Биология

Исследование уровня притязаний по ф хоппе. Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены

Впервые эксперимент по исследованию уровня притязаний был разработан в школе немецкого психолога К. Левина его учеником Ф. Хоппе (1927). Современные исследования этой проблемы систематизированы и изложены в книге Л. В. Бороздиной "Исследование уровня притязаний"2.

Уровень притязаний личности определяется тем, какой степени трудности цели выбирает человек среди значимых для него дел. Механизм целеобразования в отличие от успеха деятельности не очевиден. Однако люди различаются разными стратегиями целеобразования. Уровень притязания - это не конкретное содержание цели, а то, как человек выбирает цели настоящего момента, руководствуясь моделью желаемого будущего и приближаясь к желаемому успеху.

В литературе предпринимались попытки проследить формирование уровня притязаний. Для этого подбирался ряд искусственных дел, в которых испытуемые не имели опыта. Оказалось, что каждый субъект приступает к работе с уже сложившимся уровнем притязаний. Одни люди, несмотря на явный неуспех в первой деятельности, когда переходят к новой, вновь начинают с высокого уровня притязаний. Другие начинают каждую новую деятельность с самым низким уровнем притязаний, хотя фактические достижения были вполне приемлемыми.

Высота притязаний тесно связана с их широтой. Достигнутый высокий уровень притязаний широко иррадиирует и переносится на другие дела. В этом смысле желание преуспеть во всех начинаниях - устойчивое свойство личности.

Особо отметим, что в литературе высказывается идея о влиянии на высоту притязаний культурных факторов. Ф. Хоппе, создателю экспериментальной методики, достаточно часто не удавалось получить низкие уровни притязаний у своих испытуемых. К. Левин неоднократно упоминал этот факт и подчеркивал, что людям западной культуры присущ вектор, направленный вверх в выборе целей, -склонность намечать задачи, превосходящие полученный результат, поддерживая свои достижения вплоть до лимита своих способностей.

Уровень притязаний задается способностями, темпераментом, самооценкой, наличием дальних перспектив личности и содержанием образа будущего и другими факторами.

В литературе описываются многообразные варианты заданий, которые применяются для проведения эксперимента "уровень притязаний". В частности, в настоящее время стали широко использовать так называемую пробу Шварцландера.

Для проведения эксперимента необходимо заранее приготовить бланки с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов. Задание мотивируется как тест на моторную координацию: нужно как можно быстрее заполнить каждый квадрат крестиком. Время заполнения каждой секции регистрируется с помощью секундомера.

Перед каждой новой пробой испытуемого просят назвать то количество квадратов, которое, как он предполагает, может заполнить крестиками в течение 10 секунд. Проект записывается в верхнюю большую ячейку каждой секции. После каждой пробы, которая начинается и заканчивается по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество реально заполненных квадратов и записывает это число в верхней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество проектируемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике. Разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева.

Впервые подобные методики были апробированы в 1960-х гг. в США. Наиболее известной из них является шкала локуса контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

  • 1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - обстоятельств, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
  • 2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален но отношению к любым тинам событий и ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью - интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Людям с интернальными локусами контроля лучше работать в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы активнее ищут информацию и обычно осведомлены о ситуации более, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интернаты в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность - экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, большей согласованностью образов реального и идеального "Я". У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, депрессией, психическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности (А. Г. Асмолов, Е. Ф. Бажин, С. А. Голынкина, А. М. Эткинд и др.).

Второе положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут измениться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д., поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одновременную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов, в которые, в отличие от шкалы Дж. Роттера, включены пункты, измеряющие экстернальность - интернальность в межличностных, семейных отношениях, а также измеряющие отношение к болезни и здоровью.

Как показали исследования, проведенные на здоровых испытуемых, ответы на вес пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стационарную систему единиц и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры систем регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариативность к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.

  • 1. Шкала общей интериальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
  • 2. Шкала интериальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом идти к поставленным ими целям в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
  • 3. Шкала интернальности в области неудач (Им). Высокие показатели по данной шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
  • 4. Шкала интернальности в области семейных отношений (И(). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
  • 5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
  • 6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И,). Высокие показатели И(свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление в основном зависит от его действий. Человек с низким И.(считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Валидность шкал ИСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника Кеттелла. Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен к неформальному поведению (фактор -С), малообщителен (фактор +(¿1), у него плохой самоконтроль (фактор -()3) и высокая напряженность (фактор +0,л). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (+(?), общительностью (фактор - (22), хорошим самоконтролем (фактор +<23) и сдержанностью (фактор -О^). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелируют с силой "эго" (фактор +С), самоконтролем (фактор социальной экстраверсией (факторы +А, -(22)> чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). Однако люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор +М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК приведены в табл. 9.

Таблица 9.

Исследование самооценки людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Предмет диагностики:

Сопряженные практические задачи: произвести оценку уровня притязаний испытуемого и выявить его динамику в экспериментальной ситуации как характеристики мотивации достижения; учет этих показателей в индивидуальной консультации для планирования определенных корригирующих воздействий на личность и т.д.

Комплектность, состав методики: стимульный материал: 10 заданий возрастающей степени трудности; инструкции по проведению и интерпретации: исследованию динамики уровня притязаний должно предшествовать установление контакта с испытуемым; исследование занимает от 10 до 15 минут.

Оборудование: 1) секундомер или часы с секундомером;

2)Комплекты карточек (по 10 в каждом комплекте) по числу испытуемых на рабочем месте.

Под уровнем притязаний понимают целевую установку субъекта по отношению к известной, более или менее освоенной и снова решаемой им задаче.

Уровень притязаний обычно оценивается с помощью эксперимента по следующей схеме: совокупность однотипных заданий ранжируется по степени трудности и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное количество) этих заданий любых степеней трудности. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий.

В любой деятельности независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться характерный для него уровень притязаний. В многочисленных исследованиях установлено, что после успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается. Переживание успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней трудности. Вместе с тем. Чем степень трудности решенной задачи выше имеющегося уровня достижения, тем сильнее переживается успех, и наоборот, чем ниже достигнутая испытуемым степень трудности заданий по сравнению с уровнем притязаний, тем сильнее ощущается неудача. Это сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении заданий. Разница между последним достижением и базирующимся на нем уровне притязаний к очередному выполнению для каждого индивида в известной степени постоянна. Она (разница) может быть позитивной или негативной, т.е. уровень притязаний всегда или несколько выше (иногда значительно) уже имеющегося уровня достижений, или несколько ниже. Тенденция повышения уровня притязаний позднее превратилась в понятие мотива достижения , определяемого Х. Хекхаузеном как «стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может удаться, либо, не удаться».

Таблица 1 Изменение силы мотивации («+» - усиление или «-» - ослабление) у разных групп испытуемых (по Х.Хекхаузену)

Стимульный материал: размер карточек 7х12 см, на одной стороне которых четко обозначены цифры от 1 до 10, на другой – написано задание.

Вариант 1 (общеобразовательные задания):

1. три слова на букву «Т».

2. Название четырех животных на букву «Л».

3. Пять полных имен на букву «Д».

4. Расшифровать общепринятые сокращения: АПН, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ.

5. Шесть предметов одежды на букву «Т».

6. Фамилии пяти известных киноактеров на букву «М».

7. Семь государств, начинающихся с буквы «И».

8. Фамилия восьми президентов США.

9. Все зодиакальные созвездия.

10. Фамилия пяти известных западноевропейских художников на букву «Р».

Вариант 2 (общеобразовательные задания):

1. Три слова на букву «Н».

2. Название четырех фруктов на букву «А».

3. Шесть имен на букву «П».

4. Название шести государств на букву «И».

5. Двадцать слов на букву «С».

6. Все материки на букву «А».

7. Название пяти государств на букву «М».

8. Название пяти фильмов на букву «М».

9. Фамилия пяти известных русских художников на букву «К».

10. Фамилии пяти известных русских композиторов (писателей) на букву «К».

Испытуемому предлагается 10 карточек с заданиями, степень трудности которых соответствует порядковому номеру: чем выше номер карточки, тем сложнее задания. Для ответа на поставленные вопросы (решения задачи) ориентировочно требуется время (Т), соответствующее сложности задачи и оцениваемое по следующей формуле:

T= 10*N (сек),

Где N – порядковый номер карточки (степень трудности задания).

Так, например, на выполнение карточки под номером 1 (степень трудности 1) отводится 10 сек, а на выполнение заданий карточки под номером 7 (степень трудности 7) испытуемому отводится 70 сек (или 1 мин 10 сек). В течении эксперимента испытуемый должен сделать 5 выборов заданий.

Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания; чем больше порядковый номер, тем труднее задание. Выбор задания осуществляется самостоятельно. Всего нужно сделать 5 таких выборов заданий. Отвечать на них будете устно. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание Вами не выполнено».

После предъявления инструкции испытуемому необходимо предложить выбрать себе первую задачу. По выполнении этой задачи (и каждой последующей) экспериментатор во всех случаях говорит испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите степени трудности». При этом фиксируется время решения задачи и после каждой задачи оценивается ответ испытуемого: «Эту задачу Вы выполнили в срок, ставлю Вам «плюс» или «Вы не уложились во времени, ставлю Вам «минус». Только если после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать очередное задание.

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличить или уменьшить отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно вызывать у испытуемого переживание удачи или неудачи. В течении эксперимента экспериментатор следит за самостоятельностью выполнения заданий испытуемым, контролирует в целом ход эксперимента.

Обязанности протоколиста: протоколист получает карточки у экспериментатора, раскладывает их так, чтобы были видны их номера, фиксирует последовательность перехода от одной карточки к другой, успешность выполнения заданий. Полученные данные заносит в заранее заготовленную таблицу (см. таблицу 2), причем знаком «+» отмечаются успешно выполненные задачи, знаком «-» - неуспешно выполненные. При необходимости протоколист записывает ответы испытуемых.

Обработка данных:

1. В качестве оценки уровня притязаний (УП) используется суммарное количество выбранных очков. Просуммировав порядковые номера выбранных карточек (степени трудности выбранных заданий). Необходимо оценить уровень притязаний личности. Ориентировочно можно считать, что:

низкому УП соответствует сумма баллов, меньше 23;

среднему УП – от 24 до 31 балла;

высокому УП – больше 32 баллов.

2. По данным таблицы необходимо на каждого испытуемого построить график динамики уровня притязаний в ходе эксперимента (см.рисунок 2). На график отмечается как номер карточки (степень трудности), которую выбрал испытуемый, так и результат выполнения задания («+» или «-»).

Таблица 2 – Результаты выполнения работы (образец)

10.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

Назначение и содержание. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впос­ледствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Социометрическая методика проводится групповым ме­тодом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

Обследованию может подверг­нуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследова­ние, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометричес­кого выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и нефор­мальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально­ личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на по­зитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, под­черкнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследова­тели гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фа­милию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зави­симости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результа­тов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надеж­ности и достоверности полученных результатов - третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опа­сение: за отрицательный выбор.


Похожая информация.


Для проведения эксперимента следовало приготовить 12 карточек с написанными на них номерами от 1 до 12, секундомер или часы, лист бумаги, карандаш для испытуемого, а также наборы заданий для выполнения.

Порядок исследования. Перед испытуемым раскладывали в ряд 12 пронумерованных карточек таким образом, что слева были № 1, № 2 и т. д., а справа -№ 12. Затем испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Перед вами лежат номера задач разной трудности. Номера 1, 2, 3 (экспериментатор указывает их) - самые легкие, дальше следуют задачи немного труднее, затем еще труднее и, наконец, последние номера - 11, 12 - самые трудные. Здесь на карточках ничего не написано, это только номер. Задание я скажу после того, как вы возьмете ее номер. Карточку нужно положить на старое место; под тем же номером у меня есть несколько других заданий. Для решения каждого задания дается определенное время. Если вы справляетесь с заданием за нужное время-то получаете плюс. Если не справляетесь или не успеваете сделать его по времени - то минус. Вы можете выбрать любое задание».

Когда испытуемый выбирал задание, его номер сложности записывался в протокол и включался секундомер. Экспериментатор мог по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха, т. е. хвалить испытуемого, либо ситуацию неуспеха, что сообщалось в подчеркнутой форме. Затем испытуемому предлагалось выбрать любой номер задачи для дальнейшего решения и т.д. до решения 12 задач. Таким образом, целью эксперимента было выявление не скорости и качества выполнения заданий, а реакции испытуемого на ситуацию успеха или неуспеха.

В качестве стимульного материала данной методики нами были использованы наглядно-действенные задачи (прогрессивные матрицы Равена), различающиеся по степени трудности - от легких до чрезвычайно трудных.

Помимо наблюдения за поведением в ситуации «успеха» и «неуспеха» регистрировался характер речевой продукции испытуемых: обвинения или одобрения, направленные на экспериментатора, самого себя или задание.

Обработка результатов. Последовательность выбираемых задач фиксировалась в виде ряда чисел (ранги по трудности) со знаком «+» в случае успеха и со знаком «-» в случае неудачи. Эта последовательность отображалась на координатной плоскости в виде графика. График представлял собой ломаную линию, соединяющую точки, абсциссы которых соответствуют номеру выбора по порядку решений, а ординаты - ранги в шкале трудности.

Оценка притязаний осуществлялась нами по следующим параметрам: высота, устойчивость, адекватность. Кроме того, отмечалось влияние успеха и неуспеха на уровень притязаний.

Оценивая параметр высоты притязаний, мы учитывали принадлежность большинства выборов одной из зон сложности, общую тенденцию к понижению или повышению притязаний.

Оценивая параметр устойчивости, мы отмечали наличие изменений, величину этих изменений - амплитуду спадов и подъемов, отражающую изменение поведения в зависимости от успешности выполнения задачи. Отмечались средняя величина шага в ходе продвижения в ряде задач, общее количество скачков (шагов величиной более трех уровней сложности).

Оценивая параметр адекватности притязаний, мы принимали во внимание неадекватное повышение притязаний после неудачи и неадекватное понижение притязаний после удачи. Первый тип выбора можно квалифицировать как выбор игнорирования, второй тип как выбор поддержки. Кроме того, определялось соотношение верных и неверных ответов на задания: 2/3 правильных ответов от их общего числа свидетельствовал об адекватности уровня притязаний.

Оценивая влияние успеха на уровень притязаний, мы анализировали воздействие успешного выполнения предыдущего задания (или ряда заданий) на выбранный уровень сложности следующего для выполнения задания.

Влияние неудачи на уровень притязаний отражает колебания притязаний после неуспеха, интенсивность эмоционального переживания неуспеха.

Мотив достижения успеха;

Мотив избегания неудачи.

6. Методика исследования «речевого» компонента уровня притязаний, разработанная в модифицированном варианте методики Ф. Хоппе.

Процедура исследования. Испытуемым было предоставлено 12 карточек с заданиями, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и дана возможность каждый раз самостоятельно выбирать задание для выполнения, после чего предлагалось оценить качество выполнения речевого задания в баллах от 1 до 9 по наглядной шкале (по шкале оценивания собственной речи В.А. Калягина ) (см. рисунок 1). Испытуемый мог в любой момент прекратить выбор заданий, если этого не происходило, то эксперимент продолжался до выбора 12 заданий.

Для проведения данной методики в качестве стимульного материала использовались подобранные нами ранжированные по уровню сложности речевые задания.

Обоснование подбора речевого материала для проведения методики. Подбор речевого материала и его ранжирование по уровню сложности происходил с учетом следующих факторов:

1. разная степень самостоятельности речи;

2. степень подготовленности речи;

3. плавность и ритмичность речи;

4. сложность слоговой структуры и речевого высказывания в целом;

Очень хорошая речь

Хорошая речь

Более или менее хорошая речь

Неплохая речь

Удовлетворительная речь

Неважная речь

Плохая речь

Очень плохая речь

Чрезвычайно плохая речь

Рисунок 1.

Так, частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли заикающийся сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-то помощью (использует подсказку образца фразы, совместное с кем-либо проговаривание), т. е. от степени самостоятельности речи. При сопряженной речи степень самостоятельности минимальна, в связи с чем даже при очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно. При отраженной речи заикающийся повторяет фразу вслед за логопедом, при этом он использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Обычно эта форма речи в связи с ее минимальной степенью самостоятельности также доступна для всех заикающихся. Более сложная форма речи - ответы на вопросы. Здесь появляются элементы самостоятельной речи, так как заикающимся необходимо к определенной конструкции предложения и словам, входящим в его состав, добавить еще несколько слов. Сложнее давать развернутые ответы на вопросы. Пересказ еще более усложняет речь, так как надо произнести не 1-2 фразы, а значительно больше. В пересказе есть некоторые моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа. Более сложным по степени самостоятельности речи заикающегося является рассказ - самостоятельное изложение материала по теме, по картинке и т.д. И самой сложной для заикающихся является спонтанная речь (естественное речевое общение с окружающими - вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и др.).

Разная степень подготовленности речи также влияет на состояние речи. Говорить легче тогда, когда текст выучен наизусть или необходимый материал заранее отрепетирован или предварительно мысленно продумано то, что необходимо сказать и в какой последовательности. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом. Таким образом, усложнение материала происходит от заученного, отрепетированного текста к незнакомому, экспромту.

При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. При ранжировании речевого материала по уровню сложности учитывался фактор плавности и ритмичности речи: от ритмизированной речи и пения к разнометричной, т. е. обычной речи.

На проявление или исчезновение заикания также влияет разная сложность слоговой структуры и речевого высказывания в целом. Обычно легче произнести отдельные звуки, особенно гласные, далее - слоги, труднее - слова. Этот факт мы также учитывали при ранжировании по уровню сложности речевых заданий.

Известно, что свободная и плавная речь достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых заикающимися сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко и затем обычным голосом, т. е. в зависимости от силы голоса. Эти данные также использовались нами в подборе речевых заданий для исследования.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, нами была смоделирована методика исследования речевого уровня притязаний, содержащая в себе следующие, ранжированные по уровню сложности задания:

1. Сопряженная речь.

Произнести слово одновременно с логопедом (предлагается одно слово из открытых слогов, без стечений согласных, т. е. облегченной слоговой структуры): Аня, вода, озеро, утята, ягоды.

2. Отраженная речь.

Произнести слово вслед за логопедом (предлагается одно слово со стечением согласных и закрытым слогом или с двумя стечениями согласных): ласточка, кузнечик, садовник, охотник, Незнайка, гвоздика, скакалка.

3. Отраженное произнесение фразы шепотом (облегчение произнесения фразы из слов разной слоговой структуры достигается за счет использования шепотной речи).

Повторить фразу вслед за логопедом шепотом (предлагается одна фраза из слов разной слоговой структуры):

Над домом летит длинноногий аист. Якорь опустили осторожно. Поездку отложить нельзя. В буфете фиолетовая сахарница. Курица с цыплятами пили воду. Экзамены окончились успешно.

4. Произнесение автоматизированных рядов (под автоматизированными рядами мы понимаем определенный порядок слов, доведенный в сознании человека до автоматизма).

Перечислить названия месяцев года по порядку, начиная с января. Назвать дни недели по порядку.

5. Воспроизведение пения.

Спеть знакомую любимую песню.

Спеть песню, предложенную логопедом: «От улыбки станет всем теплей»; «Песенка крокодила Гены»; «Ничего на свете лучше нету» (при затруднении предлагались слова).

6. Воспроизведение ритмизированной речи.

7. Воспроизведение разнометричной речи (чтение прозы).

8. Вопросно-ответная форма речи.

Развернуто ответить на вопросы (разнообразные вопросы по разным темам):

Какое у вас любимое блюдо? Как вы любите проводить отпуск (каникулы)? Чем вы любите заниматься в свободное время? и др.

9. Пересказ прочитанного с опорой на текст.

10. Составление самостоятельного рассказа с опорой на картинку.

Для данного задания предлагаются разнообразные сюжетные картинки.

11. Составление самостоятельного рассказа на заданную тему.

После сообщения темы рассказа предлагается некоторое время для мысленного составления плана сообщения. В качестве тем заданий предлагаются следующие: «Животные - наши друзья». «Компьютер. Зачем и кому он нужен». «Мое свободное время». «Спорт в жизни человека».

12. Спонтанная речь в виде естественного речевого общения (экспромт).

Данное задание предполагает рассуждение на какую-либо тему, убеждение в чем-то без непосредственной подготовки, т.е. экспромтом. Испытуемым предлагается вербально разыграть с экспериментатором (логопедом) заданную ситуацию, в которой главную роль играет сам испытуемый. Получается некий диалог, где испытуемый задает вопросы, высказывает свои пожелания, мысли, просьбы. Экспериментатор при этом также вступает в диалог, однако его роль здесь второстепенна. В качестве ситуации предлагается одна из приведенных ниже:

«Представьте, что вы продавец в мебельном магазине. Убедите меня купить кресло (или любой другой предмет мебели)».

«Представьте, что вы фармацевт. Убедите меня в пользе витаминов, чтобы я их купила».

«Представьте, что вы тренер. Убедите меня не опаздывать на тренировки». И др.

Обработка результатов. Последовательность уровня сложности выбираемых задач фиксировалась в виде ряда чисел с указанием оценки, которую поставил себе испытуемый за выполнение. Эта последовательность отображалась на координатной плоскости в виде графика, представляющего собой ломаную линию, соединяющую точки, абсциссы которых соответствуют номеру выбора по порядку решений, а ординаты - уровню сложности задания.

Оценка речевых притязаний осуществлялась нами по следующим параметрам: высота, устойчивость и адекватность.

Параметры высоты, устойчивости анализировались так же, как и при исследовании неречевого компонента уровня притязаний. В связи с отсутствием сообщения испытуемому об успешности («+») или неуспешности («-») выполнения задания и предложением ему самому выполнить данную оценку, оценивая параметр адекватности, мы принимали во внимание объективность оценки испытуемым своей речи, т.е. соответствие оценки, которую выставил себе испытуемый, с оценкой экспериментатора, отражающей реальное качество выполнения задания.

На основе полученных данных необходимо выделение мотивов, лежащих в основе изменения притязаний и поведения в ситуации успеха - неуспеха:

- «познавательный мотив», когда испытуемые повышают или понижают притязания под воздействием желания узнать, какие задания им предложит экспериментатор;

Мотив достижения успеха;

Мотив избегания неудачи.

Оценка уровня притязаний личности

Уровень притязаний личности – свойство, характеризующееся степенью трудности задач, которые ставит перед собой человек. Он связан со многими другими особенностями – самооценкой, склонностью к риску и т.д. Поэтому его диагностика часто используется при профотборе.

Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо – сотрудницей К. Левина – для обозначения стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям. Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

Предполагается, что такая характеристика, как уровень притязаний, имеет обобщенный характер. Он свойственен каждому человеку и проявляется во всех видах его деятельности, независимо от их специфики.

Ориентированными на успех являются люди, у которых надежда на успех доминирует над боязнью провала: они верят в свои силы, предполагают, что справятся с большинством задач, не испытывают страха в ситуациях, когда оцениваются их способности, знания и умения. Ориентированные на неудачу, наоборот, сомневаются в своих возможностях, недооценивают свои таланты и потому опасаются любой проверки.

Наиболее ярко различия между этими двумя типами людей проявляются в неудаче. Первые, как правило, склонны не придавать неприятностям особого значения, они считают их случайными, вызванными какими-то не зависящими от них факторами. Вторые же чаще всего рассматривают неудачу как подтверждение своей низкой самооценки, и верят, что они вполне ее заслуживают.

Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому.

В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний.

Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом".

Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.

Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.

Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:
1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний
2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи
3. Поведение участников эксперимента
В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому.

От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента.

Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.

Тест Шварцландера "Исследование уровня притязаний" (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.

Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.

При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).

Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест "Решетка мотивации достижений" Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель "чистой надежды", по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.

Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.
В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение "Я" индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.

Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента.

При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.

Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.

Методики Т. Элерса – "Диагностика личности на мотивацию к успеху" и "Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач" также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче.

Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека.

Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.

Уровень притязаний связан со многими другими личностными качествами – такими, как самооценка, склонность к риску. Так, например, люди, ориентированные на успех, склонны рисковать умеренно. А люди, стремящиеся избежать неудачи, наоборот, либо совсем не рискуют, либо рискуют слишком много.

Кроме того, согласно данным исследований, при одинаковом уровне интеллекта ориентированные на успех люди гораздо легче, чем стремящиеся избежать неудачи, справляются с решениями трудных задач, совершают меньше ошибок при выполнении операций классификации, воспринимают больше вербальной информации и лучше ее воспроизводят. Они раньше и активнее начинают анализировать свои ошибки и быстрее находят оптимальные пути выполнения заданий. Поэтому они более успешны в обучении тем или иным навыкам.

Используя эти и другие экспериментальные методики, следует помнить, что уровень притязаний, хотя и является обобщенной характеристикой личности, все-таки, зависит от некоторых внешних факторов. Так, имеются данные, что уровень притязаний человека, определяемый в экспериментальной ситуации, не всегда идентичен уровню притязаний, свойственному человеку в привычной для него профессиональной деятельности.

  • Бороздина Л.. Исследование уровня притязаний. М., 1991
  • Малышев К. Модификация методики оценки уровня притязаний. Деп. В ВИНИТИ №. 3691-В98 от 16.12.1998
  • Практическая психодиагностика. Под ред. Д. Райгородского. Самара, 1998
  • Рабочая книга практического психолога. Под ред. А. Бодалева и др. М., 2002
  • HoppeF. Erfolg und Misserfilg // Psychol. Forsch., 1930, Bd.14, p.162
  • Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Методика Хоппе.
    Рубрика (тематическая категория) Психология

    Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

    Данные методики строятся по следующей экспериментальной схеме˸ испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и ᴇᴦο поведением исходя из успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со чересчур высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

    Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

    Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме˸ на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова˸ "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, в случае если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.