Сочинения

Екатерина Алексеевна Фурцева: биография, карьера и личная жизнь. Тайна смерти екатерины фурцевой Взлет и падение

Екатерина Фурцева. Любимый министр Медведев Феликс Николаевич

Биография, деятельность Е.А.Фурцевой

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась в 1910 году в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье рабочего.

В 1924 году вступила в комсомол.

1928–1930 - работа на фабрике.

1930–1933 и 1935–1937 гг. - на комсомольской работе: секретарь Кореневского райкома ВЛКСМ Курской области, секретарь Феодосийского горкома комсомола, в аппарате ЦК ВЛКСМ.

В 1930 году принята в члены ВКП(б).

1933–1935 и 1937–1941 гг. - студентка Московского института тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова, избиралась секретарем партийной организации института.

С 1942 года секретарь, второй секретарь, первый секретарь Фрунзенского райкома партии города Москвы.

Знакомство с Н. С. Хрущевым.

С 1950 года - второй, а с 1954 по 1957 год - первый секретарь Московского городского комитета КПСС.

В 1957 году семь членов Президиума ЦК, в том числе Молотов, Каганович, Маленков, Булганин и Ворошилов, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. Вопрос об этом поставили Молотов и Маленков на очередном заседании Президиума. Их поддержало большинство членов Президиума, а также примкнувший к ним Шепилов, кандидат в члены Президиума. В защиту Хрущева выступили лишь Микоян, Суслов и Кириченко, а также кандидаты в члены Президиума Брежнев, Жуков, Мухитдинов, Шверник и Фурцева.

На XIX съезде КПСС (1952) Е. А. Фурцева была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС, на XX (1956), XXII (1961), XXIII (1966) и XXIV (1971) съездах КПСС избиралась членом ЦК КПСС.

В 1950–1962 и 1966–1974 годах являлась депутатом Верховного Совета СССР третьего, четвертого, пятого, седьмого и восьмого созывов.

С 1960 года - министр культуры СССР.

Скоропостижно скончалась в ночь с 24-го на 25 октября 1974 года. В медицинском заключении, подписанном начальником Четвертого управления Минздрава СССР академиком Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (скульптор надгробия - Лев Кербель, архитектор - Михаил Барщ).

Мать - Матрена Николаевна (1890–1972).

Первый муж (с 1931 по 1942) - летчик Петр Иванович Битков.

Дочь - Светлана.

Второй муж (с 1956 по 1974) - дипломат Николай Фирюбин.

Деятельность на посту первого секретаря Московского горкома партии и министра культуры СССР

В 1954–1960 гг. в ее ведении был контроль за:

1954 - установкой памятника Юрию Долгорукому на Тверской

1954–1956 - строительством спортивного комплекса «Лужники»

1956–1958 - жилищным строительством - так называемых «хрущевок»

1954–1957 - проектированием и строительством «Детского мира»

1954–1959 - реконструкции комплекса ВСХВ (ВДНХ)

1957 - проведением Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве

Везде Екатерина Алексеевна принимала активное участие

По инициативе и стараниями Фурцевой впервые проведены:

1958 - Международный конкурс имени П. И. Чайковского - именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса Первая премия была вручена Вану Клиберну

1959 - Московский международный кинофестиваль - именно благодаря настойчивости Фурцевой Большой приз 1963 был вручен Федерико Феллини за фильм «8 1/2»

1969 - Международный конкурс артистов балета. Первый председатель жюри - Галина Уланова

По инициативе Фурцевой были созданы и построены:

5 июня 1954 - создан Театр Эстрады во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским, который позже, в 1961 году, переехал по новому адресу

1958 - на Тверской улице открылся книжный магазин «Москва»

1962 - открылся Московский городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах

1964 - родился и обосновался в нынешнем помещении Театр на Таганке

1965 - создан Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац

1967 - открыт Мемориальный музей-квартира народного художника СССР П. Д. Корина

1968 - организован художественный музей в доме-мастерской П. Д. Корина на Малой Пироговской

1971 - построен цирк на проспекте Вернадского

1971 - построен и оснащен Государственный концертный зал «Россия»

1973 - воздвигнуто новое здание МХАТ (Тверской бульвар) (в котором с ней и прощались)

Новое здание Московского хореографического училища

Монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812 года

Новые помещения получили:

Театр оперетты

Театр им. Моссовета

Театр «Современник» устоял и получил культовое здание на Маяковке

Назначения:

1960 - Театр Пушкина - Борис Равенских

1964 - Главным балетмейстером Большого театра - Юрий Григорович

1967 - Театр на Малой Бронной - Анатолий Эфрос

1968 - Московский академический театр им. Вл. Маяковского - Андрей Гончаров

1970 - Главным дирижером Большого театра - Юрий Симонов

1970 - МХАТ возглавил Олег Ефремов

1970 - Малый театр - Борис Равенских,

в штат Малого театра принят Леонид Хейфец

1973 - Театр Ленинского Комсомола - Марк Захаров

1974 - успела дать жизнь театру-студии Олега Табакова

Необходимо помнить о неусыпном контроле идеологического отдела ЦК КПСС (М. Суслов), а также отдела культуры ЦК КПСС (В. Шауро). Несмотря на это и благодаря решительности, личному вкусу, советам специалистов, которым доверялась Фурцева, за 14 лет ее «правления» проведено:

1960-e - недели французского, итальянского и др. кино

1956, 1963 - приезд и концерт Ива Монтана и Симоны Синьоре

1955 - выставка из собрания Дрезденской галереи

1960 - выставка работ С. Н. Рериха (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж)

1961 - гастроли оркестра Бенни Гудмена (Москва, Ленинград, Киев, Минск)

1963 - выставка-продажа моделей поездов производства ГДР («Детский мир»)

1964 - выставка Фернана Леже (ГМИИ имени Пушкина)

1964 - гастроли Ла Скала в Большом театре

1971 - гастроли оркестра Дюка Эллингтона (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси)

1973 - «Сокровища гробницы Тутанхамона» (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж, в Киеве)

1973 - выставка Марка Шагала в «Третьяковке»

1974 - выставка из Нью-Йоркского музея «Метрополитен», выставка французских импрессионистов

1974 - гастроли Ла Скала в Большом театре

1974 - выставка одной картины - «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (в ГМИИ имени Пушкина)

Гастроли Большого театра в Соединенных Штатах

Выставки ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереи в Японии

Благодаря Фурцевой в Советский Союз возвращены:

наследие Рерихов

наследие Савелия Сорина

получены в дар произведения Марка Шагала, Фернана и Нади Леже

четыре ордена Ленина

орден Трудового Красного Знамени

орден «Знак Почета»

2004 - в Москве на доме № 9 по Тверской улице открыта мемориальная доска.

7 декабря 2006-во Фрунзенском районе столицы (Фрунзенская набережная, 50) при поддержке правительства Москвы открылась Библиотека имени Екатерины Фурцевой, парадный вход которой украшает переданная Международным Фондом развития русского искусства имени Екатерины Фурцевой всемирно известная мозаика, выполненная Надей Леже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из речи второго секретаря МГК КПСС Е. Фурцевой От составителя и комментатора: Ниже приводится несколько наиболее ярких и интересных мест из речи Екатерины Фурцевой, будущего министра культуры СССР, а тогда - второго секретаря Московского горкома партии. …В Москве свыше

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е. А. ФУРЦЕВОЙ 1910, 24 ноября (7 декабря) - родилась в городе Вышний Волочек Тверской губернии.1925–1928 - учащаяся фабрично-заводского училища.1928–1929 - ткачиха фабрики «Большевичка».1929–1930 - ответственный секретарь районного совета

Вишневская о Фурцевой… резко, непримиримо, зло… «…За высокой металлической оградой обитали миллионеры, банкиры, знаменитости. Ворота в дом, где на втором этаже находилась их квартира, были распахнуты настежь. Ни замков, ни звонков, ни псов на цепи. Консьержки я тоже не

Пропуск на могилу Фурцевой Екатерина Алексеевна пришла в министерство со своими секретарями и помощницами. Одну из них, Татьяну Николаевну Саватееву, я хорошо знала, так как после смерти Фурцевой она стала секретарем Кухарского. Мягкая и очень деловая, четкая в работе,

Товстоногов: «Переехал бы в Москву, поближе к Фурцевой» Из дневника Василия Кухарского:«Не раз у Екатерины Алексеевны происходили трения с партаппаратчиками на заседаниях идеологической комиссии ЦК. Ее глава Ильичев прохаживался по поводу «самоуправства Фурцевой»,

Она сделала карьеру «в мире мужчин». Астрологический портрет Екатерины Фурцевой Как считают в народе, астрологи знают все: и про твое сегодняшнее, и про твое завтрашнее, и про твое… стоп, а как со вчерашним, с прошедшим? С тем, о чем, как нам кажется, мы все знаем?Авторы

Месть Екатерины Фурцевой? Эта версия заслуживает более подробного рассмотрения.«Вечерняя Москва»: «Фурцева (Екатерина Алексеевна Фурцева во второй половине 50-х секретарь ЦК КПСС, член Политбюро, глава московских коммунистов. – А.В.) мечтала выдать свою дочь за

Глава XXXVI 1835 г. Деятельность общественная и деятельность кабинетная «Материалы для Истории Петра Великого». Развитие сношений поэта в обществе в 1834–1835 годах. - Наблюдательность его, отношение к нему литературных партий. - Пушкин - воспитатель художественного

Вишневская о Фурцевой Екатерина Алексеевна, став министром, очень хотела сблизиться с актерами, музыкантами, писателями. Как женщину любознательную, по-своему талантливую, культура ее захватила. Перед творческими людьми она благоговела.Я, например, знаю, что на деловые

Майя Плисецкая о Фурцевой Балерина Майя Плисецкая в своей книге тоже довольно резко отзывается о Фурцевой, хотя признает, что Екатерину Алексеевну нельзя писать только одной краской, потому что она сама была жертвой системы, сначала вознесшей ее на Олимп, а потом

Эдвард Радзинский о Фурцевой А вот что вспоминает Эдвард Радзинский о Фурцевой:«Я не спал всю ночь. И решился. В половине десятого я стоял у министерства, ждал. Наконец появился директор «Ленкома»… Он спросил меня:- А вы зачем пришли?У меня хватило ума ответить:- А меня

Олег Табаков о Фурцевой Если отношения Фурцевой с Таганкой были непростыми, то «Современнику» она очень помогала, когда у них возникали серьезные проблемы. Сразу после ее прихода в министерство стало ясно: новый министр намерен отстаивать самостоятельность своего

Людмила Зыкина о Фурцевой Екатерина Алексеевна долгие годы дружила с Людмилой Зыкиной. Людмила Георгиевна рассказала, что познакомились они с Фурцевой на аэродроме: Екатерина Алексеевна провожала дочку и очень волновалась. Тогда Зыкина почувствовала, как сильно она

Смерть Фурцевой Летом 1974 года в жизни Фурцевой случились большие неприятности. По настоянию дочери она построила под Москвой дачу. Строение было зарегистрировано как личное, хотя в распоряжении министра культуры была и дача государственная. Новостройка получилась ни

Референт Фурцевой Июнь 1964 года. Переславль Залесский.Мы с Васей находимся на творческой даче имени Кардовского в сборной группе скульпторов из Москвы, Ленинграда и других городов России. Мы ведем замечательную, райскую жизнь. Нас кормят, поят, дают мастерские,

Биография: Сергей Владимирович Ястржембский родился 4-го декабря 1953-го в Москве. Успешно закончив МГИМО в 1960-м году, получил специальность журналист-международник.Является кандидатом исторических наук. Имеет чин Чрезвычайный и Полномочный Посол. Трудовую деятельность

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева....

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева. Она была секретарем ЦК КПСС, членом Президиума ЦК, первым секретарем Московского горкома партии и почти четырнадцать лет — министром культуры СССР.

Она родилась 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. Мать Матрена Николаевна работала на ткацкой фабрике. Отец погиб в Первую мировую. Катя закончила семилетку, в пятнадцать лет поступила на ткацкую фабрику, на которой работала ее мать. Кажется, все было предрешено: лет тридцать в филиале ада — среди одуряющего грохота ткацких станков, потом ранняя глухота и мизерная пенсия. Но Катю ждет иная судьба. В двадцать лет фабричная девчонка вступила в партию. Вскоре следует первое партийное задание: ее направляют в Курскую область поднимать сельское хозяйство. Но там она задерживается недолго, ее «бросают» на комсомольско-партийную работу в Феодосию.

Катя Фурцева могла бы остаться на Юге. Состариться под южным палящим солнцем. Найти себе суженого. Но что-то мешает сосредоточиться на личной жизни. Может быть, комсомольская работа. Может быть, спорт. Она хорошая пловчиха. Умеет избегать подводных течений, вредного влияния. Ее замечают, вызывают в горком комсомола и предлагают новую комсомольскую путевку. С благословенного Юга ее посылают на Север, в самое сердце революции, в столицу Октября-в Ленинград. На Высшие курсы гражданского Аэрофлота.

Первый раз Катя в большом городе, в европейской столице. Сколько людей! Сколько новых знакомых — все в защитных гимнастерках, все молодые, смелые, правильные. Конечно же, она влюбилась. Конечно же, в летчика. Его звали Петр Иванович Петков.

В то время «летчик» — слово почти мистическое. Летчики — не люди, а «сталинские соколы». Летчик неотразим, как Дон-Жуан. Быть замужем за летчиком — значило идти в ногу со временем. Жить почти по мифу. С летчиком можно было разделить все — даже любовь к товарищу Сталину.


Сохранилось несколько фотографий Екатерины Алексеевны с Петром Ивановичем. Глядя на фото, невольно думаешь, что ее суженый — человек, привыкший стоять в центре. Лидер по натуре. Вероятно, поэтому Екатерина Алексеевна кажется рядом серой мышкой.

Это было вообще ее замечательное свойство. Находясь рядом с мужчинами, с любым из них, она умела оттенять его достоинства, уходя сама в тень. И еще поражает печать покорности на ее лице. Измученность. Может быть, цена за непомерный энтузиазм?
Петр Иванович — стопроцентный мужик, человек практический. Ему не понять ее увлечение самолетами. В это время их направляют в Саратов (преподавать в авиационный техникум), затем — в Москву. Здесь Фурцева становится инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ. Через год ее направляют по комсомольской путевке в Московский институт тонкой химической технологии. Будущий инженер-технолог с головой погружается в комсомольскую работу. Видно, мещанский быт — не для нее.

Началась война, мужа мобилизовали. Она осталась одна, с матерью, которую к тому времени выписала в Москву. Лекции, лабораторные, карточки, пайки… В Москве рвутся фугасы, она вместе со всеми дежурит на крыше, гасит зажигательные бомбы — спасает столицу. И вдруг — затянувшаяся весточка после свидания с мужем: она беременна.
В мае 1942 года родилась Светлана. Только через четыре месяца после рождения дочери приехал на побывку муж. И… объявил, что уже давно живет с другой.

Разочарование следовало за разочарованием. Екатерина закончила институт и остановилась в нерешительности. Впервые в жизни не знала, куда броситься. Но бросаться никуда и не следовало. Надо было только ждать. Как политической активистке ей предложили поступить в аспирантуру, через полтора года избрали парторгом института. Она попала в странный, полный условностей мир «освобожденных» политработников. С наукой было покончено навсегда.
Теперь они жили втроем: ее мать, Светлана и она. Екатерина получила комнату в двухкомнатной квартире у метро «Красносельская». Как парторг. Из института, где ей становится явно тесно, ее направляют на работу во Фрунзенский райком партии.

Непосредственным начальником Фурцевой — первым секретарем райкома — был Петр Владимирович Богуславский. С ним у нее завязались особые отношения. Служебный роман — что-то вроде отдушины. Общение с Богуславским дало ей неоценимый опыт. Именно тогда для нее началось постижение законов мужской игры, в правилах которой — и мужское застолье, и соленое словцо, и сомнительные шутки. Она училась этого не замечать.

В 1949 году во время партийного концерта за кулисами Большого театра Николай Шверник устроил ей аудиенцию с Хозяином. Сталину она понравилась. Живого бога она видела в первый и последний раз, но для его острого глаза — это достаточно. В декабре 1949 года она выступает на расширенном пленуме горкома партии, где, жестко критикуя себя, рассказывает о райкомовских недоработках. Чисто по-женски. Немного по-мазохистски. Рядом с мужчинами становится в мудрую тень. Кажется, безо всякого умысла. И ее замечают. Встреча со Сталиным дала свой результат.


В начале 1950 года она переехала в здание на Старой площади, в кабинет второго секретаря Московского горкома партии. Через пару месяцев пал жертвой борьбы с космополитизмом ее верный друг Петр Владимирович Богуславский — его сняли со всех должностей и исключили из партии. Роман закончился сам собой.

С 1950 по 1954 год Фурцева близко сталкивается с Хрущевым. Ходили слухи об их романе. Сразу после смерти Сталина она стала первым секретарем горкома партии. Теперь под ее началом была вся Москва. На Хрущева она произвела сильное впечатление: и тем, что выступала на собраниях без бумажки, и тем, что не боялась признаться и покаяться в мнимых грехах, и тем, что «специалист». Это было ее любимое слово. Знакомясь с новыми людьми, первым делом она спрашивала: «Вы же специалист?!»
Фурцева до конца жизни сохранила почтительное отношение к профессорам и важным старичкам доцентам, которых навидалась еще в аспирантуре. «Специалист» знает больше, чем она, это убеждение было в ней очень сильно. И в своей команде она — бывшая ткачиха — хотела видеть именно таких людей.

«Ткачиха, из крестьян». Благодаря этой строчке в биографии она вознеслась высоко. И слово «ткачиха» будет сопровождать ее всю жизнь. У кого-то будет вызывать уважение, у кого-то — пренебрежение.

Но теперь ткацкая фабрика — дело прошлое. Екатерина Алексеевна Фурцева — первый секретарь Московского горкома. Женщина, играющая в мужские игры. Ходы в этих играх были разные: и мат, и выпивка, и продолжительное расслабляющее застолье — и все прочие аксессуары мужского быта. И чтобы выжить и, более того, победить в этой игре, ей пришлось играть по «мужским» правилам, безо всяких скидок. Отсюда — и водка, и разнообразные варварские способы быстро привести себя в порядок. Отсюда и усталость на лице.

Проблемы единственной женщины в мужском лагере порой абсурдны. Например, бытовая вещь — туалет. Рядом с комнатой, где заседало Политбюро (тогда Президиум ЦК), был всего лишь один туалет — мужской. Во время долгого заседания мужики бегали туда, как пацаны, по очереди. Екатерине Алексеевне, если уж было невмочь, нужно было бежать далеко по коридорам, в другой отсек, где был женский туалет. А за то время, что человека не было в кабинете, всякое могло случиться.

Никому из членов и кандидатов в члены Политбюро и в голову не приходило, что у Екатерины Алексеевны могут быть подобные физиологические проблемы.

Хотя однажды именно отсутствие женского туалета сыграло в ее жизни фантастическую роль. Что-то вроде волшебной палочки для Золушки, в один миг превратившей рядового члена ЦК партии в могущественного члена Президиума ЦК.

Дело происходило уже после смерти Сталина. Фурцева тогда занимала пост секретаря ЦК и по чину должна была присутствовать на узком келейном сборище членов Президиума ЦК. «Матерые» Маленков, Каганович и Молотов собрались, чтобы свалить другого «матерого» — Никиту.

Фурцева, Хрущев, Маленков, Каганович, Молотов, остальные члены Президиума ЦК заседали в душной комнате рядом с бывшим сталинским кабинетом. Екатерина Алексеевна сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. И тут произошло необъяснимое. Она решила воспротивиться явной несправедливости. Как же так, человека, который расшевелил сталинский муравейник — и вдруг затоптать в грязь? Возможно, она и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость «страшных мужиков». Но как и чем она могла помочь? И тогда она «захотела выйти». Это был ход из женской игры. Она просто рассчитала, что как представитель «слабого» пола имеет право хоть раз выйти во время заседания, какое бы архиважное оно ни было, «отправить естественные надобности». И мужики, ее потенциальные противники, клюнули. Так как рядом был только мужской туалет, а в женский надо было бежать долго, у нее появлялся формальный повод отсутствовать долго, не вызывая подозрений ни у Маленкова, ни у Кагановича. Ее отпустили. Прямо как в школьной игре — «можно выйти?».

А она вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, от кого зависело не дать произойти новому перевороту.
Телефонный звонок такого рода можно было воспринять как провокацию. Любому, с кем она говорила, могло прийти в голову: рядом со звонящим стоит Маленков или Каганович и слушает, как могущественные генералы собираются его скинуть.
Но та, которую позже назовут Великой Екатериной, страстно, почти истерично умоляла всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту Сергеевича сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. За считанные минуты. Почти все из тех, кому она позвонила, сказали, что приедут и поддержат Никиту Сергеевича — просто тем, что их силовые ведомства не пойдут против него.

Тот же трюк проделал и Брежнев. Он помчался звонить министру обороны маршалу Жукову. А когда он вернулся, к нему подсели поочередно Молотов, Каганович и Первухин, все интересовались, куда это он мотался. На что Брежнев ответил, что у него внезапное расстройство и он просидел в уборной.

В Кремль приехали Жуков, Игнатов и еще ряд членов ЦК, поддерживающих Хрущева. Заседание Президиума еще не закончилось. Они вошли и объявили, что такие архиважные дела не могут решаться келейно, что надо все перерешить. Хрущев оказался вдруг поднят и усажен на трон.

Это было счастливое время для Фурцевой. И не только в общественной жизни. Еще работая секретарем в Московском горкоме партии, она познакомилась с Николаем Павловичем Фирюбиным, одним из своих подчиненных.

Николай Фирюбин был профессиональным дипломатом. Говорил на английском и французском языках: Его бывший коллега Николай Месяцев охарактеризовал его так: «Он умел и хотел нравиться женщинам».

Был он невысоким стройным шатеном с породистым, выразительным лицом. Мужчинам он не нравился в силу своей заносчивости. Тем, кто хорошо знал их обоих, было удивительно, как могли сойтись столь разные люди.

Она сама толком не отдала себе отчета в том, что «это» произошло. Ее тянуло к Фирюбину. Бороться с этим было невозможно.
Их тайные встречи породили множество домыслов. Все в ЦК партии, начиная от секретарш и заканчивая секретарями ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой к Фирюбину. Это была локальная сексуальная революция на уровне отдельно взятого министра-женщины.

Об общественной, партийной жизни Фурцевой сохранилось множество документов, - рассказывает Татьяна Мирская. - Но о её личной жизни всегда было известно очень мало. Светлана, дочь Екатерины Алексеевны, жаловалась мне, что о её маме помнят только как о советском функционере. А ведь она была прежде всего женщиной.

Любовь и карьера

Первым мужем Екатерины Фурцевой стал лётчик Пётр Битков. В этом браке родилась дочка Светлана. Но семья не сложилась, потому что, как говорили, Битков нашёл себе другую женщину и бросил Фурцеву.

По словам Светланы, дочери Екатерины Алексеевны, в жизни Фурцевой было четыре длительных романа - с лётчиком Петром Битковым, с первым секретарём Фрунзенского райкома партии Петром Богуславским, с директором театра «Ла Скала» Антонио Гирингелли и с последним мужем, Николаем Фирюбиным. Но до последней минуты любила она только Гирингелли.

Немногие знают, что Пётр Битков не был настоящим отцом Светланы. Фурцева никак не могла забеременеть от законного мужа. Поэтому, когда Битков был на фронте, она завела себе любовника специально для того, чтобы родить ребёнка. Пётр вернулся с войны, когда Светлане исполнилось уже четыре месяца. Но он ничего не подозревал до тех пор, пока «добрая» соседка, что называется, не открыла ему глаза. Естественно, Фурцевой пришлось признаться, что она безумно хотела ребёнка, поэтому и поступила подобным образом. Чтобы не оскорбить достоинство мужа, они договорились отвечать всем, что это он нашёл другую женщину и из-за неё ушёл от Фурцевой.

Второй бурный роман в жизни Екатерины Фурцевой случился прямо на рабочем месте - во Фрунзенском райкоме партии. Объектом любви будущего министра культуры стал секретарь этого райкома Пётр Богуславский.

Богуславский был красивым, умным, деликатным мужчиной. Как в такого было не влюбиться? Он тоже увлёкся молодой экспансивной Фурцевой, помогал ей, подсказывал, как надо себя вести. Когда Богуславского сняли со всех должностей, он порвал с ней, чтобы не портить ей карьеру. Фурцева сначала протестовала, пыталась продолжить отношения. Но Пётр был категоричен. Он слишком сильно её любил, чтобы подвергать опасности.

Богуславский научил Фурцеву настоящей мужской игре во власть. Она понимала, что должна вести себя на равных с высокопоставленным мужским коллективом, поэтому никогда не чуждалась застолий да и ненормативную лексику выучила достаточно хорошо. И конечно, среди недоброжелателей поползли слухи о том, что у Фурцевой начались проблемы с алкоголем.

А что ей оставалось делать? Женщина, играющая в мужские игры, должна соблюдать их правила. Естественно, она старалась разговаривать пусть и с высокопоставленными, но всё-таки мужчинами на одном языке.

Что касается пьянства, то на самом деле Фурцева не умела пить, быстро пьянела.

Когда Фурцева попала в «ближний круг», тут же заговорили о её романе с Никитой Хрущёвым. А уж после того как она спасла Хрущёва от заговора, никто не сомневался, что между ними что-то да было.

Фурцева и Хрущёв были командой. У них была общая игра, общая цель. Они выстраивали конструкцию нового развития страны. Как только Фурцева приходила на работу, тут же бежала в кабинет к Хрущёву, чтобы рассказать, какие идеи пришли ей в голову. А со стороны это, наверное, выглядело как роман.

Да, она спасла Хрущёва от заговора, рискуя всем. Она верила в него. Но, как это всегда бывает в жизни, диктаторы редко бывают благодарными. Они, как правило, убирают тех, кто помог им прийти к власти. Что и произошло с Фурцевой.

На пике своей карьеры Екатерина Фурцева познакомилась с Николаем Фирюбиным. Он был одним из её подчинённых. По свидетельству многих, ничем не примечательный Фирюбин каким-то непонятным образом вскружил голову Мальвине (так за глаза называли Фурцеву товарищи по партии).

Светлана была убеждена, что Фирюбин руководствовался исключительно карьерными интересами, когда начал ухаживать за Фурцевой. Они ведь познакомились, когда Фирюбин был ещё женат. Как потом выяснилось, у него была ещё и любовница. Ради Фурцевой он бросил жену, хотя при этом не отказался от любовницы. О ней Екатерина Алексеевна узнала только спустя несколько лет. И всё же продолжала жить с Фирюбиным, даже ходила под ручку с неверным мужем на рауты. Она предпочитала оставаться в статусе замужней женщины.

Карьера Фурцевой быстро пошла на спад, как только Хрущёв узнал, что его соратница иногда позволяет себе критику в его адрес. Фурцеву сняли с должности секретаря ЦК КПСС. Узнав о «предательстве», Фурцева попыталась вскрыть себе вены. К счастью, её успели спасти.

Новым местом её работы стала должность министра культуры.

Придя в себя, она с рвением принялась за новое дело. В должности министра культуры она наломала кучу дров, но хорошего сделала всё-таки больше. Фурцева всегда одевалась по последней моде, следила за фигурой, соблюдала диету, занималась спортом и даже сделала подтяжку лица. Она считала, что не имеет права дурно выглядеть среди творческой интеллигенции. Именно тогда она и влюбилась в итальянца Антонио Гирингелли. Конечно, понимала, что эта любовь ничего хорошего ей не сулит. Они скрывали свой роман ото всех. Фурцева страдала от того, что не могла быть вместе с любимым, но ничего поделать не могла.

Приступ или яд?

Лучшая подруга Екатерины Фурцевой Людмила Зыкина как-то вспоминала: «Екатерина Алексеевна часто говорила о том, что её никто не понимает, что она очень одинока и никому не нужна».

У Фурцевой была масса друзей и поклонников. Но они не заменяли ей близких. У мужа была любовница, Гирингелли был недоступен, дочь Света полностью занята своей супружеской жизнью, о чём после смерти матери страшно жалела, считала себя чуть ли не преступницей. Но не одиночество могло толкнуть её на самоубийство. Думаю, она бы ещё боролась, если бы не знала, что её хотят снять с должности министра культуры. Она как-то сказала: «Я умру министром». Этот последний день её жизни стал для неё чёрным. Сначала во время совещания к ней зашли незнакомые люди и срезали правительственный телефон. Потом на приёме в итальянском посольстве она разругалась с Фирюбиным. Приехала к дочери и увидела, что и ей совсем не нужна: с любимым и любящим мужем Светлана была счастлива и без матери. Тогда Фурцева решила поехать на служебную дачу. Но там комендант заявил ей, что она должна освободить помещение в течение 24 часов.

Светлане выдали на руки справку о том, что у Екатерины Алексеевны случился сердечный приступ: у нас все вожди умирали от острой сердечной недостаточности. К сожалению, никто до сих пор не знает истинной причины смерти Фурцевой. Но Светлана всегда считала, что её мать свела счёты с жизнью, выпив цианистый калий.

25 октября 1974 года, положила конец своей жизни попавшая в опалу к Л. И. Брежневу Екатерина Алексеевна Фурцева. Легендарная «Екатерина Великая», «Хозяйка» - как называли ее в Москве. Первая женщина, вошедшая в руководящий состав страны Советов. 44 года работы в комсомольских и партийных органах, из них последних 14 – министром культуры СССР.

Екатерина Алексеевна родилась в небольшом городке Тверской области. Ее отец погиб в Первую мировую войну. Мама замуж больше не вышла, одна вырастила сына и дочь (кирпичный барак в городишке Вышний Волочек, где Фурцева провела детство, сохранился до сих пор). В далеком 1925 году юная Катя закончила 7-летку и поступила на ткацкую фабрику (потом всю жизнь недоброжелатели язвительно будут шипеть ей вслед «ткачиха»). Умная, подтянутая, волевая Катя от станка быстро перешла к комсомольской работе – трудовая деятельность на фабрике к 20-ти годам сменилась Высшими академическими курсами «Аэрофлота». Окончив которые, Екатерина попала в начальники политотдела авиационного техникума в Саратове, и никогда уже больше с руководящими должностями не расставалась.

Здесь же Фурцева встретила своего первого мужа – красавца, отличника, летчика Петра Биткова. И страстно его любила, пока Петр не бросил ее с маленькой дочерью на руках. Трагические личные события совпали со страшными временами, обрушившимися на страну – началась Великая Отечественная война. Екатерина Алексеевна от горя чуть с ума не сошла, — убиваясь по мужу, по отчизне, в первый раз ощутив себя беспомощной, не в состоянии ухаживать за новорожденной Светланой. Спасла мама – приехала, все взяла на себя и не оставляла больше Фурцеву никогда одну. Такая сильная, волевая, умная Екатерина Алексеевна, все-таки, в первую очередь была женщиной – слабой и беззащитной, боявшейся одиночества и личных драм. Поэтому, и в 1974 году, попав в немилость, удар сдержать не смогла – дочь уже выросла, второй муж накануне ушел к другой, предстоящая жизнь одинокой, оставленной всеми пенсионерки Фурцеву никак не устраивала. И Екатерина Алексеевна, решившая умереть только министром (как она сама сказала в разговоре с одной из подруг), положила конец, всем мучениям сразу – выпив банку снотворного.

Не перечислить заслуг Екатерины Алексеевны перед отечественной культурой нельзя, вот только некоторые из них: отстранение КГБ от решения вопросов о выезде за границу деятелей культуры, организация Московского международного кинофестиваля, Международного конкурса имени Чайковского, рождение Театра на Таганке, создание Цирка на проспекте Вернадского, строительство спорткомплекса «Лужники», строительство зданий «Детский мир» и концертного зала «Россия», новые здания для театров МХАТ, Театра оперетты, Театра имени Моссовета. Фурцева не позволила закрыть и выбила здание, ставшему легендой театру «Современник», успела помочь созданиюТеатра-студии Олега Табакова.

Сегодня, в день памяти Екатерины Алексеевны мы подготовили подборку интересных фактов из ее жизни и предлагаем вам с ними ознакомиться.

1. Современниками описывался характер Екатерины Алексеевны как жесткий, своенравный. Ей очень не хватало образования, не разбираясь ни в музыке, ни в живописи, она интуитивно запрещала то, что не понятно, даже если речь шла о шедеврах мировой культуры – у Фурцевой, кроме идеалов партии, кумиров не было.

Поэтому в страну, например, не приезжали западные рок-группы. Конечно, все время запрещались спектакли, программы, попадали в немилость люди искусства (Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской были вынуждены уехать из-за опалы, которая была следствием проживания на их даче бездомного отечественного классика Александра Солженицына). И тем не менее, Фурцева чаще принимала сторону людей творческих, не взирая на партийные установки. Она всегда была готова выслушать и понять — в этом сходятся все, кто с нею сталкивался.

2. Екатерина Алексеевна была энтузиастом развития непрофессиональных театров. Она так увлеклась этой идеей, что какое-то время, даже считала, что профессиональные театры себя исчерпали. Как-то, она собрала группу ведущих режиссеров и актеров, чтобы убедить маститых художников в правоте своих мыслей. Актер Борис Ливанов не обращая внимания на Фурцеву что-то рисовал в свой блокнот. Екатерина Алексеевна заметила, и раздраженно спросила: «Товарищ Ливанов! Вы совсем меня не слушаете! Вам неинтересно?». На что Ливанов ответил: «Почему же. Я с большим интересом слушаю Вас, Екатерина Алексеевна и у меня возник к Вам вопрос. Скажите, вот Вы лично стали бы обращаться к непрофессиональному гинекологу?».

3. Фурцева спасла Хрущева от мини-переворота, когда Маленков, Коганович, Молотов, объединившись с некоторыми членами президиума, решили простым голосованием отстранить Никиту Сергеевича от дел. Предвидя, что Хрущева сейчас «заголосуют», Фурцева отпросилась в туалет и побежала звонить силовым министрам. Буквально в минуты примчались Жуков, Игнатов и не дали сместить Хрущева.

4. В 1961 году Фурцеву Хрущев предал. По его указанию Екатерину Алексеевну убрали из Президиума ЦК КПСС. Произошло это прилюдно – на октябрьском пленуме. Фурцева пережила большое унижение. Ей отключили правительственную связь, попросили освободить дачу. Екатерина Алексеевна закрылась в ванной и вскрыла себе вены. Но в тот раз ее спасли – случайно зашла подруга и забила тревогу. Дверь успели вовремя взломать. Хрущева сняли, но и Брежнев обратно в Президиум не позвал. Так и осталась Екатерина Алексеевна в простых министрах. Однажды она с горечью сказала Любимову: «Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь, вот видите, сижу тут и с вами говорю.».

5. Искусствовед Анатолий Смелянский в своей книге об Олеге Ефремове написал: «Фурцева была не только министром. Она была женщиной. И Ефремов ей нравился. Она позволяла себе невиданные вещи: могла, например, будучи навеселе, кокетливо приподнять юбку выше колена и спросить: «Олег, ну скажи, у меня неплохие ноги?». И это правда. Екатерина Алексеевна тщательно следила за своей внешностью и была красива до самого последнего дня своей жизни. Утверждают, что она делала пластические операции, не говоря уже о ежедневной гимнастике, занятий теннисом, (фигура у советского министра была нисколько не хуже чем у самой холеной западной кинозвезды).

Узнав что Франция выпускает препарат для похудения Фурцева его раздобыла и регулярно пила. С удовольствием принимала вещи, привезенные в подарок из-за границы, одевалась с большим вкусом и выдумкой.

6. Екатерина Алексеевна была необыкновенного, душевного обаяния человек и располагала к себе собеседника в считанные минуты, неподдельной искренностью и вниманием. Рабочий кабинет Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы с надписью: «Екатерине от Елизаветы». Говорили, что через 20 минут общения Фурцевой с английской королевой, последняя, вдруг, сказала: «Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто Елизавета» — скорее всего легенда, но ярко характеризующая способности Екатерины Алексеевны.

7. Юрий Никулин рассказывал, как Екатерина Алексеевна спасла «Кавказскую пленницу». Этуш играл в картине своего знаменитого «товарища Саахова», а у парторга «Мосфильма» фамилия была похожая: «Саков». Начальники уперлись и не хотели выпускать готовую ленту в прокат, заставляли поменять Саахову фамилию и переозвучить фильм. Никулин жаловаться к Фурцевой пошел. Та как услышала про глупость начальственную и за телефон, в трубку орет: «Эт-то что за идиотство?», ей с перепугу отвечают, что произошла ошибка, никто такого вопроса и не поднимал даже – картина готова и очень скоро появится на экранах!

8. Правда, что Екатерина Алексеевна пила. Особенно когда похоронила маму – Матрена Николаевна держала дочь в ежовых рукавицах до последнего дня своей жизни.

Министр в ее сторону дыхнуть не смела. И со смертью матери потеряла душевное равновесие, стену, стала панически бояться остаться одна. Ее подруга Людмила Зыкина говорила что Екатерину Алексеевну спаивали: «Фурцеву часто вынуждали выпивать… то и дело на приемах, на разных мероприятиях подходили артисты с бокалами, каждый считал за честь выпить вместе…». Но пить Екатерина Алексеевна не умела – пьянела очень быстро, при этом предпочитала водку. По вечерам в министерстве собиралось ее ближайшее окружение, наливали Фурцевой, поддакивали, подхваливали, подзадоривали, чтобы выпросить кому что нужно.

9. После похорон, на поминках, которые проходили в Доме актера, писатель Константин Симонов сказал, выражая общее мнение: «Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» — и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет», и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и поступать могла только большая, светлая личность…».

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева умерла 24 октября 1974 года. Все произошло внезапно, за одну ночь, и загадочно: вечером была на банкете, поссорилась с мужем, ушла - утром объявили, что умерла от сердечного приступа. Ходили слухи о самоубийстве, тем более, что раньше уже вскрывала себе вены. Чистая литературщина: страдания и метания утонченной дамы. А ведь раньше, в молодости, она была словно советский танк - смелая, упертая и волевая.
Фурцева была самородком и, видимо, обладала феноменальными способностями. Плюс выигрышная внешность и большой талант общения или даже внушения. Потому биография ее стремительна и в высшей степени партийна: Екатери́на Алексе́евна Фу́рцева родилась 7 ноября 1910 года в Вышнем Волочке. В графе «социальное происхождение» писала «ткачиха, из крестьян», для партийной карьеры лучшего придумать невозможно. С 1954 по 1957 годы работала Первым секретарем Московского Городского Комитета КПСС. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 годы. Министр культуры СССР с 1960 по 1974 год.
За последние 14 лет жизни на посту Министра культуры Екатерина Фурцева сделала удивительно много: Московский кинофестиваль, Конкурс имени Чайковского, выставки Пикассо, Рериха, показ Джоконды в Москве, гастроли Большого во Франции, США, Италии. Это только глобальные международные проекты, и то не все. Внутри страны Фурцева лично контролировала все значимые постановки, фильмы, концерты и гастроли. От нее зависело, кто «пробьется» и выйдет под свет софитов.
Выбор этой женщины «от сохи» был на удивление точным, хорошего вкуса. Конечно, можно сказать, что в ее распоряжении были человеческие ресурсы огромной страны. Но у ее соратника Никиты Сергеевича Хрущева тоже все были под рукой, однако культуры ему это не прибавило. У Фурцевой хватало сил и внимания взаимодействовать с деятелями культуры именно лично и очень эмоционально. При ней взошли звезды великих талантов - Ойстраха, Рихтера, Растроповича, Плисецкой, Вишневской, Ефремова, Бондарчука. Конечно, не было ее заслуги в том, что эти люди были столь одаренными, но нельзя забывать о том, что Фурцева им помогала.
Ей не были благодарны, часто спустя годы после ее смерти отзывались оскорбительно. Оно понятно, ее любимые подопечные - великие таланты. А кто она? «Шлагбаум на пути культуры», как в глаза сказал ей Олег Ефремов. Да и моветон любить начальство, особенно интеллигентному человеку. В России. Как в советской, так и до того. Это уже сейчас считается - можно.
Одна Зыкина была признательна Фурцевой и всю жизнь отзывалась тепло. Наверное, потому что простая женщина, и возможно, внутренне более свободная. Еще Екатерине Алексеевне были благодарны иностранцы. До ее «правления» они ничего кроме хорошей народной песни и пляски из СССР не видели - и вдруг суперклассика и суперкрасота. И переговоры можно вести с красивой вменяемой дамой. Святослав Рерих ее очень ценил, директор миланского театра «Ла Скала» Антонио Гирингелли 10 лет коллекционировал ее портреты, Карден благодарил сердечно. Датская королева Маргрете однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны столько, сколько Фурцева сделала для своей.
Дружба с Надей Леже, вдовой французского художника Фернана Леже, и вовсе получилась знаковой: две простые русские женщины очень подружились, одна «командовала культурой» на одной шестой части суши, другая волею судеб из помощницы по хозяйству стала наследницей харизматичного художника. Обе среди снобов-урожденных интеллектуалов Парижа, Ниццы и Москвы чувствовали себя немного лазутчицами, - и помогали друг другу, поддерживали. Визиты Нади в СССР в качестве обласканной вдовы прогрессивного художника прибавляли ей авторитета в Париже, дорогие подарки и консультации на тему «что нынче носят во Франции» добавляли шарма Екатерине.
Можно представить как Фурцевой завидовали жены мужчин-членов Политбюро. Париж, Милан, Нью-Йорк, кинофестивали, московские театры - все у ног Екатерины Великой. «Мне в Париж по делу надо срочно!» Платья от Ланвен, духи французские, ее облик становился все более утонченным. Другие ЦК-овские дамы в большинстве своем так и оставались «из крестьян».
Но если ты приближаешься так близко к искусству, что меняется облик - значит, меняется и твоя психика.
Фурцева ушла как героиня фильма или романа - артистично, нервно. Даже загадочно.