и бросается большими прыжками. _________________________________________________________

    Используя данные слова, составь две цепи питания:

Цапля, ель, комар, дятел, жук-короед, лягушка

    Подчеркни верные ответы:

    Марс – это: звезда планета спутник астероид.

    Источником тепла и света для живых существ на Земле является: Звёзды Венера Солнце Луна

    Почему происходит смена времён года?

    Земля вращается вокруг Солнца

    Солнце вращается вокруг Земли

    Луна вращается вокруг Земли

    Земля вращается вокруг своей оси

    Когда мы отмечаем День Победы? ____________________

    Что ты знаешь об этом празднике? ____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    О каком природном сообществе идёт речь в следующем тексте?

Это участок суши характеризуется большим увлажнением. Много ягодных растений: клюквы, голубики, морошки. Тут много комаров, которыми питаются лягушки и ужи. Это природное сообщество – излюбленное место для цапли.

Природное сообщество __________________________________

    В какой строчке перечислены только животные леса?

    стрекоза, заяц, мышь, жук-плавунец

    утка, окунь, лягушка, медведь

    лось, лиса, дятел, бабочка

    белка, улитка, тюлень, кабан

    У томата есть корень, листья, цветок, плод с семенами, а ещё что? ________________________

    Соотнеси названия растений с их видом.

сосна

малина

деревья

лиственница

берёза

кустарники

сирень

смородина

шиповник

    Напиши 3-5 правил, которые надо соблюдать, находясь в лесу летом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сведения об исчезающих и редких видах животных и растений содержатся в _______________________________

    Чистить зубы надо:

    утром и вечером

    после каждого приёма пищи

    только утром

    только вечером

    Допиши:

Чтобы быть здоровым и сильным занимайся _________________________________________________________

Обязательно перед едой нужно _____________________________

После прогулки и посещения туалета нужно обязательно _________________________________________________________

    Почему умственные занятия надо чередовать с подвижными играми? _______________________________

_________________________________________________________

    Соотнеси при помощи стрелок:

осязание

обоняние

    Укажи верное правило поведения на водоёме.

    можно плавать в незнакомом месте

    можно играть на воде

    нельзя купаться без присмотра взрослых

    можно купаться в грязном водоёме

    Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать?

    никогда не играть со спичками и зажигалкой

    оставлять без присмотра включённые электроприборы

    разжигать костёр вблизи сухой травы

    нельзя играть с горючими жидкостями

    В какой группе перечислены только учреждения культуры?

    театр, библиотека, школа

    институт, гимназия, училище

    музей, цирк, концертный зал

    картинная галерея, лицей, детский сад

Задания в данном сборнике составлены по всем темам курса «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков) для 4-го класса, но могут быть использованы и при работе по другим учебным пособиям.
Книга содержит контрольные измерительные материалы по предмету «Окружающий мир». Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. В сборнике даны ответы на все варианты заданий. Приведены критерии оценивания.

ВПР. Окружающий мир. 4 класс. КИМ. Тихомирова Е.М.

Описание учебника

ПРЕДИСЛОВИЕ
Задания в данном сборнике составлены по всем темам курса «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков) для 4-го класса, но могут быть использованы и при работе по другим учебным пособиям.
Каждая работа включает в себя задания трёх уровней.
Задания под буквой А позволяют педагогу проверить базовый уровень знаний по теме. За правильный ответ на вопрос этого уровня даётся 1 балл.
Задания под буквой В предполагают более творческий подход к материалу, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать анализ и обобщение. За правильный ответ на вопросы этого уровня даётся 2 балла.
Задания под буквой С отличаются от других тем, что здесь может быть несколько верных ответов, но может быть и один. Чтобы выполнить задание, ребёнок должен знать ответ на вопрос в полном объёме, уметь выделять значимые моменты, уметь классифицировать объекты по заданным признакам или наоборот, уметь определять свойства объектов. При правильном выборе всех ответов ученики получают за задание 3 балла.
Оценивание работы происходит по следующим критериям:
от 40 до 60% максимального количества баллов - отметка «3»;
от 60 до 80% - отметка «4»;
от 80 до 100% - отметка «5».
МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА
А1. Запиши, к какому виду небесных тел относится Солнце.
Ответ: _
А2. Вставь пропущенное число.
В солнечную систему входит _ планет.
АЗ. Запиши, как с греческого языка переводится слово «астрон».
Слова для справки: планета, космос, звезда, вселенная.
Ответ: ___
А4. Запиши названия в порядке удаления планет от Солнца.
Марс, Земля, Нептун, Меркурий. Ответ:__
В1. Найди неверное высказывание. Запиши его в строке ответа правильно.
Диаметр Солнца в 330 тысяч раз больше диаметра Земли.
Температура на поверхности Солнца около 6000 °С.
Земля - третья планета от Солнца.
Земля - наш космический дом.
Ответ: ____
В2. Закончи высказывание.
Необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами называется …. Ответ: _
С1. Распредели планеты по размеру: больше Земли или меньше Земли.
Уран, Венера, Марс, Сатурн. Заполни таблицу: запиши названия планет.
Размеры планет по отношению к Земле Планеты
Больше Земли
Меньше Земли
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
А1. Запиши название самой большой планеты Солнечной системы.
Ответ: _
А2. Запиши, чем является Луна.
Слова для справки: планетой, звездой, спутником, кометой.
Ответ: _
АЗ. Закончи высказывание.
Время движения Земли вокруг своей оси составляет ____
Ответ:
А4. Сделай вывод. Закончи высказывание.
Если Земля делает полный оборот за год, то Земля движется …. Ответ:
В1. Подумай, на какой планете из перечисленных будет самая высокая температура поверхности. Запиши название планеты.
Венера, Уран, Сатурн, Земля.
Ответ: _
В2. Определи, с чем связана смена времён года. Запиши номер ответа.
1) с движением Земли вокруг своей оси
2) с движением Земли вокруг Солнца
3) с движением планет в Солнечной системе
4) с движением планет вокруг Земли
Ответ: _
С1. Определи, у каких планет есть кольца, а у каких нет.
Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун.
Заполни таблицу: запиши соответствующие названия планет.
Особенности планет Планеты
Есть кольца
Нет колец
ЗВЁЗДНОЕ НЕБО - ВЕЛИКАЯ КНИГА
ПРИРОДЫ
А1. Определи созвездие, в котором находится Полярная звезда. Запиши название созвездия.
Для справки: Большой Пёс, Малая Медведица, Орион, Большая Медведица.
Ответ: ___
А2. Узнай созвездие по изображению. Запиши название созвездия.
Ответ:
АЗ. Запиши, в какое время суток лучше всего наблюдать за звёздами.
Ответ: ___
А4. Вставь пропущенное.
Ковш Большой Медведицы находится в … части неба.
Ответ: ____
В1. Сделай вывод. Закончи высказывание.
Если в созвездии находится самая яркая звезда на небе, то это созвездие …. Ответ:__
В2. Найди неверное высказывание. Запиши в строке ответа правильно.
Учёные разделили небо на 88 созвездий.
В зодиак входит 24 созвездия.
Полярная звезда указывает направление на север.
Плеяды - особое скопление звёзд в созвездии Тельца.
Ответ: _
С1. Определи зодиакальные созвездия. Запиши номера ответов.
1) Орион 3) Телец
2) Скорпион 4) Козерог
Ответ:
МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА
А1. Определи страну, в которой появился первый глобус. Запиши название страны.
Для справки: Древняя Греция, Германия, Китай, Франция.
Ответ: _
А2. Закончи высказывание.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков называется ….
Ответ: _
АЗ. Запиши названия двух самых крупных географических объектов, которые изображают на карте.
Ответ:___
А4. Когда в России появились первые карты? Вставь пропущенное число.
Ответ: более _ лет назад.
В1. Найди неверное высказывание. Запиши в строке ответа правильно.
Первый глобус появился более 500 лет назад.
Море, река, остров - географические объекты.
На Земле пять материков.
Материк омывается водами океана со всех сторон.
Ответ: _
В2. Сделай вывод. Запиши пропущенное число.
Если масштаб карты 1: 200 ООО, то 3 см на карте соответствуют … километрам на местности.
Ответ:__
С1. Что изучает география? Запиши номера ответов.
1) природу земной поверхности
2) пространство со звёздами
3) прошлое человека
4) хозяйственную деятельность людей
Ответ: _
МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА
А1. Запиши в строке ответа пропущенное.
Наука, которая изучает …, называется историей. Ответ:
А2. Запиши, как называют хранилище документов.
Слова для справки: библиотека, музей, архив, склад.
Ответ: _
АЗ. Закончи высказывание.
Учёный, который узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, - это ____
Слова для справки: историк, геолог, археолог, географ.
Ответ: _
А4. Запиши, какой инструмент из перечисленных является основным в работе археолога.
Пила, топор, лопата, рубанок.
Ответ: _
В1. Найди неверное высказывание. Запиши его номер.
1) То, что совершается сегодня, называется настоящим.
2) Кунсткамера - первый музей в России.
3) Памятники старины надо охранять.
4) Прошлое уходит бесследно.
Ответ: _
В2. Определи «лишнее». Напиши, почему оно «лишнее».
Первый глобус, Германия, «Книга большому чертежу», название улицы «Кузнецкий мост».
Ответ:__
С1. Определи устные и письменные исторические источники.
1) сказания 3) легенды
2) рукописи 4) пословицы
Заполни таблицу: запиши соответствующие цифры.
Виды исторических источников Исторические источники
Устные
Письменные
КОГДА И ГДЕ?
А1. Запиши, сколько лет составляет век. Ответ: _
А2. Запиши, какой правитель установил отсчёт лет от Рождества Христова.
Иван Грозный Дмитрий Донской
Пётр I Юрий Долгорукий
Ответ: _
АЗ. Запиши римскими цифрами, в каком веке мы живём.
Ответ:
А4. Закончи высказывания.
Если событие произошло до Рождества Христова, говорят, что это событие случилось _
Если после Рождества Христова, то это событие относится
В1. Определи, к какому веку относится каждый указанный год. Запиши римскими цифрами.
1) 1945 г. - __в.
2) 1242 г. - __в.
3) 988 г. - __в.
4) 2000 г. - __в.
В2. Найди ошибку в определении века. Запиши в строке ответа правильно.
2013 г. - XX в. 1703 г. - XVIII в.
1200 г. - XII в. 482 г. - V в.
Ответ: _
С1. Определи, что можно увидеть на исторической карте. Запиши номера ответов.
1) места битв 3) границы государства
2) высоту гор 4) названия городов
Ответ: _
МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
А1. Определи животное - символ Всемирного фонда дикой природы. Запиши название.
Слова для справки: слон, бегемот, панда, кит. Ответ: ___
А2. Запиши, когда отмечают День Земли.
Ответ:__
АЗ. Как переводится название экологической организации? Запиши пропущенное слово.
Гринпис - Зелёный …. Ответ:__
А4. Укажи стрелкой на карте и запиши название океана, по которому путешествовал Тур Хейердал.
Ответ:
В1. Найди неверное высказывание. Запиши в строке
ответа правильно.
Джунгли называют «лёгкими нашей планеты».
Жители океана страдают от загрязнения воды.
В год на жителя города приходится 10 кг мусора.
Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме.
Ответ:
В2. Подумай, на что могут повлиять экологические проблемы. Запиши в строке ответа.
на ход исторических событий
на работу предприятий
на жизнь живых существ
на создание новой техники Ответ:
С1. Определи названия международных экологических дней. Запиши номера ответов.
1) Всемирный день воды
2) Международный день моря
3) Международный день птиц
4) Всемирный день ребёнка
Ответ:

ВПР. Окружающий мир. 4 класс. КИМ.

Спецификация

по окружающему миру 2 класс (итоговый мониторинг)

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

Кодификатором планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования поокружающему миру для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся.

Цель контроля: определение уровня освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру во 2 классах (мониторинг обеспечения эффективной реализации ФГОС начального общего образования)

Задачи:

выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными умениями по окружающему миру;

выявление уровня владения обучающимися универсальными учебными действиями: регулятивными (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательными (осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы).

Время выполнения теста: 40 минут

Обобщенный план варианта КИМ итоговой контрольной работы

для обучающихся 2-х классов

по окружающему миру

Условные сокращения:

КЭС - коды проверяемых элементов содержания.

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемые элементы содержания

Государственная символика России(герб, флаг, гимн)

Звезды, созвездия, планеты Солнечной системы.

Тело человека.

Системы органов(опорно-двигательная.пищеварительная,дыхательная,кровеносная,нервная,органы чувств),их роль в жизнедеятельности организма.

Формы земной поверхности.

Равнины, горы, холмы,

овраги (обозначение

равнин и гор на карте)

Животные.

Природа живая и неживая.

Объекты живой и неживой природы.

Земля-планета солнечной системы

Географическая карта и план. План Москвы.

Растения.

Деревья, кустарники, травы.

Земля-планета солнечной системы.

Ориентирование на местности.

Компас. Ориентирование на местности в условиях мегаполиса.

Наша Родина-Россия, Российская Федерация.

Санкт - Петербург. Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история).

Человек - часть природы.

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Человек - член общества.

Общество-совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми.

Семья. Родословная. Семейные традиции.

Правила безопасного поведения в природе.

Правила безопасного поведения.

Правила безопасного поведения на дорогах мегаполиса.

Животные.

Роль животных в природе и жизни людей.

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ

задания

Критерий

оценивания

Баллы

В правильном ответе должно быть белый, синий. красный.

Всего 2 балла.

Установить последовательность

Верное выполнение задания.

Не все перечислены или неверная последовательность цветов.

Ответ отсутствует.

В правильном ответе должно быть лебедь.

Всего 1 балл.

Выбор ответа

Верное выполнение задания.

Ответ неверный.

Ответ отсутствует.

Всего 1 балл.

Выбор ответа

Верное выполнение задания.

Ответ неверный.

Ответ отсутствует.

В правильном ответе должно быть вершина, склон,подошва(подножие)

Всего 3балла.

Развернутый ответ

Верное выполнение задания.

Перечислены верно два ответа

Перечислен верно один ответ.

Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть птицы.Тело покрыто перьями.

Всего 2балла.

Развернутый ответ

Верное выполнение задания.

Перечислен верно один ответ.

Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть:из земли прорастает росток, созревает клубника,

дети купаются в море, над лугом идет дождь.

Всего 4 балл.

Выбор ответа

Верное выполнение задания.

Перечислены верно три ответа

Перечислены верно два ответа

Перечислен верно один ответ

Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть Евразия.

Всего 1 балл.

Развернутый ответ

Верное выполнение задания.

Ответ неверный.

Ответ отсутствует.

В правильном ответе должно быть деревья, кустарники.травы.

Всего 3балла.

Развернутый ответ

Верное выполнение задания.

Перечислены верно два ответа

Перечислен верно один ответ.

Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть « Мхов и лишайников больше на

северной стороне камней и деревьев», «Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу »

Всего 2балла.

Развернутый ответ

1) Верное выполнение задания.

2) Перечислен верно один ответ.

3)Ответ отсутствует,неверный.

В правильном ответе должно быть В

Всего 1 балл.

Выбор ответа

1)Верное выполнение задания.

2)Ответ неверный.

3)Ответ отсутствует.

В правильном ответе должно быть зубр

Всего 1 балл.

Развернутый ответ

1)Верное выполнение задания.

2)Ответ неверный.

3)Ответ отсутствует.

В правильном ответе должно быть:1.-Б.Г;2.-А,В.

Всего 4балла.

Развернутый ответ

1)Верное выполнение задания.

2)Перечислены верно три ответа

3)Перечислены верно два ответа

4)Перечислен верно один ответ.

5)Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть Б, В.

Всего 2балла.

Выбор ответа

1)Верное выполнение задания.

2)Перечислен верно один ответ.

3)Ответ отсутствует, неверный

В правильном ответе должно быть «Подземный пешеходный переход»

Всего 1балл.

Развернутый ответ

1)Верное выполнение задания.

2)Ответ неверный.

3)Ответ отсутствует.

Свободный ответ.(домашние животные дают пищу, материалы для одежды,

некоторые животные используются для охраны человека и для передвижения.

Домашние животные наши любимцы)

Всего 2 балл.

Развернутый ответ

1)Верное выполнение задания.

2)Ответ неполный.

3)Ответ отсутствует.

ИТОГО максимальное количество баллов за работу:

в отметку по пятибалльной шкале

Итоговый тест по окружающий мир

класс (УМК «Школа России»)

1.Перечисли цвета Государственного флага Российской Федерации (сверху вниз).

Ответ:_____________________________________________________________________.

2. Определи, какое из созвездий не может быть в данной группе. Подчеркни его название.

Скорпион, лев, лебедь, рак, рыбы, козерог.

3. .Выбери правильный ответ.

К внутренним органам относятся:

А) лёгкие, грудь, сердце, кишечник;

Б) желудок, голова, сердце, пищевод;

В) лёгкие, сердце, печень, желудок;

Г) печень, сердце, туловище, мозг.

4.Как называются части холма, которые обозначены на рисунке.Запиши названия.

5.Прочитай внимательно. Что пропущено? Дополни запись.

Виды животных: звери, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, _____________________________________________________________________.

Запиши кратко главный признак этих животных.

Ответ:____________________________________________________________________.

6.Внимательно прочитай примеры связей в окружающем мире.

Из земли прорастает росток, лошадь ест траву на лугу, созревает клубника в саду, дети купаются в море, доярка доит корову, над лугом идет дождь, белка грызет орех, пчела опыляет цветки.

Подчеркни только то, что относится к связям между живой и неживой природой.

7. Сделай выводы. Закончи высказывание.

Если на одном материке расположено две части света,то этот материк-_______________________________________________________________________.

8.Какие виды растений изображены на рисунках? Подпиши названия видов.

9.Сделай вывод. Впиши пропущенные слова.

Мхов и лишайников больше на _______________________стороне камней и деревьев.

Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к___________________________ .

10. Отметь правителя, который основал Санкт- Петербург.

А) Иван Грозный

Б) Юрий Долгорукий

11. Узнай животное, которое занесено в Красную книгу по рисунку. Запиши название в строке ответа.

Ответ:__________________________________________________________________.

12. Что относится к семейным традициям, а что - к культуре общения в семье? Соотнеси цифры с буквами. Запиши буквы в таблицу.

1)семейные традиции А) благодарить бабушку за вкусный обед

2)культура общения в семье Б) делать игрушки на новогоднюю елку своими руками

В) помочь маме нести сумку из магазина

Г) каждую весну вместе с папой вешать

скворечник в парке

13. Внимательно прочитай приведенный ниже список правил безопасности. Какие правила относятся к поведению на природе?

А) осторожно обращаться с электроприборами
Б) не играть со спичками и зажигалками

В) не разжигать костер без взрослых

14.Укажи название этого знака.

.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир» и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» .

Кодификатор состоит из двух разделов:

Во вторую часть кодификатора не включены элементы содержания, выделенные в Примерной программе курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.

В кодификаторе уточнены планируемые результаты и элементы содержания, касающиеся природы и истории города Москвы как места проживания обучающегося, его родного края.

Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характери-зующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.

Планируемые результаты обучения.

Проверяемые умения

РАЗдел «Человек и природа»

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы

соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами

различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе

различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию

приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов

различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы

проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности

Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений

создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу

Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации

выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом

использовать справочные издания для поиска информации

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов

находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения

использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов)

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе

использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу

определять характер взаимоотношений человека с природой

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

понимать необходимость здорового образа жизни

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его главный город

узнавать флаг и герб Российской Федерации

называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы

узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы

находить на карте Российскую Федерацию и Москву

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

различать прошлое, настоящее и будущее

соотносить основные (изученные) исторические события с датами

соотносить конкретную дату исторического события с веком

находить место изученных событий на «ленте времени»

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, с использованием дополнительных источников информации

различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению

использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений

использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

Элементы содержания

Человек и природа

Природа неживая и живая

Природные объекты и предметы, созданные человеком

Объекты живой и неживой природы

Явления природы

Вещества

Разнообразие веществ

Твёрдые тела, жидкости, газы

Земля - планета солнечной системы

Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы

Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли

Географическая карта и план. План Москвы

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Ориентирование на местности. Компас

Ориентирование на местности в условиях мегаполиса

Времена года

Вращение Земли как причина смены дня и ночи

Времена года, их особенности

Погода и ее составляющие

Температура воздуха, облачность, осадки, ветер

Наблюдение за погодой своего края

Формы земной поверхности

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

Особенности поверхности родного края

Водоёмы, их разнообразие

Океан, море, река, озеро, пруд

Водоёмы родного края

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха

Значение воздуха для растений, животных, человека

Свойства воды.

Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека

Круговорот воды в природе

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение

Полезные ископаемые Московского региона

Состав почвы

Значение почвы

Растения

Разнообразие растений

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Деревья, кустарники, травы

Дикорастущие и культурные растения

Роль растений в природе и жизни людей

Растения парков, скверов и особо охраняемых зон города Москвы

Съедобные и ядовитые грибы

Правила сбора грибов в Московском регионе

Животные

Животные, их разнообразие

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные)

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Дикие и домашние животные

Роль животных в природе и жизни людей

Животные, обитающие в городе Москве

Природные сообщества

Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России

Особо охраняемые территории города Москвы как примеры природных сообществ

Природные зоны

Природные зоны России

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

Человек - часть природы

Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей

Охрана природных богатств

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Особо охраняемые территории города Москвы

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Тело человека

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Гигиена систем органов

Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Человек - член общества

Общество - совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми. Семья. Родословная. Семейные традиции

Правила поведения в школе. Взаимоотношения со сверстниками

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

Наша Родина - Россия, Российская Федерация

Государственная символика России (герб, флаг, гимн)

Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка

Президент Российской Федерации - глава государства

Государственные праздники

Россия на карте, государственная граница России

Москва - столица России. Государственная символика Москвы как субъекта Российской Федерации. Современные границы Москвы

Санкт-Петербург. Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)

Россия - многонациональная страна

Моя родина. Мой родной город - Москва

Страницы истории Отечества

Счет лет с истории

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Охрана памятников истории и культуры

Страны и народы мира

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура

3.2

Правила оказания первой помощи

Первая помощь при лёгких травмах

Правила безопасного поведения

Номера телефонов экстренной помощи

Правила безопасного поведения на дорогах мегаполиса

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Правила безопасного поведения в природ

1 Планируемые результаты начального общего образования / (л.л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. (с. 70-72)

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с. (с. 88-90)