Гончаров И.А

Как сейчас называется загорск. Самые секретные города ссср (6 фото)

Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» - Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно - ис­торично. Географические названия -это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык - составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться - по цен­тральному храму - Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним - название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность - холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка - …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347-1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь - во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина- 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен - уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня - Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название - Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря - Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь - в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний-«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» - доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый - около Утичьей башни, Конюшенный - у северной стены монастыря, Пятницкий - близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский - к югу от монастыря.

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.-уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название - Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский - это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск - пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX-XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь - «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.

Сегодня об основателе монастыря, да и всего Сергиева Посада, написано в школьных учебниках истории; о роли Сергия Радонежского в становлении государственности регулярно рассказывают в прессе; его вклад в объединение русских земель часто подчёркивают политики. Но ещё 15-20 лет назад выйди мы на улицу и спроси прохожих: «Кто такой Сергий Радонежский и почему его имя носит город?», мало кто из них ответил бы. Как в советские времена мало кто знал, почему подмосковный город носит имя Загорск. И уж совсем немногие могли припомнить, что назван так он был не потому, что раскинулся на холмистой местности (помните Агнию Барто: «С горки на горку по городу Загорску…»), а потому… а вот почему, кстати?

Даже после революции город долго именовался Сергиев. Непорядок. Нужно было дать населённому пункту новое имя - в духе времени и государственной идеологии. По данным краеведов, директор историко-художественного музея Злинченко в ходе партийной дискусии предложил назвать наш город Ольминском, в честь товарища Ольминского - ректора коммунистической академии, имевшей в нашем городе типографию и библиотеку.

Предлагали ещё один вариант - город Первограмотный. И к первопрестольной близко, и, по легенде, безграмотность в наших краях победили быстрее по сравнению с другими уездными поселениями. Но такой вариант имени не был поддержан большинством, потому что, видимо, легенда не нашла подтверждения.

В 1929 году власти подошли к вопросу с особенным рвением. Городу срочно нужно советское имя, вместо «содержащего упоминание о так называемом преподобном Сергии».

9 мая рабочий известной тогда Сырневской шерстопрядильной фабрики (не местной - фабрика располагалась в Ерёминской волости Александровского уезда) предложил назвать город Загорском в честь революционера Загорского Николая Фёдоровича, «который вёл свою революционную деятельность как в самом Сергиеве, так и в Ереминской волости». 6 марта 1930 года ЦИК СССР утвердил решение, но Загорский в решении почему-то оказался… Владимиром Михайловичем.

Вольф Михелевич Лубоцкий - это настоящее имя Загорского, которого по давней традиции ассимиляции имён именовали Владимиром Михайловичем, - не имел никакого отношения к городу. Позже придумают, что Владимир Загорский «бывал в городе ещё до революции по делам большевистского подполья», но никаких свидетельств этому нет. Может поэтому его имя так и не прижилось в сознании горожан.

28.07.1977 г. Их именами названы города Подмосковья

…Владимир Михайлович Лубоцкий - фамилия Загорского была взята им позднее из конспиративных соображений - прожил всего 36 лет, но столько событий и славных дел вместила его недолгая жизнь: крепкая дружба с Я. М. Свердловым, учившимся с Володей Лубоцким в Нижегородской мужской гимназии, дружба, которая переросла позднее в дружбу революционеров-профессионалов, посвятивших себя борьбе за коммунизм; работа в революционном подполье Нижнего Новгорода; ссылка на вечное поселение в Сибирь; побег оттуда; общение с В. И. Лениным в Женевской эмиграции, а позднее - уже в советские годы - в Москве; борьба на баррикадах 1906 года, неоднократная эмиграция за границу (Англия, Германия, Швейцария); назначение на пост секретаря посольства Советской России в Берлине, а с лета 1918 и до своей героической гибели при взрыве в Леонтьевском переулке г. Москвы 25 сентября 1919 г. он руководит Московской партийной организацией…

Похоронен В. М. Загорский у Кремлёвской стены на Красной площади. Велика любовь советских людей к нему. После 1919 года один из проездов Москвы был назван проездом Загорского. В 1920 г. его именем назван Дом культуры, в 1930 году - районная библиотека на Ткацкой улице в Первомайском районе Москвы; в том же году Сергиев посад Московской области переименован в город Загорск.

Л. Дежина, директор Московской областной научной библиотеки.

От редакции: опубликованный материал Л. Дежиной можно использовать политинформаторам, агитаторам, учителям, пионервожатым, работникам культпросветучреждений в беседах с населением по месту жительства, в цехах, на производственных участках с рабочими, в пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха с детьми. Все мы должны хорошо знать жизнь и деятельность В. М. Загорского, именем которого назван наш город.

Как назывался город

Сергиевский посад (до 1919 г.)

Се́ргиев Поса́д - город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

  • 80
    лет

    80 лет назад
    1 февраля 1940 года комплекс Загорского историко-художественного музея был объявлен музеем-заповедником республиканского значения

  • 95
    лет
  • 93
    года
  • 93
    года
    • «В 1340-х годах - описывает Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание Сергия Радонежского, - в глухом лесу на холме Маковец у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой братьями Варфоломеем (в монашестве Сергий) и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы.» Вокруг кельи и церкви образовался небольшой монастырь в виде городка, обнесённого оградой, где несли службу монахи, последователи Сергия Радонежского.
    • В 1380 г. князь Дмитрий Донской, по позднейшему недостоверному преданию, прибыл в обитель Сергия Радонежского за благословением перед битвой на Куликовом поле с войскам Золотой Орды.
    • Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой внутри монастыря.
    • В 1408 году монастырь был дотла сожжен татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и ее окрестности.
    • В монастыре был крещён Иван Грозный, который способствовал превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное оборонное значение для Московского региона. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня. Иван Грозный по завещанию был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.
    • В 1608-1610 гг. монастырь 16 месяцев находился в осаде польско-литовских войск.
    • Пётр I сохранял значение царской и важной государственной крепости и не раз посещал монастырь, а в 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве юный Пётр укрылся за стенами монастыря.
    • В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почётного звания Лавры, что укрепляло статусную роль среди других церковных учреждений.
    • В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиевский Посад с Москвой.
    • В 1862 год Саввой Морозовым была проложена железнодорожная ветка, включившая в себя станцию «Сергиев посад».
    • В 1919 г. город назвали Сергиев, он стал центром Сергиевского уезда.
    • В 1930 г. был переименован в Загорск в честь революционного деятеля В. М. Загорского.
    • 20 января 1930 года город Сергиев был переименован в Загорск, а район - в Загорский район.
    • 20 мая 1930 года из Щёлковского района в Загорский были переданы Булаковский и Новленский с/с.
    • 13 ноября 1931 года был упразднён Троице-Слободский с/с.
    • 10 мая 1935 года упразднён Язвицкий с/с.
    • 27 октября Булаковский и Новленский с/с были возвращены в Щёлковский район.
    • 5 апреля 1936 года были упразднены Малыгинский и Ярыгинский с/с.
    • 26 декабря 1938 года был образован рабочий посёлок Хотьково. Хотьковский с/с при этом упразднён.
    • 17 июля 1939 года были упразднены Богородский, Вихревский, Григорковский, Деулинский, Зубцовский, Новинковский, Сменовский, Чижевский и Яковлевский с/с. Козицынский с/с был переименован в Березняковский, Торгашинский - в Охотинский, Сабуровский - в Алферьевский.
    • 19 сентября посёлок завода № 11 был преобразован в р.п. Краснозаводский.
    • 6 июля 1940 года был образован дачный посёлок Семхоз.
    • 7 октября р.п. Краснозаводский преобразован в город Краснозаводск .
    • 7 марта 1941 года Загорск получил статус города областного подчинения.
    • 5 марта 1943 года из Струнинского района Ивановской области в Загорский район был передан завод «Красный факел» и посёлок Муханово при нём.
    • 22 апреля Муханово получило статус рабочего посёлка.
    • 27 июля 1949 года р.п. Хотьково получил статус города.
    • 22 мая 1952 года был образован д.п. Абрамцево .
    • 14 июня 1954 года были упразднены Алферьевский, Горбуновский, Дивовский, Душищевский, Ерёминский, Иудинский, Леоновский, Малинниковский, Морозовский, Озерецкий, Охотинский, Репиховский, Сватковский, Соснинский, Тешиловский и Шараповский с/с. Образованы Бужаниновский, Каменский и Митинский с/с.
    • 7 декабря 1957 года к Загорскому району были присоединены Богородский, Веригинский, Заболотьевский, Сковородинский, Константиновский, Кузьминский, Новошурмовский, Селковский, Хребтовский и Ченцовский с/с с/с упразднённого Константиновского района.
    • 30 декабря 1959 года были упразднены Ахтырский, Заболотьевский, Новошурмовский и Сельковский с/с. Хребтовский с/с был переименован в Торгашинский.
    • 1 февраля 1963 года Загорский район был упразднён. При этом входившие в него города, дачные и рабочие посёлки были переданы в подчинение городу Загорску, а сельсоветы - в Мытищинский укрупнённый сельский район.
    • 22 января 1965 года Загорский район был восстановлен в прежнем составе.
    • 2 декабря 1976 года были упразднены Воронцовский и Марьинский с/с.
    • 25 октября 1984 года были образованы р.п. Богородское .
    • 14 сентября 2004 года д.п. Семхоз был присоединён к Сергиеву Посаду. Одновременно д.п. Абрамцево и р.п. Муханово были преобразованы в сельские населённые пункты.

    Сергиевский Посад - Загорск - Сергиев Посад

    Сергиев Посад в течение 60 лет носил другое название — с 1930 года по 1991 годы город назывался Загорском, в память о погибшем секретаре Московского комитета партии В.М.Загорском. До революции город назывался Сергиевским Посадом, а с 1917 до 1930 - Сергиев.

    Город в народе называют «игрушечной столицей России» — в Сергиевом Посаде находится единственный в России институт игрушки, где разрабатывают новые виды кукол, солдатиков, мячиков и прочих детских радостей. Кроме того, здесь есть музей игрушки, завод по производству игрушек и фабрика художественной резьбы.

    Кроме того, Сергиев Посад славится своими художниками и мастерами по дереву.

    Сергиев Посад с незапамятных времён был известен не только благодаря игрушкам — здесь, вблизи лавры, пекли одни из самых вкусных блинов во всей округе. На большом блинном дворе, где располагалось около десятка разных блинных, пекли всевозможные лепешки с самыми разнообразными начинками.

    Городские легенды


    Существует несколько легенд, связанных с появлением в Сергиевом Посаде игрушечного промысла. По одной из них, первым стал резать игрушки из дерева сам Сергий Радонежский, основатель лавры — он вырезал поделки и дарил их крестьянским детям. Другая легенда гласит, что первым сделал игрушку из липового дерева некий глухонемой по прозвищу Татыга — он продал свою безделицу купцу, торговавшему лаптями, рукавицами и прочими хозяйственными вещами, а тот с выгодой для себя перепродал игрушку. Купец смекнул, что дело может быть прибыльным и заказал Татыге еще игрушек. Так и зародился игрушечный промысел.

    В 1380 году войско Дмитрия Донского получило благословение на Куликовскую битву в Троице-Сергиевой лавре. Вместе с воинами отправились на сражение и местные монахи — Пересвет и Осляб. Начало битвы стало легендарным: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и после первого же столкновения оба воина погибли.

    По еще одной легенде, где-то в глубоких подземных ходах под Троице-Сергиевой Лаврой свою библиотеку спрятал царь Иоанн Грозный. Историки не опровергают этой версии, а предания дейсвительно говорят о широкой сети подземных ходов под монастырем.

    История


    Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политическй жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, навсегда вошедших в историю Руси. Стены лавры помнят царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мир. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.


    В. П. Верещагин, Осада Троице-Сергиевой лавры.

    Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870) очень скоро поставило город в число крупнейших городов Московской губернии. В 1919 году город получил название Сергиев, став центром одноименного уезда.

    С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М.Загорского, и вернул себе совсем недавно историческое название.

    Сегодня Сергиев Посад - один из крупнейших культурных центров.

    Многочисленные гости города посещают Троице-Сергиеву лавру, архитектурный ансамбль которой в 1993 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Государственный историко-художественный музей заповедник, коллекциия которого насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства; Художественно-педагогический музей игрушки.

    В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца.

    Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России.

    Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории Сергиево-Посадского района: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиево-посадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.

    Здесь проводятся десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, праздников народного творчества. Главный праздник - день города ежегодно отмечается в день Святой Троицы. В 2014 году весь Сергиево-Посадский район готовится торжественно встретить 700-летие прп. Сергия Радонежского.

    Знаменитости города

    Живописец-авангардист Аристарх Лентулов.

    Художник Михаил Нестеров, кисти которого принадлежит знаменитая картина «Видение отроку Варфоломею».

    Писатель-прозаик Михаил Пришвин (повести «Этажи леса», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин»).

    Философ, писатель, публицист XX века Василий Розанов.

    Знаменитая актриса театра и кино Алла Тарасова.

    График и художник-оформитель Владимир Фаворский.

    Учёный, религиозный философ Павел Флоренский.

    (G) 56.3 , 38.133333 56°18′00″ с. ш. 38°08′00″ в. д.  /  56.3° с. ш. 38.133333° в. д. (G) (Я) Глава Сергей Персианов Основан Прежние названия до 1919 - Сергиевский Посад
    до 1930 - Сергиев
    до 1991 - Загорск Город с Площадь 30,88 км² Население 109 252 человек () Плотность 3537,95 чел./км² Этнохороним сергиевопоса́дцы Часовой пояс UTC+3 , летом UTC+4 Телефонный код +7 (496) для номеров 54Х-ХХХХ и 55Х-ХХХХ Почтовый индекс 141300 Автомобильный код 50, 90, 150 Код ОКАТО 46 215 501 Официальный сайт http://www.sergiev-posad.net

    Се́ргиев Поса́д - город (с 1919 года) в Московской области России , административный центр Сергиево-Посадского района Московской области , один из центров русского Православия, одна из основных железнодорожных станций на линии Москва - Ярославль Московской железной дороги. В городе находится памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - Троице-Сергиева Лавра .

    Общие сведения о городе

    География

    Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 72 км от Москвы (74,5 км - по железной дороге). Одна из основных железнодорожных станций на линии Москва - Ярославль Московской железной дороги. Город расположен на реке Кончуре с ее притоками. С севера городское поселение Сергиев Посад граничит с городскими поселениями Скоропусковский, Пересвет, сельскими поселениями Реммаш и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района; с запада - с сельским поселением Васильевское; с юга - с городским поселением Хотьково, сельским поселением Лозовское, с востока - с сельским поселением Березняки.

    Черта города Сергиев Посад представляет собой неправильный овал , вытянутый с юга на север и разделенный руслом реки Кончуры на три сегмента . Осью города и основной транспортной артерией является проспект Красной Армии. Южная часть города (поселки Скобяной, Клементьевский) пересекается железнодорожной линией Москва - Ярославль . В месте пересечения возведен путепровод .

    В центральной части города располагаются основные административные, культурные и социальные объекты города - Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал , администрация города и района. Рабочий поселок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил свое название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.

    Микрорайоны Углич и Северный, располагающиеся на западе и севере города соответственно являются жилыми спальными районами. В поселке Северный располагается большой жилой дом на тысячу квартир.

    В настоящее время черта города отодвигается новыми, в основном жилыми застройками.

    Климат

    Промышленность и производство

    Игрушечный промысел Сергиева Посада

    Семинарский храм (бывший военный госпиталь) за Троице-Сергиевой Лаврой

    Сергиев Посад - столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.

    Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века . К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.

    Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

    Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева . Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа , ольха , осина и береза . Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие - акварельными, масляными и эмалевыми.

    Вид на Троице-Сергиеву Лавру с северо-запада

    Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом - веселые и красочные. Народ охотно покупал таких кукол. Куклы «барыни» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.

    Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы , например, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.

    Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.